Спасение в горах. Сесть любой ценой

В посте про военных лётчиков (вот в этом) я затеял небольшой спор, суть которого сводится к тому, что многие восхищаются мастерством военных лётчиков, что совершали "невозможные" посадки в горах Кавказа, когда там шли военные действия, но совсем забывают о тех чья жизнь состоит из этих "подвигов".

Я говорю о пилотах горноспасательных служб.


И на радость @Ale1ko, соберу небольшой пост о самых ярких событиях и людях этой профессии.

Спасение в горах. Сесть любой ценой Горы, Спасатели, История, Пилот, Невозможное, Длиннопост

Начну с яркого воспоминания из детства.

В нулевом году мой отец вернулся с восхождения на Пти-Дрю (Шамони, Франция) с разбитым лицом и костяшками пальцев, ничего супер серьёзного, но выглядело это страшно.

Случай был достаточно банальным, ночью на спуске, уже практически у подножия горы, его напарник оступился и улетел вниз. Он его нашёл, двигаться Миша не мог было подозрение на перелом позвоночника (к счастью, оно не оправдалось).


Всё что оставалось делать - вызвать спасателей.


Так вышло, что место откуда можно было забрать пострадавшего находилось под ледником.


Прилетевший вертолёт успел сбросить носилки и готовился к посадке, когда ледник решил погрести под собой всё живое.


Ночь, падающие куски льда, пилот пытающийся удержать машину от неминуемого падения и двое несчастных пытающиеся спасти свои жизни, закрывшись носилками.


Каким-то чудом машину удалось отвести из-под падающих льдин. Любой другой отказался бы от затеи сесть в столь небезопасном месте, но не люди чья работа спасать жизни.


Сделав крутой вираж раненая машина примостилась на крошечном пяточке между всё ещё рушащимся ледником и пострадавшими.


Спасатели выполнили свою работу быстро и качественно, людей спасли, машину после небольшого ремонта вернули в строй.


Вот таким образом я впервые узнал об этой профессии и рисках с ней связанных.


Теперь немного о том с чем не сталкивался лично, но о чём писал и читал в разных источниках.


Начнём с самого очевидного.


Посадка на Эверест и спасение на Аннапурне


Дидье Дельсаль управляя Eurocopter Ecureuil/AStar AS350 B3 совершил посадку на Эверест (8850 метров). Случилось это событие 14 мая 2005 года, уже на следующий день Дидье повторил свой подвиг.


Технически этот полёт не был рабочим, да и Дельсаль не является штатным пилотом горно-спасательной службы, скорее тут показали на что способна сама машина.


Самым знаменитым и успешным пилотом-спасателем в этом регионе был непалец Сабин Баснят.

7 ноября 2010 года он погиб спасая японского альпиниста Kazuya Hiraide в районе третьего базового лагеря (~6500м) на Аннапурне. Вместе с Сабином погиб и оператор Пурне Авале, который ассистировал Басняту в этот день.


Всего за 15 минут до трагедии Сабин и Пурне спасли Давида Гётлера, который был напарником Казуя в этом восхождении.

К слову, Казуя остался жив, его сняли на следующий день.

Спасение в горах. Сесть любой ценой Горы, Спасатели, История, Пилот, Невозможное, Длиннопост

Знающие английский могут прочесть описание событий от лица Давида Гётлера тут


А погуглив Сабина узнать о его подвигах в горах.


Знай наших


Говоря о пилотах-асах грех не вспомнить и наших ребят.

Далеко не всегда Пилот снимает с горы пострадавших, часто его задача быть некоей поддержкой. Доставить спас отряд, сбросить груз, провести визуальную разведку, а бывает, что требуется всё и сразу.


Зимой 1980 года на северо-восточной стене пика Москва (6 785 м) разыгралась трагедия, сюжет которой переплюнет любой голливудский триллер.


Пытаясь облегчиться для быстрого восхождения, команда альпинистов осталась практически без снаряжения, когда начался сильный буран.

Положение усугубляло то, что накануне альпинисты лишились палатки, её просто сдуло.


Продолжать восхождение в таких условиях было безрассудством, но ребята не отступили. К сожалению это решение стоило многих жизней.


Описывать события полностью я не буду, кому интересно можете ознакомиться с ними тут


Поговорю только о работе пилотов.


Не смотря на облачность и сильную турбулентность, пилоты Олег Николаевич Гаврилов и Вениамин Маркович Кожин смогли сбросить грузы медикаментов (на высоту 6000 метров), а позже забрать одного из пострадавших с ледника (4800 метров).


Участник спасательной операции поделился впечатлениями от полёта:


В салоне - крепкий памирский морозец. Болтанка? Не то слово. Обычные понятия «верх», «низ», «право», «лево» здесь просто недействительны. То один, то другой борт вертолета становится полом. Тяжелая машина совершает отчаянные скачки. То с одной, то с другой стороны вдруг выглянет острый ледовый гребень или мрачная скальная стена, проносящаяся, кажется, возле самого иллюминатора. В мелькании полета - то нахлесты сплошной облачности, то угрожающе взметнувшиеся зубцы вершин. Как только удается ориентировать и лавировать пилотам?
(...)
Звучит команда: «Грузы к люку!» Пристегнувшись страховочными карабинами, альпинист и второй пилот подтягивают тюки и ящики к разверстому жерлу. По команде первого пилота один подает, а другой сбрасывает грузы.
... Когда вертолет в прощальном вираже пронесся над перемычкой, все полюбовались выполненной работой: чисто, как на витрину, положили.

Пока что я остановлю рассказ, пост и так получился длинным и слегка скомканным, сложно уложить большой объём информации в формате блога, но возможно я ещё вернусь к этой теме, когда нахлынет вдохновение.


Есть ещё очень много историй, которые можно рассказать и людей достойных упоминания.

Автор поста оценил этот комментарий
Зачем люди идут в горы? Да ещё и так опасно. Есть у этого практическое применение?
раскрыть ветку