Репин

Несомненно, что крупнейшим русским живописцем второй половины XIX века — времени расцвета русского реалистического искусства — был именно он. Его пример является наиболее удачным аргументом в извечном споре о соотношении между гениальностью и большим дарованием. Сравнение его произведений с аналогичными по темам творениями крупнейших мастеров русского реализма показывает, что его ключевые картины на невидимую ступеньку приподнимаются над созданиями его талантливых собратьев по искусству. Возможно, этим чем-то непостижимым является индивидуальность каждого члена ватаги бытовой картины «Бурлаки на Волге», или особая напряженность общей сцены полотна «Не ждали» , или несравненное жизнелюбие персонажей «Запорожцев», или

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Будущий Великий русский художник Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии, в семье рядового уланского полка Ефима Васильевича. Казалось бы, происхождение не оставляло ему выбора: монарший указ императора Александра I предписывал детям военных поселенцев с семилетнего возраста становиться кантонистами, а с восемнадцати — после перевода в воинскую часть — четверть века служить Отечеству.


Но судьба распорядилась иначе – родители Ильи вовремя заметили способности сына и устроили его в местную школу военных топографов. Позже он поступил учиться в частную иконописную мастерскую и, став в свои неполные пятнадцать иконописцем, разъезжал по далеким селеньям, выполняя работы. Художественная среда Чугуева и одаренные учителя помогли Илье Репину в его ранних живописных исканиях, и Репин решил поступать в Петербургскую академию художеств. Выручив сто рублей за роспись Сиротинской церкви, осенью 1863 года он отправился в Петербург, где в течение года посещает рисовальную школу Общества поощрения художников. В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И.Н. Крамским, критиком В.В. Стасовым. Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника, избавляющее от податного состояния военного поселянина.


Летом 1868 года Илья Репин усердно готовился к конкурсу на малую золотую медаль. Друзья уговорили его отправиться на прогулку по Неве до Усть-Ижоры, и с палубы парохода Репин впервые увидел бурлаков, с неимоверными усилиями тянущих вдоль берега груженую барку. Эта сцена произвела на молодого художника мощное впечатление. При первой же возможности он вместе с художником Ф.А. Васильевым отправился в приволжские селения, и там его альбомы быстро заполнялись зарисовками: он подолгу сидел с бурлаками у костров, над которыми булькала в котелках их простая пища, присматривался к процессу составления бурлацкой тяги. Сколько же колоритных прототипов для персонажей своей картины встретил Репин на волжских берегах и перенес затем их на холст!

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Едва Репин успел вернуться в Петербург, как курировавший Академию художеств великий князь Владимир изъявил желание взглянуть на привезенные молодым живописцем рисунки. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги». Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла. Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. Дескать, не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам всё легко. Это не то. Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов. Сюда лучше не лезть. Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира».

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Картина оказалась в числе лучших работ, представленных учениками Академии. Илья Репин становится обладателем большой золотой медали, ему присуждается звание художника первой степени, а также право на шестилетнее заграничное пенсионерство.


Однако впереди Репина ждал настоящий триумф. На очередной выставке в Обществе поощрения художников, открывшейся в 1871 году, не было посетителя, который бы не задержался у его монументального полотна «Бурлаки на Волге».

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
Казалось бы, тема сама по себе не нова, но никому прежде так, как Репину, не удавалось столь мастерски, без какой-либо тенденциозности разработать остросоциальный сюжет, приподнять его над «стоном», что «песнью зовется». Настоящий фурор вызвали «Бурлаки» на Венской всемирной выставке 1873 года и пятью годами позже на Парижской. Сам же художник готов был вновь и вновь возвращаться к картине с кистью в руках. Так, почти тридцать лет совершенствовал он картину, написаную в дуете с Айвазовским «Пушкин на берегу Невы», в результате холст от огромного наслоения красок стал более напоминать барельеф… 
Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

11 февраля 1872 года в академической церкви состоялось венчание Репина и юной Веры Шевцовой. А в ноябре у них появилась дочь, которую назвали в честь матери. Позже Репин напишет ряд проникновенных портретов своей жены Веры и детей.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

В мае 1873 года Репин вместе с семьей отправляется в Италию, где по инициативе Мстислава Прахова зародилась идея создания абрамцевского кружка. Ко времени начала пенсионерской поездки Репина центр современной художественной жизни уже переместился из Рима в Париж. Он отправляется туда в октябре 1873 года и живет во Франции в течение трех лет, изучая творчество Дюрана, Коро, Добиньи, Лорана, Курбе, патриарха исторической французской живописи Делароша. Истинное наслаждение испытает И.Е. Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая».

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
Там же Репин напишет этюды «Мельница в Кресоньерах» и «Лошадка для сбора камней в Вёле». Всего шестнадцать работ, которые затем появятся на персональной выставке художника в 1891 году.


Находясь за границей и сравнивая работы русских и западных живописцев, Репин глубоко задумался о самобытных чертах национального характера и его проявлении в искусстве.

Он пишет «Садко в подводном царстве».

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
Впервые в русской живописи художник обратился к сюжету из народного эпоса. Несмотря на благожелательные отзывы публики, Репин не удовлетворен результатом, он признается друзьям, что готов уничтожить полотно, которое создавалось с холодным сердцем. Картина «Садко» в подводном царстве в 1876 году во время отчетной выставки будет выставлена в залах Петербургской академии художеств. За это произведение, разочаровавшее самого автора, Репин получит звание академика.


Осенью 1876 года художник с волнением переступает порог родительского дома в Чугуеве.

В праздничный день он видит: все так же, как в его детстве, плывет по пыльной дороге торжественная процессия со священником во главе, но вырублены вековые деревья, торчат пни под неистовым солнечным светом. Впечатления от увиденного не отпускают Репина, они ложатся в основу одной из самых знаменитых его картин – «Крестный ход в Курской губернии». Своего рода его же «бурлаки» помноженные на сто.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

По широкой сельской дороге перед зрителем проплывает сама провинциальная пореформенная Россия, демонстрируя почти все свои сословия.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
«Крестный ход в Курской губернии, – писал И.Э. Грабарь, – окончательно установил за Репиным репутацию первого художника России».


В 1877 году Репин с семьей перебирается в Москву. Он заканчивает уже начатые и создает новые картины: здесь и «Царевна Софья», и «Запорожцы», и «Крестный ход», и «Не ждали», и «Иван Грозный и сын его Иван», множество великолепно исполненных портретов: Куинджи, Кардовского, Сурикова, Глинки, Гаршина, Бехтерева, Менделеева, Тургенева… Лучшие умы и дарования эпохи живут на его полотнах: Стасов, Лев Толстой, хирург Пирогов, актриса П.А. Стрепетова...

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Исключительно талантлив портрет Мусоргского, написанный в последние, трагические дни жизни великого композитора. Голливудские кинематографисты в последствии будут часто использовать его симфонии в своих блокбастерах. Особенно композиции «Ночь на Лысой горе» и «Пляски смерти». Вот он - создатель «танца Смерти» уже, кажется, видит её

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка.


Готовясь к картине «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», живописец тщательно изучал всевозможные архивные источники, осматривал келью, в которой Софья томилась в годы своего заточения. Первая историческая картина художника трактуется им как драма личности. Главная интересующая его задача - раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, её страшный гнев и лютую, бессильную ненависть.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
Таким же детальным был подход к потрясающей по своей эмоциональной силе, одной из лучших работ Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года.»
Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
И.Н. Крамской в письме к Суворину писал: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выражено и выпукло выдвинуто на первый план – нечаянность убийства!.. И как написано, боже, как написано!  В картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он…
Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: “Ничего, дескать, папа, не бойся!” Ах, боже мой!»


Картина «Под конвоем» стала дебютной в репинской галерее положительных образов разночинной революционной интеллигенции.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Тему судьбы революционера-народника И.Е. Репин развивает и в других полотнах этого цикла – в «Сходке», «Аресте пропагандиста», в «Отказе от исповеди»

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

а также в созданной после того, как в результате амнистии перед ссыльными народниками открылись двери острогов, картине Репина «Не ждали».


Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. В первом варианте художник изобразил сцену, увиденную в детстве. В семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин её дорабатывал, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Судьба другого, не менее легендарного, репинского шедевра тоже уходит корнями в детство художника. Репин вспоминал, как однажды на порог их дома с громким хохотом ввалился молодой казак Гаврила Корж и стал с немыслимым сарказмом декламировать строки ответного письма отчаянных в своей удали запорожцев грозному турецкому султану: «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь...» Гость ушел, и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. Для того чтобы изучить быт запорожцев, их утварь, одежду, оружие, он весной 1880 года вместе со своим учеником Валентином Серовым отправляется в поездку по местам, где когда-то шумела Запорожская Сечь. По дороге они заезжают в Киевский и Одесский музеи, затем их путь лежит в старинные поселения запорожцев – Покровское, Александров, Базовлук, Токмаковку… Маленькая экспедиция посещает остров Хортицу, где в свое время стояли курени запорожцев. Во время поездки Репин знакомится с историком Н.И. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д.И. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. Мало того, что бесценная коллекция Яворницкого, в которой были и старинные сабли, и ружья, и сумки, помогли Репину воссоздать в картине реальную атмосферу происходящего, так еще сам историк с удовольствием позировал художнику, увидевшему в нем образ лукавого, насмешливого писаря. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. От первого наброска в Абрамцеве до окончательного варианта картины, показанного художником на персональной выставке 1891 года, прошло долгих двенадцать лет.


В ноябре 1891 года в Петербурге в залах Академии художеств открылась, а затем в январе–феврале 1892 года продолжилась в Москве персональная отчетная выставка Ильи Ефимовича, приуроченная к двадцатилетнему юбилею творческой деятельности художника. На ней как раз и были выставлены «Запорожцы».

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост
Реакция на них оказалась неоднозначной. Посыпались упреки то от Лескова в недостаточной идейности, то от Суворина, то от художника Николая Ге… Простые же зрители, заполняющие залы выставки, принимали картину с бурным восторгом. Выставка Репина прошла с триумфом, укрепив славу и материальную независимость художника, его картины быстро раскупались.


Творческий подъем 80-х годов не только вознес его на вершину славы, но и порядком истощил, казалось бы, беспредельную энергию. Стала болеть и слабеть правая рука. Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. В мае 1892 года Репин присматривает в пятнадцати верстах от Витебска имение Здравнёво и поселяется там. Летний сезон 1892 года знаменателен появлением серии рисунков: Лодки у берега, Лодки на Двине, Косцы в поле, а также картины Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль».

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

25 ноября 1893 года И.Е. Репину присваивают звание профессора живописи, а уже 1 декабря он становится действительным членом Академии художеств. Осенью того же, 1893 года Репины – Илья Ефимович с сыном Юрием – отправляются в полугодовое заграничное путешествие. Вена, Мюнхен, Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь… Вернувшись, Репин дает согласие вести мастерскую в Академии художеств, через которую в разные годы прошли Грабарь, Кардовский, Кустодиев, Билибин и многие другие живописцы. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами».

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Личная жизнь приносила одни печали. Расставание с женой, тяжелая психическая болезнь второй дочери – Нади, сложные, чуть ли не враждебные отношения с сыном Юрием заводили сердце в тупик. Спасала работа. Репина захватывают «Записки сумасшедшего» Гоголя, он делает к ним блистательные иллюстрации.


С интересом обращается к произведениям Шевченко, Чехова, Гаршина, Лескова, Пушкина, Некрасова. Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). Это было мучительное время поисков. К счастью, у него была поддержка со стороны Натальи Борисовны Нордман-Северовой, с нею мастеру суждено было прожить бок о бок почти пятнадцать лет. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму... «Villa Penates» стала этаким райским островком для художника. После городской суеты, среди сосен и берез, внутри тишины, окутанной шелестом морского прибоя, появлялись силы и вдохновение.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Ежедневная творческая работа, преподавание – Репин в период с 1894 по 1907 год руководил мастерской, затем стал ректором Академии художеств, одновременно ведя курс в мастерской Тенишевой, – посещение театров, чтение, писание огромного количества писем, казалось, не изнуряли его. В мае 1900 года Репин как член международного жюри и Наталья Борисовна едут в Париж на Всемирную художественную выставку. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Репин продолжал усердно работать. Небывалый по напряжению труд привел к обострению тяжелого заболевания, в результате которого у художника стала сохнуть правая рука.

Репин стал писать левой.

Репин Художник, Илья Репин, Живопись, Искусство, Длиннопост

Революция, о необходимости которой всё время кто только не говорил, совершилась.

В декабре 1917 года создатель первого в истории человечества социалистического государства товарищ Владимир Ильич Ленин подарил финам независимость. Финляндия впервые стала независимым государством. И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. Оказавшись за пределами Отчизны, Репин с огромной печалью смотрел на опустевший поселок с заколоченными дачами. Теперь он оказался совсем один: еще в июне 1914 года в швейцарской клинике скончалась от туберкулеза Наталья Борисовна. Последние годы своей жизни великий русский живописец жил в одиночестве на границе со своей Родиной, такой не похожей на саму себя.

Осенью 1930 года художник сильно простудился. И его не стало.

15
Автор поста оценил этот комментарий

Восхищаясь творениями Репина, не могу не заметить. Что благодаря ему, мы думаем, что Иван Грозный убил своего сына. И заблуждаемся по поводу бурлаков.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Репин так критически относился к своим картинам, что Третьяков (меценат, основавший Третьяковскую галерею), запретил пускать на выставку Репина, если при нем были кисти и краски, иначе он бесконечно что-то в картинах подправлял.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за пост. Прочитал по дороге на работу. Прямо глоток свежего и чистого воздуха ... Люблю читать про творческих людей. В нерезиновой бывая проездом всегда посещаю третьяковку, сколько раз смотрел картины и каждый раз замечаешь в них что-то новое...
5
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
6
Автор поста оценил этот комментарий
На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка.

Мда.