Религиоведение и теология. Основное различие.

Читая Пикабу, я начал отмечать для себя одну забавную тенденцию. В постах о религии, коих на сайте становится все больше и больше, происходят ожесточенные споры. Но ни защитники религии, ни их оппоненты, чаще всего, совершенно не разбираются в матчасти. Поэтому я решил написать несколько ознакомительных постов на эту щепетильную тему, как и обещал (прошу прощения у подписчиков за долгую задержку). Так как я в свое время защищал диплом по религиоведению, то подход к материалу будет сугубо научный. И начать, пожалуй, стоит с самых основ. То есть разделить понятия "религиоведение" и "теология" и дать им определения.

Религиоведение


Как наука, религоведение сформировалось совсем недавно. Если быть точным, то к концу XIX века. К тому моменту человечество уже знало об электричестве, уравнениях Максвелла и "Теории о происхождении видов" Чарльза Дарвина. И вот, в этой прогрессивной среде один немецкий филолог, коего звали Фридрих Макс Мюллер, совершил переворот в изучении религии. В 1870 году в Оксфорде он прочитал курс лекций, в котором предложил исследовать мировые религии сравнительным методом. То есть отринуть мистицизм и буквально препарировать их на составляющие. При этом он предоставил свои исследования, которые вызвали немалый скандал в научной и религиозной среде, сравнимый с работами Дарвина. В своих изысканиях он сравнивал авраамические религии (христианство, ислам и иудаизм), восточные учения, древние мифологии (Греции, Рима и т.д.), а также верования первобытных племен (например, свежеизученных африканцев). И пришел к выводу, что христианское учение не так уж и далеко ушло от верований папуасов. Неожиданно для всех религиоведение набрало немалую популярность и стало одним из основных инструментов изучения человеческого общества, наряду с этнографией и философией.

Религиоведение и теология. Основное различие. Религия, Теология, Наука, Сравнение, Длиннопост

Фридрих Макс Мюллер, основоположник религиоведения.

К ХХ веку религиовединие полностью сформировалось как самостоятельный предмет. Но стоит учитывать тот фактор, что изначально это наука, созданная на границе других дисциплин. Религиоведение пересекается с общей и социальной философиями, историей философии, социологией, антропологией, психологией, всеобщей историей, этнографией, археологией и другими науками. И тут вы зададитесь вопросом - "Зачем оно вообще нужно?" "Чтобы провести сравнительный анализ" - ответят вам религиоведы. И будут правы. Потому что только религиоведение в полной мере позволяет сравнить ислам и культ Радужного змея из Австралии и выявить очень много общего, абсолютно незаметного на первый взгляд.


К сожалению, в России у религиоведения довольно сложная история. Во времена Империи эта наука испытывала очень серьезное давление со стороны официальной религии. Большая часть научных работ того времени написана православными служителями и имеет явный христианский подтекст, что негативно сказывается на объективности исследований. После Революции религиоведение попало в опалу, как и все, связанное с религиозностью. Более-менее серьезные работы стали появляться уже после смерти Сталина, в период оттепели. Чаще всего эти работы проходили как этнографические или как критика религиозности в канве научного атеизма. Ну а с распадом СССР стало совсем непонятно. Ибо кто девушку платит, тот ее и танцует. И под маской научных работ начали продвигать всякую "дичь" о славяно-арийских ведах, Гипербореи и далее по списку. А после 2000 года бывшими кафедрами научного атеизма и этнографии заинтересовалась РПЦ (в профильных регионах мусульманские и буддийские религиозные деятели). Сначала на пожертвования, а потом с помощью Божей и государственной помощью, на их базе начали открываться кафедры теологии. И, таким образом, к 2018 год, довольно сложной найти научную работу, в которой "пятидесятники" будут называться реформатами (или протестантами), а не деструктивной сектой.

Религиоведение и теология. Основное различие. Религия, Теология, Наука, Сравнение, Длиннопост

Прекрасный образчик уровня современных российских религиоведов. Не надо быть такими.

Теология


С теологией все одновременно и проще, и сложнее. Если выразится совсем просто, то теология - это наука (да, наука, как ни странно), изучающая все аспекты одной, отдельно взятой, религии изнутри. И, как бы не странно это прозвучало, теолог не обязательно должен быть верующим человеком, тем более священнослужителем. На Западе есть немало таких примеров. Отличие же от религивоедения здесь в том, что в теологии отсутствует сравнительный анализ материала. Теолог изучает свой предмет только внутри религии. Он исследует философскую мысль раннего христианства и ему не обязательно знать, чем она схожа, например, с манихейством. Для христианского теолога манихейство априори является ересью и отрицается доктринами его учения. В этой закостенелости и кроется ахиллесова пята нынешней теологии. И если католики пытаются выйти из положения, признавая современные научные открытия, переписывая старые средневековые догматы, то у православия здесь образуются очень большие проблемы.


Религиоведение - это наука, предметом изучения которой является сравнительный анализ всех когда-либо существовавших религии, от неандертальского культа мертвых до пастафарианства. При этом она основывается на объективном исследовании всех возможных источников информации и освещает религиозные аспекты жизни как индивида, так и человеческого общества в целом.

Теология - куда более субъективная наука, предметом изучения которой является одна определенная религия (православие, католичество, ислам и т.д), ее догматы, философия и история развития. Чаще всего, основными источниками данных являются священные тексты и научные работы предшественников, что нередко влечет за собой исторические ошибки и устаревание взглядов на современное общество.


Надеюсь, что я смог хоть немного разграничить понятия "религиоведение" и "теология". Если подобная концепция вам интересна, то в комментариях предлагайте темы для постов. В силу своих возможностей и знаний постараюсь удовлетворить ваш интерес.

10
Автор поста оценил этот комментарий
«Теология – куда более субъективная наука, предметом изучения которой является одна определенная религия».

См. ключевое слово. Теология – не наука. Теология занимается обоснованием веры в сверхъестественное, чем наука заниматься не может. Теолог просто обязан быть верующим, чтобы заниматься теологией. Неверующий теолог – это религиовед, который изучает одну религию.


Кафедра теологии – это дичь для светского государства. Религиоведение – нормально. Но только научное, сравнительное, беспристрастное, не скатывающееся в теологию. Нельзя в светском государстве за госчет обосновывать существование бога.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот это вот всё - и сколько угодно - в профильных учебных заведениях.

В общеобразовательных (любого уровня) вполне достаточно краткого курса в рамках всемирной истории, преподаваемого специально обученными педагогами, а не адептами.

При таком варианте - никаких претензий.

7
Автор поста оценил этот комментарий

А что тут дисскутировать?

Если индивидум, живущий в 21 веке, всерьёз воспринимает бред 5000 летней давности и не понимает что такое мифология, то диагноз налицо, и нечего вопить про оскорбленные чувства.

Бред сивой кобылы, как можно вообще серьезно ко всей этой хрени относится?

4
Автор поста оценил этот комментарий

Для хомосапиенса, обладающего мышлением и логикой, очевидно что после смерти человек окажатся там же где он был и до своего рождения - его не будет вообще. Не в телесном, не в эфирном виде.


Странно, что понимание очевидного, что после смерти ты перестанешь существовать, может пугать. Наоборот, это успокаивает, так как освобождает тебя от всех земных проблем и не загружает новыми - жизнью на каких-то небесах, раем, адом. Пугает генетический страх  смерти, но это необходимо для развития  вида.


Вера все же более как предмет манипулирования. В этом плане позиция СССР относительно запрещения пропаганды веры, вполне логична и разумна была.


Ну, сейчас иные скрепы.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

1. Если смотреть, как российскую так и мировую действительность - религиовед может быть вполне "конфессионально окрашенным" товарищем, и даже этого не скрывать, а теолог - официальным атеистом с гомосексуальной направленностью (например для Англии это норма). В конечном итоге - религиоведу, ни кто не запрещает, заниматься тем, что с первого по пятый (шестой) курс писать только своей "конфессии", выкидывая из головы "всё лишнее" по методу знаменитого Шерлока Холмса. а государственный теолог (которые продолжают существовать на западе вместе с гос.церквями), выдавать на гора темы которые будут идти в ногу с государственным курсом, не обращая внимание на мнение. своих "духовных пастырей". На счет научности теологии, то знаете, я могу представить себе то, что у кого-то на одной полке стоит Баттист Мондини и Бертран Рассел, но представить себе что у какого-ни будь теолога у которого Елена Уайт с её "Христос надежда мира" и Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) "Иисус из Назарета" - так же рядом будут стоять на одной полке - сложно.