Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем.

Марк Цукерберг однажды сказал: «Белка, сдохшая в вашем дворе, может на данный момент быть более релевантной вашим интересам, чем люди, умирающие в Африке».

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

К чему это я? Ах, да. Давайте я расскажу вам о таком явлении как «пузырь фильтров» и о релевантных нашим интересам вещах.

В последнее время набирает обороты такое понятие как BigData. BigData – это, в двух словах, совокупность методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов. Ну и что с того, спросите вы? Смысл в том, что современные информационные системы накапливают эти самые «большие данные», анализируют и структурируют. На выходе мы получаем некий набор переменных, подсказывающих таким системам как Google, Amazon и т.д., какую информацию выдавать нам, как конечным пользователям. Как это нас касается? Плохо это, хорошо ли?


Таким долгим введением я подвожу к такому понятию как пузырь фильтров (filter bubble).

Всё что нам интересно и необходимо, мы получаем из интернета. Пользуясь им мы создаем свое окружение в океане информации, островки нашего мини-интерента, так скажем. Они формируются из поисковых запросов, посещенных сайтов, просмотренного нами контента. Данное положение вещей создает нам комфортную среду, потому что результаты запросов  основываются на наших предпочтениях, в ленте социальных сетей мы видим сначала посты по интересной нам теме, а контекстная реклама предлагает нам товары, которые нас интересуют. Иногда с опозданием, но предлагает.  


Так, незаметно, мы оказываемся в пузыре. Пузыре фильтров. Этот пресловутый пузырь ограничивает нас от новых идей и независимых мнений. Человек перестает контролировать, какую информацию он получает и не видит, какой информации его лишили.


Вот, посмотрите. Изначально каждый из нас окружен многообразием информации. Не вся информация вокруг соответствует нашим интересам, совпадает с нашим мнением и, вероятно, нам необходима.

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

Благодаря нашему благородному другу Гуглу,Фейсбуку, Вконтакте и всякой всячине, а так же их приятелю BigData, окружающая нас информация все больше и больше соответсвтует нашим предпочтениям.

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

Мертвых белок на нашем дворе все больше и больше, а про умирающих детей в Африке нам ничего не говорят. И вуаля, мы попались. Попались в ловушку, которую сами, грубо говоря, и создали.  Одинаковые запросы у разных людей могут приводить к абсолютно разным результатам. То что увидит один, может никогда не увидеть другой. Это приводит к тому, что мы получаем намного меньше точек зрения противоречащих нашей и становимся интеллектуально изолированными в своём собственном информационном пузыре. Этот  эффект может иметь негативные последствия для формирования гражданского мнения, а также использоваться как инструмент по формированию нашей гражданской позиции. Как известно, страх - наиболее сильная эмоция, используя которую, ньюсмейкеры могут влиять на наше  мнение. Так например, в одной статье, рассуждающей о минусах законопроекта, запрещающего свободное ношение оружия, основываясь на персонализированных данных, различным пользователям предлагались абсолютно противоположные иллюстрации. Для наиболее психически неустойчивых пользователей статья сопроваждалась левой иллюстрацией, а пользователи среднего возраста и семьей предлагалась правая. В первом случае, подверженные страхом люди убеждались, что им необходимо оружие, дабы они могли защитить себя, а во втором доказывалось, что их традиционные семейные ценности под угрозой - никакой больше совместной для отца и сына охоты, никакого сплочения и совместного времяпрепровождения и защиты семьи.

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

Вот вам пример. Я провела эксперимент. Ввела поисковый запрос «Дональд Трамп» в 3 поисковых машинах: google, yandex и duckduckgo. Google сразу выдает информацию с явным негативным окрасом (еще и предлагает ссылку на сообщество вконтакте, как учтиво с его стороны) и только после результаты с нейтральным окрасом, такую как биография, факты, ссылки на соцсети.

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

Яндекс располагает информацией несколько более смешанной по окрасу информацией. Здесь как нейтральная биография, ссылки на новости, которые как негативной так и позитивной окраски и ссылка на его профиль в твиттере.  

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

А независимый поисковик duckduckgo, который, вроде как, не собирает данные как google, выдает абсолютно нейтральную информацию.

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

Мой знакомый повторил эксперимент с запросом AfD («Альтернатива для Германии») и получил схожий результат.

Вот пруфы:

Пузырь фильтров, и как мы в него попадаем. Filter bubble, Пузырь интересов, Фильтр интересов, Длиннопост

(Я сделала аналогичные запросы, но в моем случае особой разницы не наблюдалось, видимо потому что мне плевать на эту партию, и моя история запросов не очень - то помогла в этом случае.)



Получается порочный круг: мы ищем независимую информацию, нам выдают информацию искаженную фильтрацией, а мы и не подозреваем о коварности интернет-игроков.Что же теперь делать? Из этого информационного пузыря можно и нужно выбраться. Проблема в том, что нет методов, гарантирующих 100% решения проблемы. Но есть несколько несложных трюков, позволяющих отчасти решить эту проблему. Подробнее это описано в интересной статье на Хабре, а еще тут и немного по теме тут.  


Интересные книжки по теме:

1)The Filter Bubble: What the Internet is Hiding From You by Eli Pariser

(Знаменитая книга Эли Парайзера «Пузырь фильтров»)

2)Green, Holly Breaking Out of Your Internet Filter Bubble

(Статья в Forbes)


Написать об этом захотелось, когда во время подготовки к семинару наткнулась на эту тему. Надеюсь, было хоть немножко интересно =)


Баянометр выдавал картинки не по теме.

8
Автор поста оценил этот комментарий
Поисковик дает то что человек хочет увидеть. Зайдите в любую профильную полит группу и попробуйте высказать хотя бы нейтральное мнение, получите овер 200 минусов . Подавляющее большинство просто на хочет видеть информацию которая не соответствует ожиданиям . Дайте патриоту информацию что в его стране все плохо и он перестанет использовать поисковик.
раскрыть ветку
33
Автор поста оценил этот комментарий
Практически на любую ситуацию может существовать как минимум две точки зрения. И что бы не попадать в подобные "пузыри" надо всего лишь не торопиться с выводами. Любую информацию надо анализировать, фильтровать через жизненный опыт и здравый смысл. В общем думать холодной головой
раскрыть ветку
68
Автор поста оценил этот комментарий

Формирование результата поиска по релевантности индивидуально для каждого - ради удобства, не более.
Реклама, направленная для вас- просто реклама, ничего более.
Разные результаты в разных поисковиках- ну блин, это же разные компании, что вы хотите?!
И да, ссылку можно с изменяемой картинкой для разных людей?
А вот вам скрин, как работает сбор данных от гугла и остальных крупных компаний.


Параноик, блин

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

а почему просто не выбрать пункт "не учитывать историю запросов"? в яндексе такое есть.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

а причём тут иллюстрация вора? :/

гаррет есть гаррет, он просто ворует, а не убивает. ему не зачем убивать. лучше бы негра вставили, куда больше толку. от них действительно нужно оружие


кстати, по вору отличный артбук получился