Проект "Утопия", ч.12

Предыдущая часть - http://pikabu.ru/story/proekt_quotutopiyaquot_ch11_4237417


На прогулке дети много общались, знакомились. Нашлись двое детей, которые при встрече радовали и обнимались, как старые друзья, которые встретились спустя много лет.

- Посмотри на них! - обратила я внимание Александры на этих двоих. - Они выглядят такими счастливыми!

- Группы собираются случайно, главное - так, чтобы один и тот же ребёнок не попадал в группу два раза подряд к одному и тому же воспитателю, а так же так, чтобы в разные недели не было двух детей, которые гуляли на прошлой неделе вместе. У каждого воспитателя есть свой список мест, куда он ходит - обычно три-пять. За год дети узнают близлежащие улицы получше и начинают ориентироваться в городе. А так же тренируют память - вечером они будут делиться друг с другом, кто кого видел, кто с кем познакомился. Будут делиться друг с другом своими впечатлениями и воспоминаниями о тех или иных ребятах.

- До сих пор не очень хорошо понимаю, как эта система с разбитием на группы помогает в воспитании детей.

- Они учатся. Учатся общению - если дети будут строго в своей группе, им рано или поздно не о чем будет разговаривать, им станет скучно друг с другом. Разбитие на маленькие группы препятствует созданию "группировок", так сказать, в которых дети дружат строго друг с другом. Знакомство с новыми детьми даёт новые темы для общения как внутри группы в общежитии, так и внутри групп, которые собираются на площадках. Дети все разные, поэтому они всегда учатся чему-то новому у тех, кого видят впервые. Неделя - самый оптимальный срок, за который дети не надоедают друг другу.

- За четыре года в общежитии дети узнают всех, кто живёт поблизости.

- Нет. С каждым годом дети уходят гулять всё дальше и дальше - с возрастом они становятся выносливее. Так происходит знакомство уже с другими общежитиями, которые стоят дальше.

- А как они вообще стоят? Я не понимаю принцип строения этого города.

- Смотри, - она достала свой телефон, - мы сейчас находимся здесь, - она ткнула пальцем в карту. - Твоё общежитие находится тут, - она промотала карту немного вниз и ткнула пальцем. На карте стояло четыре дома, я жила в самом левом. - Тут пешком десять минут. Пройти всего пару улиц. Вот видишь, выше через дорогу стоят такие же дома. А так же ещё вот правее через дорогу ещё пара таких квадратов, - она двигала карту, показывая пальцем. - Вообще, наш город в целом состоит из квадратов, - она уменьшила карту. Я увидела клетчатое поле. - Несколько таких квадратов образуют микрорайоны. Например, вот это, - она снова приблизила карту, - это микрорайон общежитий. Тут ничего нет, только шестнадцати домов-общаг. Вот если посмотреть а этот квадрат, - она передвинула карту и показала пальцем на область, из девяти квадратных и прямоугольных дворов - то в этом доме есть продуктовый, в этом - она показывала пальцем на карту, выделяя дома, - хозяйственный, в этом - магазин табака, в нём же есть досуговое антикафе, а вот в этом есть кофейня и аптека, в этом - пиццерия и кинотеатр. Вот в этом дворе, - она ткнула пальцем в прямоугольный двор, значительно больше других, - помимо детской и тренажёрной площадок есть площадка для выгула животных - такие есть обязательно в каждом микрорайоне. Это деление не строгое, тебе не обязательно жить в пределах своего микрорайона. Но в пределах одного микрорайона обязательно есть всё, что нужно для жизни и проведения досуга.

- Ты знаешь каждый микрорайон? - удивилась я.

- Нет, я просто в этом живу, - засмеялась Александра. - А вообще, каждый микрорайон примерно похож на предыдущий. По крайней мере, набор заведений в них одинаковый, различается лишь их территориальное положение.

- Так, дети, я замёрз, давайте собираться, - окликнул детей наш воспитатель.

- Ну пожалуйста... Ещё немного... - запричитали дети.

- Дети! Мы же договаривались!

- Ну да... - почти хором сказали дети. Они опустили головы и выглядели самыми несчастными детьми на свете.

- Давайте, у вас две минуты, чтобы попрощаться с новыми друзьями, - смягчился он.

- Ого, уже два часа прошло! - удивилась Александра.

- Почти два, - поправил её воспитатель. - Нам же ещё вернуться надо. А к ужину опаздывать не стоит.


- Вообще, разнообразие в еде очень полезно растущему организму, - мы разговаривали за ужином. - Если ты посмотришь меню на неделю, ты не увидишь ни одного повторяющегося блюда. Обязательно каждый день даётся мясо или рыба, мясо самое разнообразное - курица, кролик, говядина, свинина, индейка, каждый раз обязательно готовится по-разному. Гарниры тоже разные. Один раз я наблюдала за общежитием, и там повар целый месяц готовил разные блюда и ни разу не повторился!

- Месяц? - удивилась я. - Это невозможно.

- Возможно. Ингредиенты могут быть теми же, что и неделю назад, но блюдо само по себе - другим. Заметь, рис с куриными котлетами отличается от плова на курином мясе. А основные составляющие блюд одни и те же.

После ужина мы вернулись в общую комнату. Полы тут были мягкие и тёплые, дети играли прям на нём. Они оживлённо общались и обсуждали детей, которых они видели сегодня. Воспитатели, сейчас все вместе, сидели за столом и тихо что-то обсуждали. Подписав какие-то бумаги, воспитатели, которые работали с утра, стали собираться.

- Дети, попрощайтесь с Мариной Игоревной и Ольгой Александровной, - обратился к шумной толпе ребятишек парень. Видимо, именно с ним мы ходили гулять - он был единственным парнем в компании воспитателей. Оказался он типичным представителем азиатских народов. Его чёрные волосы были коротко подстрижены, а следов растительности на лице не было видно. Его возраст было невозможно угадать - с одинаковым успехом ему могло быть как 15, так и 25 лет.

- До свидания! - хором сказали дети. - Хорошо вам отдохнуть! Увидимся завтра! - и дети вернулись к своим прежним занятиям.

- Их учат этому? - засмеялась я.

- Нет, они сами решают, что говорить, - пожала плечами Александра.

- Давайте немного позанимаемся, - обратился к детям парень. - Чем вы хотите сегодня заняться?

- Рисовать! - решение было почти единогласным.

- Мы давно не рисовали, - сказала одна девочка из толпы.

- Иди к ним, - легонько пихнула меня в бок Александра. - Ты тоже часть этой группы, занимайся с ними.

- Но я не умею рисовать! - я была в ужасе.

- Иди, кому говорю! - она пихнула меня сильнее.

Я пожала плечами и села на пол рядом с детьми. Парень уже достал из своего стола пачку листов и упаковку простых серых карандашей. Он начал ходить по толпе с целью дать каждому - в том числе и мне - лист А4 и карандаш.

- Кто напомнит нам технику безопасности? - обратился он к детям, когда проходил с пачкой листов. - Давай ты, Аня, - сказал он какой-то девочке, протягивая ей лист и карандаш.

- Рисовать обязательно нужно на твёрдой подложке, чтобы не порвать лист и не испортить рисунок, - начала девочка. - Если рисунок нужно раскрасить красками, надо делать это за столом, чтобы не испачкать пол, а так же надо надеть фартук, чтобы защитить одежду, и положить под рисунок специальный мат, чтобы защитить стол.

- Молодец, - улыбнулся воспитатель. Он успел раздать всем листы, и пошёл раздавать всем твёрдые планшеты с креплением для листа.

- Так, садитесь все ровно, выпрямляем спинки, - сказал парень, когда закончил с раздачей. Дети послушно подчинялись. - Закроем глазки, - я оглянулась. Дети сидели с закрытыми глазами, и я решила последовать их примеру. - Подумайте о чём-нибудь хорошем, приятном. Настройтесь на приятные мысли и думайте.

"Как глупо!" - подумала я, но решила попробовать. Что мне приятно? В голове сразу всплыл шум моря, крики чаек. Я ни разу не купалась в море, но я ездила в летний лагерь, расположенный не очень далеко от моря. К морю нас не пускали, и купаться мы ходили в реку, которая в это море впадает. По утрам, когда солнце только-только вставало, я любила забираться на крышу, пока никто не видит, и наблюдать за рассветом на фоне реки. Где-то вдали, очень-очень тихо кричали чайки. Я помню, как мечтала их увидеть, но приходилось довольствоваться только их далёкими криками. Я непроизвольно улыбнулась.

- Представьте картинку, - где-то далеко звучал голос, - представьте её хорошо, со всеми деталями. Сосредоточьтесь на ней и запомните.

"Такое сложно забыть," - подумала я.

- Запомнили? Теперь открывайте глаза и рисуйте. Сделайте сначала набросок карандашом, а потом подойдите ко мне и скажите, чем вы хотите раскрашивать.

Я открыла глаза. Вокруг меня сидели улыбающиеся дети. Кто-то ещё сидел с закрытыми глазами, а кто-то уже заскрипел карандашом по бумаге. Я решила не отвлекаться и начала рисовать. Быстро обозначила границы реки, вот тут деревья - берёзовые посадки, а тут - соседние корпусы лагеря. Вот один, вот ещё один. А вот тут вставало солнышко... Я решила не брать краски, и сделать рисунок чёрно-белым. Кто-то уже встал и взял цветные карандаши. Кто-то сел за стол у стены, надел фартучек и рисовал красками. Карандаш не успевал за полётом мысли.

Когда я подняла голову и осмотрелась, я сильно удивилась. Все дети сидели и наблюдали за мной. Они сидели тихо и почти неподвижно. Весь стол воспитателя был завален рисунками. Я посмотрела на Александру. Она сидела и наблюдала за мной, просто открыв рот.

- Ты закончила? - спросил меня воспитатель. Я обернулась на голос и увидела, что он стоит прямо передо мной.

- Думаю, да, - я отдала ему свой рисунок. Я даже не посмотрела на результат.

Я подсела ближе к Александре.

- Как долго я рисовала? - тихо спросила её я.

- Больше часа точно. Дети сдали свои рисунки спустя минут сорок, а ты всё рисовала и рисовала.

- Никто меня даже не прервал! - удивилась я.

- Ты была занята делом. Зачем прерывать занятого человека, тем более с таким рвением и усердием.

- Но я не умею рисовать! - возмутилась я. - Я не рисую...

- Ещё со школы? - перебила меня Александра. - Да хоть с самого садика! Это не важно! Ты прекрасно рисуешь!

- Не верю, - буркнула я.

Тем временем воспитатель вывесил все рисунки на доску позади себя. Я обомлела. Мой рисунок выглядел великолепно. А на фоне не очень аккуратных детских рисунков так вообще шедевр.

- А теперь веришь? - засмеялась Александра, увидев моё лицо.

- Но в школе мне всегда говорили... - начала я.

- Да забудь ты уже свою школу! - перебила меня Александра. - Запомни: тут не важно кто ты, сколько тебе лет, как ты выглядишь, какой ты национальности! - она прямо взорвалась. - Не важ-но! - сказала она, выделяя каждый слог. - Главное то, что ты хочешь, что ты можешь, что ты умеешь и к чему ты стремишься! Тебе нагло врали! Всю твою жизнь врали прямо в глаза! Ты это теперь видишь?! - казалось, что она сейчас порвёт меня в клочья. Я обернулась. Наш небольшой диалог слышали все. Все вокруг, даже воспитатель, сидели и смотрели на нас огромными глазами. Но Александра этого не замечала. - Дети здесь не знают, что такое не уметь рисовать. Они берут и рисуют. Им это может нравиться или нет, но это не значит, что они бездари и недоучки из-за того, что не хотят рисовать! Нет понятия "не умею"! Есть понятие "не хочу"! Они просто могут чего-то не хотеть! И это абсолютно нормально! - она сделала паузу, чтобы набрать в грудь побольше воздуха и запнулась. Она тоже услышала эту тишину, что окружила нас. - Если чему-то не учиться, то ты этого никогда не будешь это уметь, - уже спокойнее продолжила она. - Мы все учимся, несмотря на возраст и положение, мы всю жизнь продолжаем учиться. Вопрос в том, хочешь ли ты этому учиться, - она выдохнула.

- А если я хочу быть врачом? - тихо проговорил один мальчик. - Я буду врачом?

- Конечно, если ты будешь учиться, - улыбнулась ему Александра. - Главное - очень сильно этого хотеть и прилежно учиться.

- А я? А я буду... - заголосили дети, перебивая друг друга.

- Дети, спокойнее, - прервал их воспитатель. - Нам пора спать. Рисунки провисят на доске до следующего урока рисования. Давайте пожелаем друг другу спокойной ночи и пойдём по комнатам.

Дети принялись обниматься и что-то тихонько говорить друг другу. К нам тоже подошли дети и стали обнимать. Мне они говорили, что у меня прекрасный рисунок, и мне надо дальше учиться. Я их искренне благодарила. Краем уха я слышала, как они спрашивали у Александры, смогут ли они получить желанную профессию. Она смеялась и говорила каждому, что со временем они узнают о профессии больше и смогут решить сами - будут ли они теми, кем хотят, или нет.


Я ложилась спать с тяжёлой головой. Мысли мешали уснуть, я всё думала о своей школе и о методах обучения здесь. Прямо небо и земля, абсолютно разные подходы. Но какой из них правильный? Я ворочалась очень долго, пока наконец не отрубилась от усталости.

Автор поста оценил этот комментарий
Чудесно, чудесно ))