Пожалуй, самое раннее палево
Saint Catherine of Bologna with three donors ("Святая Катерина Болонская с тремя донаторами"), 1470-80 гг, фрагмент.
Без шуток. У дамы (естественно, это не святая Катерина, а одна из меценаток) на шее совершенно невообразимая штука, которую я вижу первый раз. Да кого ты обманываешь. Судя по великолепно прорисованной текстуре, это черная кружевная бархоточка с золотой застежкой.
При этом обычные женские украшения второй половины XV века выглядят примерно так:
Было, конечно, множество вариаций, но принципиально, что украшения высшей аристократии должны демонстрировать их статус, это обязательно золото (вплоть до золотых цепей и ошейников в руку толщиной, как на портретах Лукаса Кранаха Старшего), драгоценные камни, жемчуг, ну или просто бусики, но из крупных жемчужин и желательно побольше, в несколько рядов.
А классическая тонкая тканевая или кружевная бархотка -- это же XVIII век! В общем, пока не понимаю, что это за штучка и что она делает на картине XV века, но, видимо, придется делать пост по истории чокеров.
А почему сразу бархотка? На мой взгляд, больше похоже на несколько рядов черных мелких бусинок.
А на последней пикче на шее следы удушения ее же бусами?
Могли бархотку позднее дорисовать, например, при попытке реставрировать полотно? Уж очень эта деталь выделяется сочной чернотой, даже на фоне черных деталей одежды.
я один на первой картинке вижу как ктото розрывает себе анус?