Пошаговое руководство для перехода на экстернат (семейное образование)

После того, как вы приняли решение переходить на экстернат, соблазнившись немалыми преимуществами оного, вам придется преодолеть еще две проблемы: это ваша вера в себя и вера ваших родителей в вашу разумность. По сути, это одна проблема, и решение для нее тоже одно. Если вы и ваши родители верите в ваши силы, тогда не читайте дальше - просто идите в школу и пишите заявление на переход на семейную форму обучения или на экстернат(для 10-11 класса).

В большинстве случаев ваши родители считают, что вы просто не будете учиться, а потом "будет поздно". Если причина их сопротивления в чем-то другом, то данный план может и не помочь. Однако помните, что не всегда люди говорят то, что думают, они могут называть любые причины, кроме самой главной. С этим тоже можно бороться.


Почему вы можете не справиться? Лень, неумение планировать свою работу, неумение работать самостоятельно, неправильная оценка своих сил и возможностей. Т.е. всё то, что школа заботливо "выращивала" в вас все школьные годы. Я хочу сделать отступление и сказать, что я встречал немало учителей, которые являются хорошими специалистами и просто хорошие люди, но это не меняет систему. Да, забыл о еще одном моменте: подсознательная программа на неуспех, которая прививается не очень умными взрослыми (родителями и учителями). Некоторые люди настолько не верят в свои силы, что даже когда у них начинает получаться, умудряются "завалить дело", чтобы реализовать подсознательную программу "неудачника".


Иначе говоря, мир полон опасностей, и вам нужны гарантии успеха, не так ли? А вашим родителям - двойные гарантии. Причем вашим словам они не поверят. И будут правы, потому что верить надо делам. Значит делами и нужно показать, что вы сможете освоить школьную программу самостоятельно. Каким может быть дело, доказывающее, что вы в состоянии учиться самостоятельно, без понуканий и надзора?

Самое очевидное, что приходит в голову - это самостоятельное освоение части учебной программы. Т.е. вы подготовитесь (об этом ниже), самостоятельно изучите большой раздел какого-либо предмета, получите подтверждение от учителя (сдадите тест, например) и покажете результат родителям. Но этого мало. Еще надо составить и показать план вашей дальнейшей работы над собой (обучения), приемы, которые облегчат вам работу (например ваше умение структурировать информацию и составлять краткие конспекты, умение работать с библиотечным каталогом, понимание структуры учебного плана, знакомство с программой обучения в школе и т.д.). Будет совсем не лишним рассказать родителям о преимуществах и о недостатках выбранного вами способа, о способах использования преимуществ и уменьшения влияния недостатков.


Вам нужно "продать" свой проект. Вы должны показать родителям (да и себе) готовый результат ДО того, как перейдете на экстернат, а не после этого. Это как с кредитом на бизнес - под работающий бизнес кредит дадут охотно, а под красивое описание возможностей - вряд ли.


Как ни забавно звучит, но первый пункт в плане будет "составить план".

1. Составить план.

План перехода на экстернат (вы его смотрите)

План обучения на экстернате.

План дальнейшего обучения. Даже если еще не определились с выбором ВУЗа или специальностью, это не страшно. Можно указать в плане решение этой проблемы: поездки по ВУЗам на дни открытых дверей, изучение трудового рынка через сайты типа hh.ru


2. Приготовить инструменты.

В процессе самостоятельного изучения вам не потребуется умение прятаться за спину других, списывать или угадывать ответ. А вот умение составлять конспекты, умение оформлять схемы, умение рисовать образные карты для лучшего запоминания  - потребуется. Этому можно и нужно учиться. Это и будет первое учебное задание. Неплохо добавить скорочтение, слепой десятипальцевый метод печати, работу с Excel и Word


2.1. Слепой десятипальцевый метод печати (необязательно, но желательно).

"Соло на клавиатуре" В.В. Шахиджаняна поможет решить эту проблему.

2.2. Умение быстро и грамотно конспектировать (обязательно!)

2.3. Красивое оформление конспектов Если еще не умеете, надо придумать. Не получается - подглядите у кого-нибудь.

2.4. Мыслекарты (mindmap) как средство запоминания и структурирование информации

2.5. Книги по психологии обучения

2.6. Хороший карандаш (автоматический, с мягким грифелем), хороший ластик, удобная ручка, блок с цветными разделителями, диктофон.

2.7. Разберитесь с каталогами в библиотеке. Какие бывают, как искать, что означают коды в библиотечной карточке.


3. Выбрать "подопытный" предмет и тему для самостоятельного изучения. Не очень уверены в своих силах - берите тот предмет, что нравится. Важно получить положительный опыт. Уверены в своих силах - берите то, что не очень нравится, но без отвращения. Экстремально уверены в своих силах - выбирайте тот предмет, который ненавидите. Тему нужно выбрать такую, которую вы еще не изучали в школе. И очень важно - нужно брать только то, опирается на хорошо знакомый вам материал или просто полностью новая тема. Брать тему "особенности рейнского диалекта ранногерманского языка" при условии, что вы весь немецкий проболели - самоубийство.

Размер темы для изучения должен быть примерно такой, какой вы должны изучить за 3-4 месяца в школе. Обращайтесь ко мне - помогу выбрать.


4. Возьмите учебный план и учебную программу по предмету.

Во-первых, как еще можно узнать, что вы будете проходит и в каком объеме?

Во-вторых, при защите вы сможете красиво потыкать пальчиком в план обучения. Это, если и не обезоружит ваших противников, то будет выглядеть очень убедительно.


5. Подберите источники, по которым будете работать Лучше, если это будет не только учебник. Методические рекомендации для учителя, сборник вопросов, контрольных - хорошее решение. Если не получиться их достать, то можно поработать с ними в библиотеке методического центра (должен быть такой при управлении образования). 99%, что вам там не откажут.

Поход в библиотеку (обязательно!), выписать названия книг, авторов, аннотацию (кратко для себя) по этой теме. Это может не потребоваться для учебы, но потребуется для защиты проекта. Поиск в интернете (с сохранением ссылок на источники). Беглый просмотр всего этого богатства с выбором одного-двух дополнительных к учебнику источников. Художественная литература, затрагивающая близкую тематику, лишней не будет. На нее можно красиво сослаться. Неплохо бы спросить мнение учителя, но только если вы ему доверяете!

Полностью исключать неудачу нельзя. Для вас неудача в этом проекте - это повод проанализировать ошибки и взяться за следующую попытку. Но для тех, кто был в курсе ваших планов, неудача может оказаться поводом лишний раз сделать вам неприятно, напоминая об этом. Посвящайте только тех, кому доверяете, а лучше - никого (меня можно).


6. Работа в команде или одному?

Если вы найдете еще одну отчаянную голову - это будет замечательно. А если еще три - идеально! Однако, пока нет опыта работы в команде, лучше "больше двух не собираться". И будьте честны со своим партнером - не тащите его в этот проект, если он явно не готов. Можете создать ему неприятности. А вот использовать кого-то для объяснения ему материала, в котором вы пытаетесь разобраться - это отличный способ понять самому. К сожалению, это настолько затасканная мысль, что ее перестали воспринимать серьезно. И напрасно. Объясняйте другим то, что изучаете сами.


7. Пройдите тест (напишите контрольную работу и т.д.) по выбранной теме Будет отправная точка для сравнения.


8. Составьте поурочный план и выберите время.

Пока нет опыта - следуйте школьному поурочному плану (вы ведь взяли его в школе?). Посчитайте количество учебных часов, которое отводиться на эту тему в школе. Подумайте о том, когда вы сможете этим заняться: параллельно с основной учебой, на каникулах, на выходных... Идеальный вариант - лето. Если лето уже ушло, то каникулы. Нетяжелая болезнь тоже может подойти.


Считайте, что будете заниматься не более двух часов в день. А лучше проверьте, сколько часов за один прием вы сможете работать. Но помните, что усталость может накапливаться и, поработав в один день 5 часов, вы вряд ли продвинетесь следующие пару дней. Один-два часа в день - это нормально. Если в школе тема изучается 3-4 месяца, т.е. 12-15 недель, то это 24-30 часов. По одному-двум часам в день (каждый день или через день, но не реже) получиться три-четыре недели. Дело может пойти быстрее, но закладывать в план мы это не будем, чтобы не создавать авралов. Важно уметь работать в спокойном режиме. Если время не занято (каникулы, например), то 2 часа в день каждый день - это две недели. Составьте график (в календаре мобильного телефона, и/или в календаре Google и/или в Excel). Свяжите даты и темы. Это важно! Многие проекты были загублены из-за недостаточно четкого планирования. Да и пальчиком потыкать надо будет на защите проекта. "Вот тут я начал лениться и выбился из графика, здесь поработал больше и компенсировал отставание. Тут была сложная тема в школе и пришлось немного увеличить длительность проекта".


9. Для каждого урока укажите, что нужно понять, чему нужно научиться (возьмите это из школьного плана или поурочного планирования). Обязательно проверочные вопросы и задания по каждому уроку! Обязательно! В плане добавьте время для повторения пройденного. Каждые четыре урока беглый просмотр и ответ на вопросы. Это важно! Вы же не в школе, вам нужно не "только бы до завтра" выучить - работайте честно!


10. Приступайте! На каждый урок делайте конспект. Он будет помогать при повторениях материала. Конспект - это не переписывание учебника. Это краткий план взглянув на который вы сможете вспомнить, о чем этот параграф (глава/тема).


11. Ведите записи. Номер занятия, дата, тема. Вопросы, вызвавшие затруднения, свои эмоции (пригодиться для анализа)


12. Обращайтесь за помощью

Учителя в школе, толковые ученики старших классов, сайты в Интернете, форумы учителей (обмен методиками), платные репетиторы (не обязательно постоянно ходить, можно просто заказать разовую консультацию)


13. После окончания пройдите итоговый тест и сравните результаты. Возрадуйтесь и возгордитесь (я верю, будет чем!) Сравните время, которая отводила школа и время, которое потратили вы. Задумайтесь. Подготовьте следующий аналогичный проект.


14. Подумайте, какие предметы вы можете освоить сами, по каким вам нужен репетитор. Найдите репетитора. Сами! Не просите помощи родителей. Дистанционно - удобнее и дешевле. Обязательно проведите тестовое занятие. Вы должны сами найти репетитора по сложным предметам, потому что вы в состоянии решать проблемы самостоятельно. Это будет ваш козырь в рукаве, и, когда вы услышите: "Ну а английский ты как сам будешь изучать?" - скромно достаньте этот козырь. Если в ваших родителях есть хоть капля адекватности - они не устоят.


15. Создайте презентацию, цель которой подвести итог (вы сами овладели темой) и донести главную мысль до родителей: "Вы - взрослый человек, который может ставить цели и достигать их". К презентации нужно подойти серьезно. Не уверены, что справитесь сами - обратитесь ко мне, постараюсь помочь. Планы обучения, графики работы, список достижений, диктофонные записи ваших сомнений, ругательств и радостных вздохов, походов в библиотеку, разговоров с друзьями и учителями. Сделайте шоу! Это же, черт возьми, ваша инициация! Были ребенком - стали взрослым человеком! "Сидели на шее у родителей" - стали "выгодной инвестицией". Уделите внимание борьбе с проблемами, не замалчивайте их, даже если часть их осталась нерешенной. Обратитесь за помощью (это ни в коем случае не должно быть ключевым моментом, просто небольшая проблема!). Обязательно покажите план дальнейших действий, где и будет указан ваш переход на экстернат. Не просите разрешения! Просто знакомьте с планом! (картинка, с успешной защитой проекта, все довольны)


16. Запустите еще один проект, по другому предмету Если терпит время, не требуйте немедленного соглашательства. В любом случае, вы сделали свой выбор. Работайте. В крайнем случае, договоритесь с учителем, что на изученную и защищенную вами тему вы не приходите, это время можно провести в библиотеке, работая над другой темой. Так победите!


Читая этот план вы можете подумать, что придется много работать, что нужно много сил, но я вас уверяю - это не так! Нет ничего более утомляющего, чем бесцельное ожидание конца учебного дня в школе. Кроме того, когда вы имеете цель, когда вы работаете на себя и с полным пониманием того, чего хотите достигнуть - силы утраиваются. Кто будет лучше сражаться - наемник или человек, которому есть что и кого защищать?


P.S. Ладно, кое-что можно не делать. Экстремально краткий план выглядит так:

1. Возьмите учебник и изучите "следующую тему".

2. Сдайте тест.

3. Скажите родителям, что хотите учиться на экстернате и у вас получится.

4. ...

5. PROFIT!


P.S.S. Если и этого много, то начните с того, что будете сами читать и разбирать параграф в учебнике до того, как вам расскажут его в школе. Читать и выполнять задания. А там и самом собой придет понимание, что проще чуть больше выучить и сдать, чтобы в школу не ходить. Всем добра.

3
Автор поста оценил этот комментарий

О, комментов мало, будет возможность провести нормальную дискуссию, хотя не вижу в ней смысла, так как я полностью поддерживаю. Для 10-11 классов это нормально, ученики уже социально адаптированы и вполне без ущерба могут заниматься сами. Есть только опасность, что если человек был и так замкнутым, нелюдимым, то экстернат может усугубить это состояние. В этом случае нужно и родителям понимать проблемы и поддерживать своего ребенка. Вот вы популяризуете экстернат для учеников. План расписали. Это хорошо. Теперь напишите пост для взрослых, как им подготовиться, чего избегать, к чему обратить большее внимание при обучении экстернатом.

А так я за экстернат. Обеими руками за. А если бы обладал данными гимнаста, то и ногу поднял. Но только не в виде домашнего обучения, а, так сказать, обучения год за два. В свое время обучения в школе где-то в классе 9-10 узнал я об этом виде, но тогда было мало информации по этому поводу, интернет в глубинке сами знаете. В школе я учился достаточно хорошо, иногда даже от скуки, как вы пишете, изучал следующую тему и не одну. Мне давали усложненные задания, ибо решив простые я от скуки подсказывал всем подряд. Экстернат мне был бы очень кстати. Позже, уже учась в универе и, кстати, не без проблем (иногда даже больших), думал, что упустил свое время, когда мог раньше окончить школу и прийти во взрослую жизнь более подготовленным по знаниям. А тогда, еще в школе, это немного казалось дикостью. Как так, самому изучать. Все равно требовалось приглядка учителя, объяснения темы и т.д. Да и родители без энтузиазма смотрели на это, хотя очень радовались моим успехам в школе. Но как-то так сложилось.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется это все индивидуально, кому то нужен препод, а кто то и дома может спокойно заниматься. У нас, наверно, середина. В школе были сложности и проблемы, учиться не хотел. А дома объяснять материал некому, да и знаний своих, наверно, не хватит. Ответственность все таки большая. Поэтому мы ушли на СО, но для обучения выбрали экстернат Фоксфорд. Из дома учимся, а материал объясняют квалифицированные учителя. Причем преподаватели вузов. Для нас это выход.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

классная статья. спасибо

2
Автор поста оценил этот комментарий
Ты очень целеустремленный человек! Респект!
Автор поста оценил этот комментарий

пффф,да что там школа?!

возможно даже вузовскую 4-летнюю программу математического факультета самостоятельно освоить(не затратив ни копейки,это ж не дистанционка..) и продолжить обучение на 5 курсе,да при том на бюджетике не в каком-то там институте(тем более платном),а в универе!