О волынках больших и шотландских

О волынках больших и шотландских Музыка, Волынка, Записки начинающего волынщика, Видео, Длиннопост

Обещал - продолжим, второй пост про волынки. В этом посте я подробнее рассмотрю Great Highland Bagpipe (GHB), её устройство, почему она так странно звучит и почему музыка для нее такая странная.


Итак, начнем.

Немного о устройстве волынки. На плече волынщика, соединенные между собой веревкой лежат бурдоны, они издают постоянный монотонный звук, с этого звука начинается игра волынщика в живую. На первых секундах слышны только бурдоны, Gordon Dunkan готовится к записи.

Есть кстати легенда, о том, что это все было записано с первого дубля за один проход. Несмотря на то, что Gordon был мертвецки пьян. Любил он это дело.

Губами волынщик держит мундштук, через неё возвух накачивается в мешок, сдавливая который, волынщик создает нужное давление и этми заставляет звучать бурдоны и чантер

О волынках больших и шотландских Музыка, Волынка, Записки начинающего волынщика, Видео, Длиннопост

На чантере исполняется мелодия, и хоть диапазон волынки всего 9 нот (от нижней соль, до верхней ля), этих нот хватает :)

Звук в волынке создается тростями - в бурдоне стоит одинарная трость:

О волынках больших и шотландских Музыка, Волынка, Записки начинающего волынщика, Видео, Длиннопост

В чатнтере двойная:

О волынках больших и шотландских Музыка, Волынка, Записки начинающего волынщика, Видео, Длиннопост

Трость для чантера традиционно делается из тростника, есть варианты пластиковых тростей, но они годятся разве что для обучения, звук получается слишком "плосткий" и нет мощи волынки. И последнее в списке, но не по важности - ловушка для воды. Зачем она нужна? Так как в GHB воздух закачивается ртом, влага нашего дыхания оседает в мешке и на трости. И если бурдонным тростям пофиг - они пластиковые, то трость из тростника в чантере начинает "плыть", то есть понижает свой строй, в результате строй чантера и бурдонов начинает различаться и общее звучание волынки становится хуже. Есть два способа решения проблемы - ставить в чантер более жесткую трость или ставить ловушку для воды. Более жесткая трость требует бОльшего давления в мешке, что и так не просто, так что все начинающие (те кто играет меньше 7 лет) волынщики ставят себе ловушку для воды, потом ловушку оставляют, трости же жалко:

О волынках больших и шотландских Музыка, Волынка, Записки начинающего волынщика, Видео, Длиннопост

Это простейший вариант ловушки для воды, который стоит у меня.


На этом с устройством волынки закончим, перейдем к тому, почему же музыка Шотландии на волынке звучит так странно. На это есть две причины - техническая и культурная, начнем с технической.

Для начала - немного физики звука.

Итак звук - это колебания воздуха. Вся современная музыка, за исключем совсем экспериментальной или части этнической использует ноту Ля, которая звучит в 440Hz. От этого строятся все остальные ноты, но база именно такая, и это ВСЯ музыка которую мы слышим из радио, телевизора, в рекламе и далее, далее. Следующая нота за Ля - Си имеет частоту 494Hz. Однако на чантере GHB нотя Ля звучит в 476-486Hz. То есть тут ни Ля, ни Си, а что-то между. Знакомый с музыкальной теорией скажет - так это же Си бемоль, что тут странного. А нет, Си бемоль звучит в 466Hz, так что мимо.

Так что музыка на волынке звучит странно, потому что Вы просто не привыкли к такому звучанию нот. И даже знакомая мелодия сыгранная на волынке будет звучать совем иначе.

Однако сейчас, в связи с тем, что волынка все больше используется вместе с другими инструментами, практически все переходят на чантеры, в которых нота Ля 440Hz и услышать исполнение с "сдвинутыми" нотами почти негде, хотя полностью, я думаю, эти чантеры не пропадут. Очень уж интересный звук получается.


Вторая прчина - культурная, давайте сразу условимся - я говорю Шотландия, но имею в виду исключительно горную часть Шотландии, на равнинах все чуть иначе.

О волынках больших и шотландских Музыка, Волынка, Записки начинающего волынщика, Видео, Длиннопост

Что такое волынка в Шотландии? Это не просто музыкальный инструмент, это огромная часть культуры. Даже сейчас окрестр волынок и барабанов есть у каждой военной части, у каждой пожарной части, даже у Её Величества Королевы Великобритании есть свой оркестр волынок и барабанов. Но это все мелочи, у каждого клана в Шотландии есть свой волынщик. Клановый волынщик - это царь и бог вся волынщиков, клановый волынщик играет на свадьбах, на похоронах, днях рождениях и любом более менее значимом событии клана. Поддержка морального духа всего клана.

Это привело к тому, что около 300 лет назад, когда Англия захватывала горные районы Шотландии, волынщиков выпиливали чуть ли не в первую очередь. Противник без морали - не противник. Спаслось тогда всего трое волынщиков, спрятавщись где-то в горах. От них мы и знает, как играли музыку раньше. И знаем достоверно точно. А почему мы это знаем? Сейчас будет шок для джазменов, блюзменов и остальных музыкантов. На GHB мелодии играются точно так, как они записаны. Никаких изменений традиционной музыки не может быть в принципе, это не допустимо. На том же Small pipe - легко, но не на GHB.

С записью музыки для GHB есть небольшой курьез. Её невозможно записать современной нотацией. Почему? Академическая музыка распространяется условно так - композитор пишет ноты, передает оркестрам для игры и оркестры играют. То есть изначально мы пишем ноты и уже от них отталкивается.

С музыкой для GHB, как впрочем и для всей фольклорной музыки, да и фольклора в целом, это правило не работает. У нас нет варианта, который когда-то был записан. Все передавалось из уст в уста без записи. В Ирландии это привело к тому, что у нас есть композиция и 20 вариантов её исполнения. Потому что кто-то в пабе услышал, запомнил как получилось, дома наиграл, пошел в соседний город, сыграл там как умел, там услышали как смогли, начали играть сами и понеслась. В Шотландии же, учитель играл ученикам и ученики потом повторяли за учителем. И так до достижения повторения 1 в 1.

К слову сказать, ноты все же записываются, но выглядит это так:

Давайте запишем это украшение вот так, а играть его будем вот так.

Ну все и согласились, надо ж как-то людей учить.


Так что в результате, до нас без изменений дошла музыка 17-18 века, а то и более старая.

Это вторая причина, по которой музыка на волынке звучит так странно - она не изменялась с течением времени, в отличии от остальной музыки.


Ну и под конец, есть такой тип композиций для GHB - Piobaireachd, не ломайте язык читается как пиброх, вот пример:

Пиброх - это неторопливая, протяжня композиция, которая постоянно повторяется добавля все больше и больше украшений. Это самое сложное, что можно сыграть на GHB. Почему? Потому что средняя длительность пиброха - 9-10 минут. Ну и что скажете вы? А то, что мировой рекорд по длительности игры на GHB - 27 минут, потом волынщик лежит неделю и ничего не может делать, за пол-года практики, я могу сыграть без перерыва минуту, ну две, если хорошо подготовиться.


Кстати, самые длинные пиброхи как раз 26,5 минут. Чтобы было сил выпить виски, видимо.


На этом на сегодня все, спасибо за внимание.

Pipes up!

Лига музыкантов

3.7K постов5K подписчик

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.

Автор поста оценил этот комментарий
Автор поста оценил этот комментарий

> Есть кстати легенда, о том, что это все было записано с первого дубля за один проход. Несмотря на то, что Gordon был мертвецки пьян. Любил он это дело.

А это вообще реально - более-менее играть на волынке пьяным?
Тут и трезвому-то нагрузки хватит с лихвой

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Только фольклОр... интересно, пиши еще!
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Не "вдувалку", а мундштук...а так зачёт статья)

раскрыть ветку