Начало конца малому предпринимательству в России "Честный знак"
В 2019-2020 году началась обязательная маркировка товара в системе "Честный знак", это коснулось: лекарств, именно поэтому в в ушедшем году ощущался дефицит лекарств, табачной продукции и обуви.
Итак, с января 2021 года вводится обязательная маркировка товаров, таких как
- верхняя одежда, блузы, белье и иная продукция легкой промышленности, согласно Распоряжению № 792-р от 28.04.2018;
- молочные изделия (молоко, сливки, сыры, творог и другие);
- велосипеды и велосипедные рамы.
Как это работает?
1) Производитель (или импортер) товара подключается к специальной государственной информационной системе ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий), который занимается генерацией марок;
2) ЦРПТ генерирует для каждого отпущенного изделия специальный цифровой код в формате DataMatrix;
3) Затем деятель в установленном порядке маркирует свой товар;
4) Оптовое предприятие — первый контрагент производителя, сканирует метку каждого товара и передает отсканированные данные в ту же ГИС. Оттуда — получает подтверждение о подлинности товара;
5) Розница — контрагент оптовика, также проверяет код, на подлинность, а затем выкладывает товар, прошедший проверку в ГИС, в открытую продажу;
6) После оплаты товара покупателем его маркировка выводится из оборота и в установленном порядке переносится как еще один реквизит на кассовый чек;
Проще говоря, если кто знаком с алкогольной системой ЕГАИС это примерно тоже самое.
Какие затраты?
Коды
1. Стоимость одного маркировочного кода: 50 копеек без НДС и 60 с добавочной стоимостью.
Оборудование
2. Двухмерные сканеры стоят в диапазоне от 4 до 10 тысяч рублей.
3. Новые онлайн-кассы обойдутся в 15-30 тысяч (если достаточно компактных смарт-терминалов), или в 35-70 тысяч (если нужна полноценная POS-система).
4. Для складов и крупных магазинов актуален также терминал сбора данных. Бюджет от 20 до 100 тысяч, в зависимости от требований конкретного места и возможностей техники.
5. Принтер для печати этикеток может стоить в районе 6-9 тысяч рублей (минимальные нагрузки), 11-18 тысяч (средний уровень) и свыше 40 тысяч (за профессиональные модели).
6. Обновление программ и настройка системыДля внедрения «с нуля» и минимальной автоматизации, без чего сейчас уже не обойтись с маркировкой, понадобятся подходящая кассовая программа (от 1,5 до 8 тысяч на каждую кассу) и товароучетная система (от 3 до 25 тысяч). если программы уже есть, естественно, выйдет дешевле.
7. Услуги инженеров и программистов для настройки ПО и отладки техники. Цена за час работ 1-3 тысячи рублей.
8. Если не было подписи, то получить КЭП стоит 3-4 тысячи рублей.
9. Регистрация в системе Честный знак и в личном кабинете ФНС около 1-2 тысячи (у Авторизованного сервисного центра в рамках комплекса услуг) или бесплатно (для тех, кто готов сделать все самостоятельно).
10. Договор с ОФД обойдётся в 4-7 тысяч (зависит от срока действия фискального накопителя).
Можно посчитать общую стоимость, и как долго все это будет окупаться.
Штрафы за нарушение маркировки
С 2019 года в нашей стране действуют санкции за нарушение правил маркировки, их размер отражён в статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях.
Если маркировка на товарах отсутствует:
— от 2 до 4 тысяч руб. для граждан;
— от 5 до 10 тысяч руб. для директора, бухгалтера и прочих должностных лиц;
— от 50 до 300 тысяч руб. для компаний или ИП.
Если маркировка неверная или нет всей требуемой по закону информации:
— от 5 до 10 тысяч руб. для индивидуальных предпринимателей;
— от 50 до 100 тысяч руб. для юридических лиц.
Во всех случаях продукцию конфискуют.
За нарушения (в основном в сфере алкоголя и табака) при особо крупном размере продажи может наступить уголовная ответственность.
+ добавится куча проблем, таких как не читается код, время на занесение товара в учетную систему, геморрой с возвратом, зависание программы "честный знак"и т.п.
Я вообще не представляю, как теперь люди на рынках работать будут. Мелкие точки закроются однозначно.
И вишенка на торте: к 2024 предполагается развертывание маркировки на все типы продаваемых товаров в России
Цифровизация епт....
эммм... а дефицит табака и обуви тоже был? или может дефицит лекарств не с маркировкой связан?
Для примера - небольшое производство продуктов питания, молочка:
1- в месяц выпускается 1,5 млн. шт. в потребительской упаковке * 60 коп = 990 000 р. ежемесячно только на штрихкоды;
2- промышленная камера для валидации штрихкода, например, Cognex 260 QX = 200000 р.
3- терминал сбора данных ( с памятью, программирование), например , АТОЛ SMART.Lite 47662 = 26 00 р
4- нанесение дата матрикс, например , XLS-204 = 500000 р.
5- дооборудование производственной линии : стабилизация продукции, доработка автоматики, монтаж маркирующего оборудования и т.д. = 700000 р. на одну линию
6- пересмотр бизнес процессов : приемка сырья, переработка (списание\выпуск), передача на склад ГП, подборка , паллетирование (теперь в документах недостаточно указывать ид товара, количество, дату выработки, нужен еще полный список штрихкодов)
7- доработка \ настройка учетной системы
и т.д.
Так что внедрение маркировки на производственном предприятии напрямую влияет на себестоимость продукции и, в конечно итоге, на ее подорожание на полке.
Сейчас в нашей компании как раз ебёмся с этими маркировками. Проблема одна - наши поставщики к ней оказались совсем не готовы.
Надо было упомянуть, что 50 копеек с товара не в бюджет пойдет, а Джабе Усманову, и еще паре олиграхов. Они еще в 2015 году подсуетились, никаких проблем это не решит, но серьезные пацаны заработают.
ну так делали бы как в европе, избавляясь от просрочки в момент ее становления таковой, а не переклеивая по 10 раз этикетки, ждете палки, дождались