На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки

Всем привет!


Как и обещал, начинаю выкладывать по частям отчет по нашей поездке на автомобиле в Европу.


Начну со случайной фотографии, сделанной где то в Альпах.

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Неожиданные почти двести подписчиков заставили меня серьезно отнестись к своему обещанию в предыдущем посте все рассказать и показать, и поэтому последние несколько дней я много думал над форматом отчета о поездке – как лучше преподнести информацию и на чем делать акценты. С одной стороны, хочется по порядку рассказать про все наше путешествие, начиная с планирования поездки и заканчивая победным возвращением в Москву. С другой стороны, мне задали огромное количество организационных вопросов в комментариях, поэтому также хочется уделить внимание общим вопросам, так сказать теории автопутешествия в Европу.


Поэтому, я выбрал следующий формат для своих рассказов – первая часть поста будет отведена какому-то этапу именно нашей поездки, а вторая часть поста одному или нескольким общим вопросам, подкрепленным нашим опытом. Впрочем, посмотрим как пойдет. Сразу скажу, что одна поездка не сделала меня каким-то экспертом в такого рода путешествиях, поэтому вся информация субъективная и, скорее всего, не везде полная. Будет здорово, если меня будут дополнять и поправлять в комментариях.


Итак, сегодня я расскажу как мы планировали путешествие и маршрут, а также посчитаю сколько такая поездка может стоить – от минимально возможной стоимости до более-менее комфортного уровня. Потому что, прежде чем принимать решение о поездке надо примерно понять куда и как вы хотите поехать, а после этого прикинуть бюджет.


Маршрут.


Вообще, к идее поездки в Европу на авто мы пришли не сразу. Началось все с того, что у нас случилась свадьба этим летом. После всех торжеств и обмена кольцами мы планировали отправиться в отпуск, а так как (теперь уже) супруга не очень любит летать - то одним из моих подарков было обещание устроить путешествие без перелетов.


Изначально мы планировали поехать на поезде из Москвы до Парижа или Ниццы, т.к. для молодоженов РЖД дают очень хорошие скидки на европейские поездки (возможно, и на другие направления, не знаю). Но потом выяснилось, что скидка действует только один месяц после дня росписи в ЗАГСе, кроме того, до завершения этого месяца надо успеть еще и вернуться. Мы же планировали поездку месяца через два после свадьбы. Без скидки билеты на поезд до Парижа и обратно на двоих стоили на тот момент около 130 т.р., поэтому от такого способа передвижения пришлось отказаться, дорого.


Таким образом, с учетом нашей условной договоренности избежать перелетов мы решили рассмотреть вариант с поездкой на авто. К тому времени я уже читал некоторое количество отчетов о таких поездках, и в целом понимал, что это реально. Кроме того, у меня был опыт поездок до 1300-1500 км в одну сторону за рулем, и я примерно представлял свои силы.


Далее, чем больше я читал и изучал материалы про автомобильные поездки в Европу, тем больше мне нравилась эта идея.


Итак, маршрут у нас был следующий:

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Вообще говоря, маршрут автопутешествия может быть примерный, или его может не быть вообще. Хоть какой-то реальный план поездки нужен только для получения визы (если она получается именно по причине поездки в Европу на авто), но и его потом можно поменять. Если же виза уже есть, то можно целиком и полностью отдаться воле случая, лишь взяв с собой денег с запасом. Несколько моих друзей так и делали – отправлялись на машине куда глядят глаза, утром решая где они хотят быть вечером, таким образом перемещаясь по Европе хаотично, но зато весело и задорно.


Лично мне такой спонтанный формат нравится меньше (хотя как-нибудь попробовать надо) по нескольким причинам – во-первых слишком много времени тратится на поиск ночлега/поиск интересных мест для посещения/на неожиданные форс-мажоры (кончились деньги, не рассчитали что-то, оказалось, что обратно не успеть вернуться к запланированной дате и т.д.). Из этого следует и вторая проблема – можно не доехать до самой дальней точки путешествия, а развернуться раньше, т.к. не успели/надоело/что-то еще. От детального и хорошо сделанного плана сложнее отклониться. Так, если бы у нас не было четкого плана доехать до Прованса во Франции, то мы развернулись бы уже в Италии – был момент, когда частая смена городов уже немного наскучила, и было ощущение, что лучше еще неделю просто полежать на одном месте. Потом-то у нас открлось второе дыхание и во Франции нам понравилось больше, но заранее это было не очевидно. Сейчас я сильно рад, что мы все-так доехали до конца. Да и просто мне нравится ставить галочки напротив пунктов и в конце получать удовольствие от того, что все прошло по плану. А приключения и так всегда сами найдутся.


На самом деле, изначально на визу мы подавали маршрут с обратной дорогой через Чехию (ниже часть таблицы с маршрутом, которую мы прикладывали к документам для получения визы). Но, на обратном пути мы решили ехать через Австрию, чуть ниже я расскажу почему.

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Маршрут мы начали планировать примерно за два месяца до поездки и много раз его меняли, пытаясь то втиснуться в бюджет, то постараться захватить как можно больше интересных мест. Одна из первых версий маршрута также включала переправу на пароме с машиной из Ливорно (Италиия) на остров Сардинию, а оттуда также на пароме сразу в Ниццу, но при таком раскладе слишком много уходило на паром – около 40 т.р., плюс мы теряли время, которые надо было провести на пароме. Поэтому, было решено ехать из Италии во Францию по побережью. Обратный путь изначально пролегал через Германию (Мюнхен) и Чехию (Прага). Но, к середине поездки мы в какой-то момент устали от постоянной смены городов и решили обратно ехать также через Австрию, тем более у нас там были родственники, с которыми можно было встретиться на обратном пути. Это было правильное решение и на обратном пути уже объективно не хотелось новых впечатлений - мы просто весь день гуляли по знакомым местам в Вене.


В основном мы прокладывали маршрут методом перебора – выбрали несколько ключевых мест, где нам хотелось бы точно побывать (Прованс во Франции, Тоскана и Флоренция в Италии, Озеро Комо и Милан) и стали методом научного тыка выбирать промежуточные места ночлега между этими точками таким образом, что бы в одном месте у нас было минимум две ночи на ночлег, а переезды по Италии и Франции были в среднем не больше 300-500 км. С другой стороны нас ограничивал бюджет. Кроме того, хотелось максимально разнообразить формат отдыха. Поэтому, в основном мы жили в частных апартаментах или резиденциях B&B (Bed and Breakfast), в кемпинге в палатке, на винодельне в старом замке, и только два раза в обычной гостинице (два раза в Вене и два раза в Бресте).


Процесс перебора и утверждения всех точек остановки и ночлега занял изрядное время. Весь процесс совместного с женой выбора маршрута и апартаментов можно описать цитатой из одного рассказа (не помню, кажется читал его на пикабу) – «после нескольких дней взаимных оскорблений и двух попыток развестись маршрут был готов».


Суммарно вся дорого составила 8500 км и заняла три недели. С точки зрения общей нагрузки водителя (а за рулем был только я), я считаю это расстояние оптимальным для трех недель. По моему опыту, без каких-либо моральных травм и усталости можно спокойно ехать за рулем два дня подряд, с перерывом на 8 часов на поспать. Если делать остановку на две ночи, а день между ними проводить без машины – то так можно путешествовать очень долго, организм и мозги успевают нормально восстановиться. Все остальное уже зависит от желания сохранить баланс именно между отдыхом и вождением, что бы отпуск не превратился просто в перегон машины из точки А в точку Б.


Первые и последние два дня были отданы дороге – они были самыми тяжелыми. Было очевидно, что в любом случае надо пересечь Беларусь и Польшу и от этого никуда не деться, поэтому лучше побыстрее с этой частью пути расправиться. Отдельно стоит обсудить тактику прохождения границы между Беларусью и Польшей – когда и где проходить границу, что бы не потерять несколько часов и с какой стороны от нее лучше ночевать. На эту тему я напишу свои рассуждения в отдельном посте.


Бюджет поездки.


Когда вы уже примерно понимаете свой планируемый маршрут - можно примерно прикинуть бюджет на поездку. Общая стоимость, очевидно, складывается из следующих составляющих:


• Стоимость подготовки (шенгенская виза, аптечка/огнетушитель, и т.д.)

• Бензин

• Платные дороги

• Проживание

• Еда

• Музеи, парки развлечений и другие платные места, которые можно спланировать заранее

• Непредвиденные и другие траты


Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.


Стоимость подготовки:


-Виза. Мы делали визу в Италию, готовил документы я сам, поэтому платили только консульский сбор. На двоих получилось 10000 р.


-Международная страховка для авто (Грин карта). Я делал заранее в РОСНО, вышло около 5000р на месяц. Меньше есть только на две недели, мне она не подходила по длительности. Вообще, ее продают все кому не лень при подъезде к границе с Беларусью, но сколько там стоит я не знаю.


-Обязательный набор в автомобиль для Европы – аптечка (у меня была просрочена, купил новую) 1000 р., огнетушитель уже был, светоотражающие жилеты 600 р.. Итого 1600р.


-Необязательный набор в автомобиль, для подстраховки – ремнабор для прокола колеса 700р, защитная термофольга под лобовое стекло от солнца во время стоянки – 400р (не сильно пригодилась), наборы инструментов, запасные лампы для фар и т.д. Это все не обязательно, у каждого свой уровень перестраховки. Мне из этого в итоге ничего не пригодилось, к счастью. В общем бюджете я эти траты дальше учитывать не буду.


Итого получается, минимум для подготовки такой поездки на двоих надо около 15 000р, основные траты идут на визы и на гринкарту.



Бензин


Если достаточно сильно экономить на всем остальном, то бензин может стать одной из самых затратных статей. Меньше, чем определенную сумму на него потратить физически не получится, и не какими лайфхаками здесь себе не помочь. Ниже я приведу расчет затрат на бензин для более-менее среднего расхода топлива по трассе для средней машины – 8 литров на 100 км. Ниже таблица расчета для нашего маршрута, в которой указан пробег по каждой стране в км, а также средняя стоимость топлива (стоимость брал с этого сайта, цены более-менее похожи на настоящие).

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Самые дорогие цены на бензин в Италии.


Здесь не учтены возможности немного сэкономить – например, заправить полный бак перед границей более дешевым бензином и т.д. С другой стороны, поездки по городу будут повышать средний расход, поэтому в целом цифры примерно такие. У меня получилось больше, т.к. средний расход был около 12-13 литров, плюс курс евро в конце лета был около 73 р.


Кроме того, в таблице приведены расстояния при переезде между городами, но не учтены поездки на местах, т.к. у всех они могут быть разные. У нас в сумме получилось по тахометру 8500 км. за всю поездку, т.е. 10-15% можно спокойно накидывать сверху к рассчитанному пробегу.


Итого, для среднего автомобиля, с учетом рисков и форс-мажоров, для такой поездки я бы закладывал расход на бензин не меньше 50 т.р.


Платные дороги.


Платные дороги вам будут встречаться в Чехии, Австрии, Италии и Франции. По Польше, Беларуси и РФ проезд бесплатный. В Чехии и Австрии необходимо перед пересечением границы приобрести т.н. виньетки – наклейки, клеящиеся на лобовое стекло и действующие определенное количество времени. Самое меньшее виньетку можно купить на 10 дней (есть несколько исключений, когда можно их купить уже на территории страны, в зависимости от дороги, по которой въезжаешь, но мы с этим не сталкивались). В Италии и Франции оплата производится по факту, на пунктах оплаты.


Итого, получается (цены помню плохо, поэтому подсмотрел их в интернете):

Две виньетки для Чехии (туда и обратно) – 20-25 евро.

Две виньетки для Австрии (туда и обратно) – 17 евро.

Платные дорогие Италии – в среднем 5 евро за 100 км, итого 90 евро.

Платные дорогие Франции – в среднем 8 евро за 100 км, итого 56 евро.


Итого получается около 188 евро, округлим и получим 200 евро, или (еще раз округлим) 15 т.р. Примерно такую сумму надо закладывать на платные дороги для такого маршрута.


Я не считал все траты досконально, но примерно столько у нас и получилось.


Проживание.


Проживание и еда – самые субъективные для всех траты. Каждый отдыхает в своем формате, кого-то устроят только комфортные номера в хороших отелях, а кому-то достаточно палатки или хостела. Мы старались разнообразить формат отдыха, и более подробно о наших местах ночевки, как и об альтернативных вариантах я расскажу в следующих постах. Пока же дам грубую оценку. В среднем, для такой поездки стоит закладывать на следующие цены за ночь (для курса ~70 р.):


Бюджетный номер (комната в хостеле с удобствами на этаже, комната на airbnb в гостевом доме и т.д.) - 2000-3000 т.р. за ночь. При этом, в Беларуси за эти деньги у вас будет комфортный номер в хорошей гостинице 3*, но где-нибудь под Ниццей это будет самый-самый бюджетный вариант комнаты в хостеле. Место в кемпинге стоило примерно столько же.


Средний номер эконом класса (скажем, обычные 3* отели на всем пути, где-то лучше, где-то хуже) 4000-7000 т.р. за ночь.


Таким образом, на 19 ночей следует исходить из 40-60 т.р. на проживание для самого бюджетного варианта. Эту сумму можно сократить, если, например, ночевать в машине при длинных переездах - в Европе очень много заправок оборудовано душем, и поесть там всегда можно найти. Для комфортного уровня проживания надо минимум закладывать  80-100 т.р. Мы потратили больше, т.к. у нас было свадебное путешествие и мы изначально хотели немного себя побаловать.


Еда.


Еда, как и проживание, может стоить совсем по-разному. Также, пока приведу сухие цифры:

Средний обед (салат + горячее + кофе) на двоих в среднем уличном ресторане в большом городе (Флоренция, Милан, Ницца, Австрия) - 40-50 евро минимум.

Поесть в макдоналдс/на заправке или другом фастфуде на двоих - в среднем 15-20 евро.

Закупаться в магазинах и готовить самому - думаю, около 8-10 евро на один прием еды на двух человек.


Итого, на 20 дней, на двоих, я бы закладывал минимум 500-600 евро или 40 т.р. для самого эконом варианта. Наверняка, можно и дешевле - но это потребует определенной доли креативности и терпения. Для комфортного уровня (иногда зайти в кафе, иногда купить в магазине, иногда поесть в фастфуде), я бы закладывал минимум 60 т.р.


Музеи, зоопарки, платные развлечения.

В среднем, посещение известного музея, зоопарка, и других платных достопримечательностей обходится в 30-40 евро на двоих. Особенно дорогие музеи были в Вене. Для нас это было неожиданное и не самое приятное открытие, т.к. я честно поленился проверить цены при подготовке и считал, что музеи не могут столько стоить. Для посещения хотя бы 4-5 музеев стоит заложить 200 евро или 14 т.р.


Подведем итог, для экономичного варианта аналогичной поездки потребуется:

• Стоимость подготовки 15 000 р.

• Бензин 50 000 р.

• Платные дороги 15 000 р.

• Проживание 40 000 р.

• Еда 40 000 р.

• Музеи 0 р. (у нас же экономичный вариант, посмотрим на природу, она бесплатна).

• Непредвиденные и другие траты 10 000 р.

ИТОГО: 170 000 р.


Если хочется отдохнуть с комфортом, но без излишеств, несколько раз сходить в музеи и т.д, то стоит рассчитывать минимум на 200-220 000р.


Дорого, чего уж там. Но если сравнивать с аналогичным пакетным отпуском за эти деньги (напомню, на двоих, на три недели, со всей едой и авто на весь срок отдыха), то еще не очевидно что лучше. И впечатлений, конечно, будет в разы больше.


На этом я заканчиваю первый пост из (надеюсь) длинной и увлекательной серии рассказов и фотографий из нашей поездки. Как говорится, за ошибки не судите строго, а любые вопросы, поправки и корректировки с удовольствием жду в комментариях.


В качестве завершения - несколько фотографий из поездки. Сначала подпись, потом фото.


Австрия, Альпы:

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Италия, виноградники Кьянти:

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Пляж недалеко от Венеции, Адриатическое море:

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

А это уже противоположный берег Италии, Лигурийское море (на самом деле почти Средиземное), под Пизой.

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Наш вид из окна аппартов на вершине горы на озеро Комо:

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

Окрестности Ниццы:

На авто из Москвы по Европе. Часть 1 - Планирование маршрута и бюджет поездки Отпуск, Европа, Автопутешествие, Отчет, Длиннопост

На этом все на сегодня.

Всем хороших выходных!

9
Автор поста оценил этот комментарий

Отличный пост,все четко и по делу. Но добавлю пару моментов.


Платные дороги.


Они есть и в Польше, строится их в посл. время все больше и больше. Работают они по такому же принципу как и во Франции или Италии.


Винетки можно и не покупать,тут на свой страх и риск, остановят или не остановят полицейские для проверки этой самой винетки. Да и вообще можно везде ехать по бесплатным дорогам, однако стоит брать во внимание то, что они с значительными ограничениями скорости, проходят через насел. пункты и отнимают гораздо больше времени поездки.


Бензин.


Ночью заправку в италии я так нигде и не смог найти, может мне и не везло,но сложилось впечатление, что по ночам они просто не работают.


Проживание.


С таким курсом не дешего, поэтому лучший формат для поиска эирнбнбн, о котором и было упомянуто, но еще лучше кауч серфинг =) нас бесплатно приютили,кормили и поили в щвейцарии (город люцерн), нюрнберг, дрезден, варшава.


Еда.


Тут я бы посоветовал скомбинировать с жильем. Допустим,если снимать квартиру (которая скорее всего будет дешевле даже хостела), то в ней будет кухня. Закупился продуктами в магазине и вперед =) Но каждому свое.


Музеи, зоопарки, платные развлечения.


Во многих городах продаются карты для посещения нескольких музеев,это будет дешевле,чем посещать их поочередно и покупать билет отдельно на каждый. Так же можно притвориться студентом и получить скидку =) Универ я закончил 5 лет назад, однако потдельный студак таскаю именно для таких целей. И главное прокатывает =)


з,ы путешествовали мы калининград-варшава-будапешт-бибибоне (север италии)-венеция-верона-милан-комо-люцерн(щвейцария)-нюрнберг-дрезден-варшава-калининград.


На троих ушло 1800 евро где то.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

а если не бензин, а газ? Что типа техосмотра проходишь на границе с Польшей?

6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Разве в Чехии комплект запасных фар ламп необязателен? Пару лет назад тоже собирался и читал отличия ПДД разных стран. В целом они очень похожи, но есть нюансы. Где-то обязателен жилет, где-то лампы; где-то стоя на переездах надо выключать фары.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за подробную информацию! Замечательное свадебное путешествие)) очень жду следующий пост с тактикой прохождения границ! И вам хороших выходных)))