Кто, как, и зачем

Цикл - "Бесполезные знания".

Очень много букв. Картинок нет.


Решил добить старый подвисший пост.

С разъяснениями, как поставлена служба и работа на современном торговом флоте.

Но с небольшой ретроспективой, для лучшего понимания ситуации.

Возможно, баян.


Но сначала небольшое разъяснение.


1. Пост о торговом флоте.


2. Пост о работе и должностных обязанностях на танкерах.


3. Некоторые жаргонизмы существенно отличаются в разных бассейнах. То, что принято на Чёрном море, на Дальнем Востоке может вообще не применяться. Да, что там бассейны, иногда в соседнем пароходстве были приняты совсем другие неформальные понятия.


Но это небольшие отличия. В общем и целом служба и работа на судах сходна.


Ещё считаю необходимым пояснить, что в некоторых случаях капитан судна может изменить рабочее и штатное расписание судна, и передать некоторые обязанности другим членам экипажа. Чаще всего такое происходит из-за специфики работы судна.


А теперь - поехали.

На судах торгового флота командная система. И, больше того, там принцип единоначалия.

Никакой демократии.

Во времена СССР, экипаж судна делился на комсостав и рядовой состав.

В комсостав входили все штурманы и механики, в рядовой состав - матросы и мотористы.

Отдельная песня, боцман и донкерман, про них будет ниже.


Сейчас принято комсостав называть офицерами, ну, а рядовой, так и остался.

В англоязычном варианте - officer, это командиры.

Рядовые - ratings.


Командиры, в свою очередь, тоже имеют деление.

Сеньор офицеры, или старшие командиры, и джуниоры, младшие командиры.

Капитан, старший помощник (старпом), старший механик (стармех), второй механик - это сеньор офицеры. В некоторых компаниях электромеханик тоже входит в сеньоры.

Все остальные - джуниоры.


Экипаж делится на тех, кто стоит вахты, и кто не стоит. Про это будет в разделе "судовая роль".


Теперь пробежимся по судовой роли.

Снова хочу заметить - я не собираюсь перечислять должностные обязанности каждого члена экипажа в полном объёме, никакой формат не выдержит. Достаточно указать ключевые обязанности.


Судовая роль.

На английском - Crew List.(Как бы кого не коробило, но рабочий язык на море - английский).

Судовая роль, это список членов экипажа с указанием должности на судне. Также в судовой роли указана дата и место рождения, и номер основного документа - когда паспорта, когда УЛМ (Удостоверение личности моряка).


1. Капитан.

Тут всё понятно.

Объяснять ничего не надо.Капитан.Всё.Изрубить в капусту...вполне в его власти.

Полномочный представитель администрации компании.

Полномочный представитель власти на борту.

Злить не рекомендуется.

Работа очень нервная.

Лучшие представители становятся легендами ещё при жизни.

Впрочем,худшие попадают в легенду ещё быстрее.

Образование,только высшее.

Неофициально - мастер.Иногда и официально,но больше у англоязычных.

Молодые сейчас используют слово -"Папа"..Что нибудь натворили...и говорят голосом Малыша из мультика про Карлсона -"Представляю,как расстроится пааапа".

Кэп, это больше у рыбаков,по крайней мере на Дальнем Востоке.

У военных, капитанов корабля нет.

Там - командир корабля.

Потому,что капитанов там может быть,как собак нерезанных.Капитан-лейтенант,капитаны всех трёх рангов, это военные звания.

Поэтому,когда вам говорят,что у кого то брат,сват или кум капитан подводной лодки, просто хихикните.


Получилось мало.А,что..вы можете перечислить права Бога?


На флоте просто обожают играть в сокращения и аббревиатуры.

Должности тоже попадают под это.

В советское время и на судах под российским флагом настоящего времени, капитан идёт как КМ.

У англов и прочих - Capt. При переписке с офисом, или других служебных переписках, капитан подписывает сообщения - Master.


2.Старший помощник капитана.

Второй после капитана.Полностью замещает капитана во время его отсутствия.

Груз сейчас на нём.В 1996 году взгромоздили груз на него,что вызвало тогда волну возмущений.

До этого они миро руководили тётьками и матросиками.И продуктами.Хорошо-с...

Он же и главный дрюкальщик экипажа по тревогам...да и вообще по всему,что касается нормальной жизнедеятельности судна.

Спит и видит,как переедет в каюту по правому борту.

Некоторые начинают входить в легенду ещё на этой должности.

Вождь и батька палубной банды.

Суёт везде нос.

Ибо.

Если на пароходе всё хорошо,капитан молодец.Если всё плохо,старпом дерьмо.

Как перевести точно, затрудняюсь.Safety officer.Главный инспектор по ТБ.

Дорасти до старшего помощника можно со средним специальным образованием,дальше - нет.

Но,кажется,сейчас и средку рубят.

Неофициально - старпом.Впрочем,это вполне себе официально.

Чиф, это от английского чиф-мейт (chief mate) - старший помощник.

Поскольку занимается грузом,иногда называют -карго-мейт (cargo mate). Грузовой помощник.Но в основном береговые.

Есть и должность суперкарго (supercargo), тот же старпом, занимается только грузом,не отвлекаясь на дрючбу экипажа.Это в основном на судах с напряжённым графиком работы.

Обычная вахта с 4.00 до 8.00 и с 16.00 до 20.00.

Вахта называется королевской.


С одним старпомом у меня были постоянные конфликты,редчайшей души...пидарас был,не коммуникабельный был..я его обозвал -страпоном.Что это такое,к моему щастю..он не знал.


Сокращение должности - русский вариант - СТПКМ.

Англоварианты - ChOff, C/O.


3.Второй помощник капитана

Ну,уже понятно..главный подпиливальщик ножек кресла старпома.

Неофициально - ревизор.

Пошло с тех времён,когда на втором помогае лежали обязанности грузового помощника.

Иностранцы удивлялись таким распределениям обязанностей,у них то старпом грузовал.

Потом всё поменялось...груз к чифам,а халява от чифов..продукты и тётьки свалилась на ревизоров.

Секьюрити офицер.Безопасность как секьюрити.

В некоторых компаниях офицер связи.

И судовую медицину тоже накинули на него. Универсальный солдат.

И навигационный помощник.

Сейчас неофициальное -ревизор, немного уходит.Молодые не понимают смысла.

Командир кормовой швартовной команды.

Несмотря на кое-какой опыт...продолжает относится к категории джуниоров.

Но кое-какие дела ему уже можно поручить,например,возглавить группу из двух моряков...и даже есть высокий шанс успешного выполнения задания.

Вахта - собачья.

Командир спасательной шлюпки №1,правый борт.


С 00.00 до 04.00 и с 12.00 до 16.00


Сокращённо - 2ПКМ

Англ - 2nd off, или 2/Off


4.Третий помощник капитана.

Неофициально - трояк.Или просто - третий.

Не конкурент старпому,но с интересом рассматривает интерьер каюты ревизора и просит не отрывать вот эти картинки.

Когда то был навигационным помощником,саму навигацию забрали,но инструменты оставили в заведовании,протирает пыль.

Ведёт кучу формуляров и журналов.

Отвечает за снабжение спасательных шлюпок..да и вообще.Пиротехника тоже на нём.

Так,подъедает по мелочи.

Командир носовой швартовной команды.

Так же...ходит с боцманом на бак для снятия\постановки на якорь.

Джуниор.

Матросики с третьим обычно не церемонятся,и то,что они бы хотели сказать чифу,например,они не стесняясь говорят третьему.Чифу - страшно...

А вообще,путь в легенду начинают с этой должности.

Есть феерические долбо...ы,а есть отличные мужики.

Жаль только,что отличные мужики часто уходят,охренев от действительности.

Вахта - пионерская.

с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00


Сокращённо - 3ПКМ

Англ - 3rd off, 3/Off


4.Четвёртый помощник капитана.

Неофициально - четвертак,четверёныш.

Ну,что сказать...с этой должностью в прошлом изрядно поигрались.То её отменяли,и тогда выпускник бурсы сразу влетал на должность третьего..то её снова вводили,потом снова отменяли..сейчас вот есть..пока.

Если серьёзно,должность очень нужная..ибо даёт тот самый необходимый первичный опыт.Практики не в счёт.За пару лет в этой должности четвёртый как следует знакомится с судном,обретает навыки выживания в экипаже.

Души ещё мягкие и податливые..отличный материал для лепки.Некоторые капитаны пользуются этим..и лепят из этого материала..для себя..по образу и подобию своему.И,когда,любовно вылепленное удовлетворяет капитана,он говорит -И это хорошо! - и начинает таскать за собой по пароходам своего клона.Что ж..это вполне оправдано..иметь человека в экипаже,которого знаешь..знаешь,на,что он способен,знаешь его возможности.

Знавал некоторых старпомов,которые выросли до этой должности с чётвертых у одного капитана.

Всегда вместе.

Чем занимается?А судовой канцелярией и бюрократией,ведёт документацию экипажа,иногда финансами..естественно,всё под присмотром.

Можно ещё сказать? Ученик старпома.

Несёт вахту за старпома с 16.00 до 20.00.

В случае навигационных непоняток вызывает на мостик капитана или старпома.

И тут уж лучше,да..перебдеть,чем недобдеть...

В швартовных операциях не участвует.На мостике,помогает капитану.

Но может и полететь СМСкой,если ограничены возможности связи.

Да и вообще..куда пошлют,короче..

В массе своей адекватные пацаны,но находятся некоторые...эээ..индивидуумы..которые могут задумчиво сказать..а вот я бы,на месте капитана..не так капитан то то делает,или это.Тут начинают от смеха давиться даже буфетчицы.

В последнее время часто встречаю четвёртыми сыновей капитанов.Династия.Тут тоже..не однозначно.Одни нормальные,а другим,смотрю,капитанство половым путём передалось...всегда ехидно напоминаю,что это папенька у него капитан,а тебе,четверёныш..рановато пока туда поглядывать и критиковать.Много сыновей и корефанов.Ну,этих я знаю..они меня тоже...поэтому там без обид.Злопамятных не боюсь..пока они наберутся сил и власти,я уже свалю на пенсию...


Вахта с 16.00 до 20.00.

Сокращённо - 4ПКМ

Англ - 4th Off, 4/Off


Радиослужба.

А нет её сейчас. Технический прогресс безжалостно пустил под нож лучших своих сыновей.

Но в своё время на судне могло находится до трёх организмов, специальным образом обученных пиликать на радиоключе, и возмущаться невыносимыми условиями работы.

Руки у них были нежные и поэтому радиоспециалистов не привлекали на всякие грязные и тяжёлые работы не входящие в круг обязанностей экипажа.

Разносчики новостей и слухов.

А в общем и целом, там работали нормальные дядьки.

Кроме того, они были большие любители поболтать между собой, и иногда это приносило большую пользу. С помощью их болтовни были установлены факты гибели некоторых пароходов.

Состав службы - начальник радиостанции, первый радиооператор, второй радиооператор.

Но уже под занавес, на судне зачастую был только один начальник радиостанции.

Неофициальные прозвища - Начальник, Начало, Начальниксрации.

Также имели прозвище - Маркони, или если хотелось досадить, то - Морковка.

Прозвище пошло от фамилии изобретателя радио - Гульельмо Маркони. Гульельмами звать радюг, как то длинно и неинтересно, а вот Маркони, самое оно.(Да-да-да, конечно-конечно-конечно, господа нистерпевающие, давно и всем известно, что радио изобрёл Попов. Спорить я не собираюсь, однако принято вот так - Маркони. Я надеюсь, на этот пост заглянет marconi_due, и он вам более популярно объяснит, почему так).


Когда их сокращали, поставили перед выбором - продолжать работу на судах, но уже в других должностях, или уходить на берег. Кто-то пошёл и переучился на штурмана, кто-то продолжил работать матросом. Но в любом случае, капитаны их брали в экипаж очень охотно - руки-то помнят, помнят руки-то!(с)- и дополнительный спец по радиосвязи не будет лишним.


Со штурманским составом покончено.

Переходим к механической части судовой роли.


Старший механик.

Наместник Люцифера на этой земле.

Главный инженер судна.

Общее руководство подземной службой.

Командир механиков и мотористов.

Всё, что крутится, бренчит, свистит, бахает, гремит, пышет огнём - это к нему.

Знает всё. (Скажу по секрету - когда человек получает продвижение по службе, и готовится стать уже капитаном или стармехом, ему в тайной комнате дают специальную таблетку и ставят специальный укол. И после этой таблетки и укола человек постигает все знания мира. И разбирается абсолютно во всём. Чтобы вы не спросили, получите яркий и полный ответ на свой вопрос. Правильный или нет, это дело другое. Так-то. И, ещё. Когда начальство шутит, полагается смеяться).

Как и капитан, является представителем администрации.

Должность предполагает иметь всегда хмурый и недовольный вид, и это понятно, не тот сейчас механик пошёл, не тот.

Но, хиханьки-хаханьки, а ответственность большая.

Вахту не стоит.

На большинстве судов каюта расположена на той же палубе, что и у капитана, но всегда с левого борта.


У нас традиционное неофициальное название должности стармеха - Дед. Отсыл к тем временам, когда люди дослуживались до этой должности, они уже были седые и старые. Сейчас-то, понятно, всё не так. Но прозвище - Дед, осталось.


Сокращение - СТМХ

Англ - Chief Engineer, ChEng, C/Е


Второй механик.

Наместник наместника Люцифера.

Непосредственный руководитель машинной команды.

Сеньор.

Под его началом все мотористы, если таковые имеются. Он раздаёт работы и контролирует выполнение. Ведёт табели учета рабочего времени.

Своё заведование - сердце корабля, выражаясь высоким штилем - главный двигатель (ГД). Ну, и всё сопутствующее главному двигателю - масляные системы, системы охлаждения и прочее.

Ответственный за своевременный заказ снабжения и расходного, то есть, главный жмот. Все кладовки, кладовочки и прочие помещения с ништяками, это у него.

Смазочные масла - цилиндровое и циркуляционное, другая смазка - второй механик.

Противопожарные системы танкера - второй механик.

Система инертных газов (СИГ), одно из важных систем танкера - второй механик.

Инъекцию всезнайства ещё не сделали, и поэтому до многого доходит своим умом.

Отрабатывает навыки строить недовольное и хмурое лицо. Неплохо получается, кстати.


Вахты. Сейчас, на судах с высоким уровнем автоматизации, механики несут суточные вахты. В рабочее время, с 08.00 до 18.00, вахтенный механик находится в машинном отделении (МО), после 18.00 может находится в каюте. В каюте есть сигнализация, которая сработает, если в машине пошло что-то не так. Но и без сигнализации вахтенный механик периодически спускается в МО, делать обходы и контроль за параметрами.

При сложных погодных условиях, или ещё каким причинам, стармех может ввести ходовые вахты.

Второй механик стоит вахту с 00.00 до 04.00, и с 12.00 до 16.00.


Замысловатого прозвища нет. Обычно просто - второй. И, хотя на судне есть ещё один второй, который помощник, обычно понятно, кого имеют в виду при вопросе - второй не пробегал? Или, издевательски,от сокращения должности - двамеха.

Иногда могут называть секонд, от английского second. (Личное - а я доводил до белого каления, называя - сэр. Со вторыми шуточки ещё прокатывали, с дедами - нет).

В некоторых компаниях вместо позиции "второй механик" есть позиция "первый механик" или "первый ассистент".


Сокращение - 2МХ.

Англ - 2nd Eng, 2/E


Третий механик.

Самая раздолбайская и весёлая позиция для механиков.

Первая ступень механжизни уже преодолена, впереди ещё много чего, сам молодой - нормально всё.

Заведует дизель-генераторами (ДГ) и тем, на чём можно немного срубить бабла - бункер.

Раньше много проще было, сейчас же это мероприятие - бункеровка - находится под неусыпным оком стармеха, и приходится покрутиться.

Так же в его заведовании топливные системы судна. Приём топлива, учёт топлива, хранение, подготовка топлива, включая топливные сепараторы, топливные фильтры грубой и тонкой очистки.

Воздушные компрессоры.


Прозвища - трояк, трифон.


Если вахта ходовая, то с 16.00 до 20.00, и с 04.00 до 08.00


Сокращение - 3МХ

Англ - 3rd Eng, 3/E


Четвёртый механик.

Грубо, но метко - начальник говна, воды и пара. Вся суть должности.

Кошмарная начало карьеры механика. Приходя в первый раз на судно на эту должность, понимаешь, что учил ты всё совсем не то. И, что знаний у тебя - ноль. Тебе в бурсе на кой-то хрен в голову вкладывали сложные формулы расчётов, а вот как перебить сальник на парящем клапане - не вложили. Нет, ты красиво можешь рассчитать то-то и то-то, но твои красивые расчёты никому не нужны почему-то. А требуют от тебя, чтобы паровой котёл работал исправно и не дымил, чтобы инсинератор сжигал мусор исправно, чтобы опреснитель тоже выдавал положенное количество пресной воды. И, таки, да... фановая система, тоже твоя. Так, что бери проволочку, загибай интегралом и прочищай канализацию - применяй математику в суровом быту.А зачем тебе ещё высшее образование?


Вообще, конечно, это жестоко, вчерашнему выпускнику навешивать довольно серьёзные судовые системы.

На танкере паровые котлы, хоть и называются вспомогательными, на самом деле очень важные механизмы. Обогрев груза, мойка грузовых танков горячей водой, иногда паровые турбины для грузовых насосов, везде нужен пар. И всё это на четвёртом.

Вода. Опреснитель.

Ну, а говно... вся какашкина система тоже у четвёртого.

Системы осушения и танки льяльных вод.


Понятно, что четвёртый находится под личным патронажем стармеха. Ибо любой косяк, который упорет четвёртый, может крайне неблагоприятно отразится и на судьбе самого стармеха.

Как видите, хозяйство в заведовании четвёртого механика объёмное и хлопотное. Но нет предела совершенству. В нашей конторе как-то решили, что четвёртый механик, это излишняя роскошь, и сократили эту должность. Не на всех танкерах, но всё таки. Заведование раскидали между вторым и третьим механиками, подтянули к вахтам и электромеханика со стармехом. И, что произошло?

А неизбежный звиздец по всем направлениям. По итогу эксперимент свернули, четвёртых вернули на борт. Но за время отсутствия четвёртых заведования были убиты окончательно, и вытягивать всё на приемлемый уровень назад было долго, нудно и тяжело.


Вахта с 20.00 до 24.00, и с 08.00 до 12.00


Прозвища - чирик, четвертак.

Сокращения - 4МХ

Англ - 4th Eng, 4/Е


Электромеханик.

Что ж, тоже неоднозначная личность на борту судна.

Когда-то электрогруппа могла насчитывать до трёх-четырёх человек - старший электромеханик, первый электромеханик, старший электрик, электрик. Напоминаю, я говорю о танкерах. На специализированных судах электромехаников может быть много больше.

Сначала обкрошили первого электромеханика и электрика, потом электрика. Сейчас остался один электромеханик. И то, не во всяких компаниях есть эта должность.

Особо распыляться по электромеханику не буду, но замечу, должность довольно таки важная.

Карьеры нет. Пришёл электромехаником, им же и уйдёшь на пенсию.

Тихой сапой на них ещё взвалили обслуживание, диагностирование и мелкий ремонт навигационного и связного оборудования, что приводит электромехаников в тихое бешенство. И я их понимаю.

Желательно поддерживать с ними дружеские отношения, тогда у тебя всегда будут батарейки для фонарика и обслужат твой ноутбук.


Вахты не стоит.


Прозвище - шеф. На рыбаках и там, где много электромехаников, старший электромеханик - Сэм.

Сокращение - ЭлМех, ЭМХ

Англ - ElEng, Е/Е. Иногда принято такое - Electrician. На всякий случай - промолчу.Батарейки нужны.


Вот и закончен список командиров.

Переходим к рядовому составу.

Но есть две интересные должности - боцман и донкерман.

Эти два чилавека-моряка относятся к младшему комсоставу.

Это командирство без карьеры, ближний аналог - мичман. Унтер-офицер. У англоязычных - petty-officer. Вершина карьеры. Нет, можешь выучиться заочно, и продвигайся, но без учёбы всё. Останешься старым боцманом Розенбомом.


Итак, палубный департамент.

Забыл сказать, что все, кто относится к палубе, те все рогатые.

Ну, принято так.

Палубный департамент тоже в своё время делился на тех, кто стоял вахту, и тех, кто не стоял, рабочая бригада.

Англовариант - deck hand.


Боцман.

Обнаглевший матрос второго класса.

Старшинка у матросов. Прокладка между старпомом и палубной бандой.

Мыть, красить. Кладовочки. Как правило - жмоты, ничего не выпросишь. В то же время весьма жуликоваты.

Вахту не стоит. Поднять/бросать якорь, управление брашпилем.

Вечное нытьё с ябедничеством старпому на сажу, которая летит из дымовой трубы.

В общем, то ещё создание.


Прозвище - дракон.

Сокращения нет, так и пишут - боцман.

Англ - Bosun или Boatswain.


Старший матрос.

Ещё один анахронизм. Кое-где есть, но в массе свой вымер.

Заместитель боцмана, один из самых опытных матросов.

Вахту не стоял, рабочая бригада.


Прозвище - плотник, карпентер.


Матрос первого класса.

Эту должность я написал так, как было принято при СССР.

Несение ходовой вахты на мостике со штурманом.

Работа на палубе под командованием боцмана.

Может красить, может мыть, но требует постоянного контроля, ибо сразу может не красить, может не мыть. Любимый инструмент - шланг, и скатывание парохода забортной водой, типа моют.

Если попала кисточка в лапы, то закрашивает всё густо-густо. И болты, и смотровые контрольные стёкла.

Во время прохождения узкостей/проливов, входа/выхода в порт, стоит на руле. Некоторые капитаны предпочитают ставить на руль одного, самого опытного и проверенного матроса. Такого матроса прозывают - Ллойдом, или ллойдовским рулевым.

На стоянках - вахта у трапа.


Поголовье матросов на современном судне обычно насчитывает небольшое стадо в три-четыре человека.

Вахты несут такие же, как и штурманы, к которым матросы назначены.

Профессионального прозвища нет.

Английский вариант - АВ или Able Seaman, что в некоторых вольных переводах означает - умелый моряк.


Матрос второго класса.

Тоже, практически вымершая должность. Но встречается. В связи с нехваткой рабочих рук делает всё то же самое, что и АВ.

Но обзывается как OS - Ordinary Seaman.


Донкерман.

Та самая телятя, которая двух маток сосёт.

Когда этому хитровану выгодно, он бежит и говорит, что относится к машинной команде.

Ну, а когда в машине назревает физдец, и есть угроза задействования всех, кто ещё может ходить, это исчадие объявляет себя палубным человеком и находит себе неотложную работу, без которой вот прямо сейчас, все грузовые насосы и магистрали развалятся. Например, расхаживание и смазка болтов заглушек приёмной грузовой магистрали.


А так-то он помповый машинист. Управление грузовыми насосами.

Более подробно о донкерманах, здесь - https://gruppman.livejournal.com/107010.html


Прозвищ - валом. Доня, дуркермар, дуремар и прочее, насколько хватит фантазии.

Англ - Pump man, человек-насос.


Машинная команда.

Технический прогресс нещадно прошёлся косой и по рядовым машинёрам.

Высокие уровни автоматизации изрядно сократили мотористов.

Но работы никуда не делись, вот только тащить эту лямку приходится уцелевшим.

Общее название машинёров - маслопузые или маслопупы.


Старший моторист.

Иногда идёт с приставкой ГЭС, что означает Газо-Электро Сварщик.

Пусть вас не вводит в заблуждение слово "старший" в должности.

Старший-то, он старший, только над кем?

В былые времена, да, он был старший. А сейчас два инвалида неспешно ползают по машине, и среди них, один старший, да.

Правая рука второго механика по обслуживанию заведования. Специалист по топливной аппаратуре.

Звяк-звяк, стук-стук - что это? А это старший моторист притирает иглу распылителя форсунки. И может он этим делом заниматься бесконечно долго.

Подготовка, опрессовка, установка топливных форсунок, это работа старшего моториста (стармота). Поэтому иногда встречается другое определение его должности - лекальщик.

Как сварщик, не очень выдающийся специалист, сказываются непонятные сложности и запреты на сварку на танкерах. У фирмачей с этим попроще, на борту есть и газ, и электросварка, но наши не успели набить руку. Хотя попадаются иногда уникумы.

А в остальном и целом, обычный моторист.


Прозвища - стармот, от старшего моториста.

Англ - fitter.


Может стоять вахту по указанию стармеха, обычно со вторым механиком и по расписанию второго механика.


Токарь-моторист.

Ещё одно недоразумение флота.

Когда читаешь требования конторы к соискателю вакансии "судовой токарь-моторист", немного недоумеваешь, а на какой планете живут руководители компании?

Кто требуется? Ооо, шикардос полный - возраст, лет до 40, разряд токаря, не меньше пятого, владение английским языком, документы моториста. Джеймса Бонда вербовать не пробовали? А него

явно профессиональных навыков меньше, чем у требуемого токаря. Достаточно сказать, что токарь пятого разряда на берегу поднимает в бабловом эквиваленте поболее, чем его водоплавающий коллега, и без излишнего мозготраха. Если мозготрах превышает выносимый уровень, так токарь пятого разряда без работы не останется.

В остальном, это обычный моторист, но с навыками умения работы на токарном станке.

А вот работы, от простенького болтика до сложных работ по изготовлению валов или штоков с двух-трёхзаходными резьбами, с очень точными параметрами по посадкам. Иногда требуется и навыки фрезеровщика, причём фрезерных станков на буржуйских пароходах нет. На пароходах времён СССР ещё были, сейчас практически нет.

Бывали вообще потрясающие спецы.На раздолбанных станках, в качку изготавливали точнейшие вещи.

Ну, и... не буду хвастаться, но когда я сам был токарем судовым, то даже умудрился отхватить звание "Лучший по профессии" в системе ММФ СССР. Про рационализаторские и авторские говорить тоже не буду.

Однажды я попал на пароход с анекдотической ситуацией - все механики этого судна были бывшие токари, от стармеха до четвёртого.

Рабочая интеллигенция, мать его, токаря этого.

Один из парадоксов советских времён.

Если в судовой роли он значился как "токарь-моторист", то горячий стаж ему не шёл, и на пенсию в мог выйти в 60 лет. А вот если шёл как "моторист -токарь", то это уже горячий стаж, и пенсион в 55. Поэтому токари зорко следили за правильностью написания должности в судовой роли.

Что ещё про токаря? "Вот и токарь судовой, хоть хреновенький, но свой"...

Как всякая интеллигенция, всегда в оппозиции и диссидент. Не важно к чему. Главное, поперёк течения. В группе риска алкоголизма.

Вахту, если стоит, то с четвёртым механиком. Также считается мотористом четвёртого механика, следовательно, это заведование знает хорошо. И были случаи, когда токари несли вахту за отсутствующего четвёртого.


Погоняло - точила. Сокращений нет.

Англ - turner-motorman.


И замыкает наш хит-парад...

Матрос-моторист.

Да уж, странный гибрид, плод инцеста.

В море моторист, у причала матрос.

Стой здесь, иди сюда.

Как правило, набравшись опыта, уходят, или в стармоты или в матросы АВ.

Как моторист - то у третьего механика, как матрос, так грузовой матрос. Задействован при погрузке/разгрузке.


Прозвищ - нет.

Сокращений тоже.

В англ - обычно OS.


Про обслуживающий персонал я писать не буду. Повар и буфетчик везде одинаковы, можно посмотреть здесь - https://gruppman.livejournal.com/240545.html


Вот, как-то так.

Возможно, что-то упустил, поправляйте.

И относитесь к этой инфе адекватно, это совсем не энциклопедический труд, а так, для справки.


Да, предвижу - ой, да аффтар пароход в жизни не видал, ой, да... (нужное подставить)..

Отвернул с пиджачка, можете поиграться.

Кто, как, и зачем Длиннопост, Море, Работа, Юмор
Автор поста оценил этот комментарий

Всё верно. И докопаться не к чему 😉. Спасибо за пост!

Автор поста оценил этот комментарий
жаль про кока, стюарда, кадета и дек боя ничо нет)
дек бой особенно забавная должность. личинка ос-а, пацанята лет 18 работающие за копейки)
Автор поста оценил этот комментарий

Steam это ты чтоль?Повеселил))Наслаждался,читая!!

Автор поста оценил этот комментарий

очень интересно, спасибо.

1
Автор поста оценил этот комментарий
3600 слов, ТС , вам бы эссе за студентов писать.
раскрыть ветку