Классификация клиентов в IT-компаниях.

Подрабатывал я довольно продолжительное время на аутсорсе (пару раз в неделю по 2-3 часа) в одной компании, занимающейся широкой сферой, которую можно назвать емким словом "интернет-маркетинг". Продвигали новые сайты, сами могли сваять грамотно написанный сайт, изредка делали флеш-баннеры, настраивали платную рекламу в поисковиках. Перевидал много всяких клиентов, из которых адекватных - единицы. Начитавшись подобных постов, предлагаю собственную классификацию большинства клиентов.

1. Клиент "не знаю, что хочу" - самый часто встречающийся персонаж. В голове полная каша из идей, которые он подглядел как минимум на 100 других сайтах. Из-за этого толком не может создать хотя бы для себя четкое представление, что ему надо. Может вообще заявить "ну сделайте там нормально, чтобы все четко было и круто" - а потом огорчиться, что ему не понравилось. Или начинает названивать каждый день и добавлять в ТЗ новые идеи, которые на конвейере приходят ему в голову пачками. Не любит ответов "мы уже сделали вот так, и новая идея сочетаться с этим не будет", в ответ на это начинает картинно огорчаться и делать скорбное лицо.

2. Клиент "сделайте как у моего друга Васи" - никогда не слышал про плагиат, считает, что можно тупо скопировать сайт у друга/конкурента, заменить в нем название компании и описания к товарам/услугам и жить припеваючи. Встречается довольно редко, но его гораздо чаще заменяет брат по разуму в следующем пункте.

3. Клиент "сделайте круче, чем у моего друга Васи" - открывает на мониторе сайт друга/конкурента, тычет в него пальцем и говорит - вот видите, надо сделать все как у него, но только еще лучше. Чем лучше - чаще всего не уточняет. На пояснения, что похожие сайты в одном городе и в одной маркетинговой нише - идея, мягко говоря, не очень - не реагирует, применяет аргумент "ну у Васи же трафик прёт, клиенты прибывают, вот и у меня так же будет, только лучше". Когда узнает цену на создание похожего сайта - выкатывает глаза, изображает предобморочное состояние и инфаркт. Обычно соглашается на что-то более лайтовое.

4. Клиент "люблю тянуть кота за яйца" - обращается в компанию задолго до фактического принятия решения что-то делать. Трахает мозг порядка месяца, узнавая, что и сколько стоит, любимый вопрос "я видел на одном сайте вот такую штуку, можете такую же запилить?". В итоге в половине случаев отказывается от сделки, суммировав, сколько ему выйдут в сумме все плюшки. Во второй половине случаев - делает в итоге что-то совсем другое, не то, про что спрашивал целый месяц.

5. Клиент "пропадающий" - поначалу кажется адекватным, делается внятное ТЗ, но после каждого этапа работы появляется огромная проблема - до него не дозвониться, либо он занят и не может говорить. Каждое согласование затягивается, работа стоит. В итоге, через несколько месяцев, получая сайт в пользование, обвиняет в том, что такой медлительной работы он еще нигде не встречал и вообще вы все раздолбаи и лентяи, уже бы 3 месяца назад пора бы сделать.

6. Клиент "мне надо попробовать" - заказывает проект ценой в 15 тысяч рублей (визитка) со словами "если все будет хорошо и клиенты пойдут, я закажу дорогой и крутой". На объяснения, что на сайт за 15 тысяч клиенты толпами ходить не будут в принципе - обвиняет в том, что тут все работают спустя рукава, не могут ничего сделать нормально, занимаются сплошной обдираловкой. Чаще всего либо отказывается сразу, либо после получения сайта за 15 тысяч сотрудничество заканчивается навсегда. Часто рассказывает другим людям, какая плохая компания ему сделала сайт и на него не ходят люди.

7. Клиент "фантазер" - имеет в голове, либо даже уже на бумаге, готовое ТЗ. Проблема в том, что в этом ТЗ проект тысяч на 500 как минимум (был реальный случай, когда такой клиент принес ТЗ на создание клона "Ютуба" с развлекательным направлением). За все хочет заплатить 10 тысяч (да и то много, тут всего-то добавить вот это, вот то и вот то, я бы сам все сделал, да времени нет). Когда ему выкатывают реальный ценник - может напрямую заругаться матом, либо изобразить обморок, либо засмеяться, подумав что над ним прикалываются. В итоге никогда ничего не заказывает и продолжает поиски по объявлениям, где самоучки клепают визитки по 5 тысяч.

8. Клиент "фантазер эпический" - дает ТЗ, в котором нужно сделать федеральный сайт уровня рамблера, яндекса и подобных, прикрутить к нему функционал ютуба, фейсбука и инстаграмма. Имеет в распоряжении 15 тысяч рублей. Без комментариев.

9. Клиент "моей подруге сделали за тыщу" - любит сначала подробно поговорить о будущем сайте, составить внятное ТЗ, обсудить сроки и детали. Когда видит ценник - обычно смеется и говорит, что его хотят нагло надуть. Упоминает, что близкая подруга/родственница 3 года назад по газете нашла человека, который сделал ей сайт за тысячу рублей. Обычно сливается сразу.

10. И наконец исчезающий подвид "клиент нормальный" - делает внятное ТЗ, знает, что сколько стоит, вносит корректировки во время (поэтапно), вовремя оплачивает, часто продолжает сотрудничество в других проектах. Попадается примерно с вероятность 1 к 50.

1
Автор поста оценил этот комментарий

я выделю еще один вид: "стартапер".

это несколько комбинированный вид, но все же отличается по сути, как и сами клиенты этого вида, тоже отличаются друг от друга.

В него входят:

1) тетки, которым N-ю сумму дал муж, чтобы она вложила в свой бизнес и чем-то занялась;

2) тетки, которые на основной работе откладывают N-ю сумму, чтобы вложить в свой бизнес и получать допю доход;

3) гопники обоих полов, которые решили перестать работать "на дядю";

4) просто увлеченные люди обоих полов (с небольшой ебанутостью), которые хотят потянуть какие-то социальные проекты (спасение морских котиков, блять, в Баренцевом море, например).

С последними все понятно, а вот первые 3 типа считают, что создание сайта - это уже и есть развитие их бизнеса, а готовый созданный сайт - это уже работающий их собственный бизнес.

Максимум, на что способны - это зарегать ИП и найти поставщика - ну тут ума много не надо. И - PROFIT!!!11

Оказывается (!) Сайт/интернет-магазин надо: а) хотя бы наполнить, б) заниматься продвижением - то есть тоже вкладывать деньги.

Обычно запал "стартаперов" заканчивается на наполнении сайта, так как отдать на аутсорс денег уже нет, а самому наполнять нет времени. Сайт стоит год, а потом домен не продлевают. Бывает, что продлевают, но сайт все равно стоит, даже в копирайтах год не меняется.


А потом распространяют байки, что в интернете денег нет :)

Автор поста оценил этот комментарий

Боже упаси от таких мудаков-менеджеров.


Или вы там все такие и совсем без шансов встретить кого то вменяемого?

Автор поста оценил этот комментарий

Автор напиши на почту пожалуйста с приветом!

буду благодарен! artpenkoffсобакаgmail.com

раскрыть ветку