Китай обошел Россию в средствах выведения
Тем временем Китай обошел Россию в средствах выведения. 長征五 стартовал 3 ноября. Тяжелая ракета-носитель с водородным центром. У России нет подобных технологий (больших водородных двигателей) в принципе. Были когда-то у Советского Союза, но у России нет. Нет и водородной инфраструктуры. Даже в планах водородные РБ - ближе к 2025. А у Китая сегодня стартовала ракета с кислородно-водородной центральной ступенью! Когда там второй пуск «Ангары А5» - через сколько лет после первого? А КВТК когда? В 2024 или в 3024 году?
Попробуем рассмотреть ситуацию, отбросив эмоции. Итак, состояние и перспективы российской космонавтики.
- Пилотируемые полеты – МЛМ превратился не просто в долгострой, а в какой-то «Дворец советов» – доделают ли его? РС МКС меньше “Мира” и меньше проектируемой новой многомодульной китайской станции. Новый российский корабль – в 2023 году в лучшем случае (будут ли деньги? Вспоминаем судьбу проекта "Клипер"). В США три новых корабля (начиная с 2018-2019 года). В Китае провели испытания СА нового корабля.
- Двигатели – пока только по керосиновым явное преимущество, ровно до того момента, как в США доведут новые метановые. По водороду даже у Индии дела лучше обстоят, чем у России (причем, ведь не без России там всё было сделано).
- Связь, ДЗЗ – средний уровень – в лучшем случае.
- Наука – полный швах (лишь «Спектр-Р» и редкие приборы на иностранных станциях), АМС – позор – даже у Индии лучше с этим дела обстоят. У России на межпланетных траекториях 4 разгонных блока – вот тебе и демонстрация флага на просторах Солнечной системы. ExoMars - совместный проект, но зонд - европейский. Запущенный нашими средствами, несущий (среди прочих) наши приборы - но сам зонд европейский!
- Навигация - вторая в мире развернутая навигационная система. Вроде бы неплохо – но что с характеристиками и поддержанием в рабочем состоянии? Да и Китай с Индией вовсю развертыванием своих систем занимаются. И Европа.
- В средствах выведения даже SpaceX отвесил такого пинка, что наша отрасль почувствовала. А теперь ещё и Китай обошел по техническому уровню. После полета американской SLS (Falcon Heavy – не рассматриваем, дабы не вызывать бурной дискуссии противников и сторонников великого визионера, жулика, Бендера, гениального предпринимателя Илона Маска) – отставание будет явным.
- Восточный – с непонятными целями – не замена Байконуру (нет возможности пилотируемых стартов, нет тяжелого геостационара), не замена Плесецку (гражданский, нет старта под «Ангару»).
Мне кажется – первый шаг к выздоровлению – признать болезнь. Не кричать – мы впереди планеты всей, а понять, что отстали очень сильно. И ещё лет пять такой динамики – и Россия отстанет безнадежно.
Отвечаю на вопросы :)
А работы над РД0146 чем не угодили?
Сравниваем стендовый двигатель для не существующих ещё разгонных блоков и маршевый двигатель ракеты которая уже доставила груз на орбиту? Водородной инфраструктуры на Восточном нет, не известно когда появится. Водородных РБ нет - КВТК обещают (по ФКП) в 2024, с РБ под РН «Союз» - не понятно.
А не в прошлом ли году Россия стала лидером по количеству пусков ракет в космос?
В ответ - три вопроса – доля рынка средств выведения в общем рынке космической деятельности (считанные проценты), надежность российских ракет нового времени (хорошая, но не отличная), технический уровень (модернизированные ракеты из 60-х, а «Ангару» в Омске пока не освоили, когда следующий старт - не ясно).
А чего одна из первых экономик мира летает на российских движках. Они ж такие продвинутые?
Российские двигатели используются – но, мягко говоря, не на всех американских ракетах. Вспоминаем и Delta и Falcon, «мелочевку» вроде Pegasus`а (кстати – воздушный старт). Про SLS и не говорим – у нас подобное даже в планах не раньше 30-го! А ситуацию с закупками двигателей, к сожалению, пытаются исправить как можно быстрее. Среди участников новой гонки по созданию двигателя – миллиардер Безос, например. По керосиновым двигателям мы пока «впереди планеты всей». Но это советский задел. Привет из конца 70-х – 80-х. Когда уже «встанут новые бойцы»?
А ЯЭДУ («ядерный буксир») и детонационный двигатель?
ЯЭДУ – нет, как нет и технологий для её создания. Есть только реактор для ЯЭДУ (реактор классный – тут, опять же – «впереди планеты всей») и отдельные элементы установки. Более того, есть желание отказаться от турбомашинного преобразования в пользу термоэмиссионного. Да и ЯЭДУ в качестве космического буксира хороша только на просторах Солнечной системы - в «гравитационном колодце» Земли слишком большие потери.
Детонационный двигатель – стендовый образец – процитирую из октябрьского номера «Новостей космонавтики» – «…несмотря на более чем 40-летнюю историю исследований, результаты фактически оставались на уровне 1964 г.: доля детонационного горения не превышала 15 % от объема камеры сгорания. Остальное – медленное горение в условиях, далеких от оптимальных. В результате удельный расход топлива на единицу тяги оказывался на 30 – 40 % выше, чем у двигателей традиционных схем. Выходом из данного положения эксперты считали использование для организации непрерывной детонации оптимальных тройных ударно-волновых структур. Судя по видеоролику с испытаниями российского двигателя, его создателям удалось добиться лишь кратковременной устойчивости детонации». Добавлю от себя – насколько я знаю, в прототипе детонационного двигателя используется газообразный кислород и СПГ (насчет керосина – нет уверенности) – в связи с принципиальной невозможностью создать форсунки для жидких топливных компонентов (для подобного типа двигателей). Возможно, моя информация уже устарела, и отечественным ученым удалось решить эту проблему.
Президент частной российской космической компании Лин Индастрил
Похоже кто-то стремится к научной победе!
Хорошо бы в статье указать зачем нам водородные движки прямо здесь и сейчас. Работы по ним ведутся. Есть советский РД120, проектируют РД146Д. Большие надежды возлагают на движки работающие на природном газе. Получается что человек печалится от факта того что их нет из-за того что их нет, а не из-за того что у него из-за этого что-то не взлетает.
Про SLS даже сами американцы не знают для чего она кроме массового покорения Марса. Нам о таком и мечтать рано, Проще взять 2 Протона чем городить еще одну ракету для которой нет рынка, Энергию с ее 150 тоннами уже сделали.
Говорят ему про ЯДЭУ где мы впереди планеты всей, опять ему плохо что слишком впереди =)
Ему как частнику в космосе надо радоваться и разрабатывать все эти и грести миллиарды на этом =)
Написано очень предвзято. Прям безумно предвзято.
Даже навигационная система - вторая в мире, с акцентом на слово вторая, с якобы плохими характеристиками и поддержкой, что явное вранье.
И Восточный ему не нужен, и о космической программе он ничего не слышал. Вброс какой-то, в общем, а не пост от директора космической компании.