Какой кошелёк?
Меня иногда интересует вопрос, на который я сам ответить не могу. Точнее ответ в зависимости от происходящего вокруг колеблется.
Помните, как Жеглов ловко подкинул кошелёк Кирпичу? В детстве мне этот эпизод казался полным удалой лихостью. Как в фильме, так и в романе «Эра милосердия». Понемногу взрослея, я начал понимать, что там не всё так однозначно. И временами моё мнение, как маятник склонялось то в сторону Жеглова, то Шарапова. Мысль, кстати, достаточно банальная для кинематографа: блюститель порядка, не имеющий возможности наказать преступника по закону, сам становится судьёй. Только в дальнейшем этот сюжет раскручивался до погонь и перестрелок. Так что с точки зрения современного кино Жеглов просто совершил детскую шалость.
Но как бы то не было, Вайнеры привили крепкое чувство того, что Шарапов раз и навсегда запомнил этот момент. В дальнейшем, в романе «Визит к Минотавру», будучи уже начальником, он запрещает следователю Тихонову провести перлюстрацию личной почты одного из фигурантов дела о пропавшей скрипки. А в произведении «Гонки по вертикали» Шарапов отпускает из-под стражи вора, который попался с украденными вещами, но на эту кражу нет заявления. Говоря «в дальнейшем», я имею ввиду время действия романов («Эра милосердия» - 1945 год, «Визит к Минотавру» и «Гонки по вертикали» - 70 ые года). По хронологии издания «Эра милосердия» последняя из этих трёх произведений, хотя возможно задумывалась или уже была написана раньше, так как в «Визите к Минотавру» вскользь упоминается банда «Чёрная кошка» и участие Шарапова в её поимке.
Так что взгляд на эпизод с кошельком может быть разным. Если рассматривать его, как полное беззаконие, то тогда и арест Груздева выглядит в другом свете. Ну сами подумайте, наверняка, начальство и прокуратура тянут из Жеглова жилы: а что у нас там по убийству женщины? И можно ответить, что подозреваемый взят под стражу, ведётся работа. Главное, что есть подозреваемый. Ещё можно вспомнить, как при перестрелке в засаде Жеглов сразу поверил содержательнице малины, а не своему сотруднику. При этом даже разобраться не пытался. Тоже о многом говорит.
Так что иногда складывается впечатление, что Жеглов достаточно часто действовал незаконными методами. Кстати, внимательно читая «Эру милосердия» можно понять, что Жеглову вовсе не нужно было подкидывать кошелёк, даже не нужно было ждать, когда Кирпич пойдёт на дело. Ведь Шарапов в романе говорит, что Кирпич согласно приговору выселен за сто первый километр, но постоянно проживает в Москве. Разве этого факта недостаточно было, чтобы припугнуть Сапрыкина и заставить рассказать о браслете Груздевой? Что же получается, Жеглов просто «срубил палку»?
Ошибка или заслуга Говорухина в том, что он дал роль Жеглова Высоцкому. Последний даже подлецом и негодяем воспринимается зрителем положительно.
Поэтому хочу задать вопрос: а вы считаете правильным поступок Жеглова. Я не спрашиваю про законность, тут всё понятно. А правильным?
Вообще в книге жеглов представлен в достаточно негативном свете. И если бы не фантастическое обаяние и харизма высоцкого он бы и по фильму был бы таким. Ну и конечно провал с выбором шарапова/конкина. Ну не может быть офицер разведчик, командир штрафбата таким размазней.
Вот на его фоне и кажется жеглов хорошим. Такие как шарапов не остановят послевоенную преступность.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что подбрасывание кошелька ради раскрытия реального преступления - это совсем не то же самое, что подбрасывание наркоты невиновному ради денег, выполнения плана или посадки неугодного.
Если считать, что этот поступок подлый, то каким образом задерживать карманников? С поличным его не возьмешь, граждан он грабит. В фильме они его брали на месте, с явным преступлением, но невозможностью доказать. Также нельзя путать послевоенное время и нынешнее, это хорошо показано, когда карманник срезал продуктовые карточки у соседки Шуры с детьми. Жеглов ничего не подкидывал Груздеву, чтобы его посадить и ведет себя нормально.
Правильность поступков определяется законом. Если по закону это преступление, то это неправильный поступок. Жеглов хороший или плохой не оттого что он такой есть, а потому как исполняет он закон. По закону подбрасывать улики преступление. Значит поступок неправильный. В противном случае мы имеем ту ситуацию, когда уже не преступника ловят, подбрасывая улики, а зарабатывают палки за дела.
законы не боги придумали, и законы не идеальны, поэтому надо разбираться по ситуации.
по ситуации Жеглов был прав.