Как экологическая сознательность стала глобальным трендом

Забота об окружающей среде и ответственное отношение к природе давно перестали быть уделом узкой прослойки «зелёных». В некоторых странах пластик запрещается на государственном уровне, модные дома массово отказываются от меха, а на улицах всё чаще можно встретить людей с многоразовым шопером вместо пакета. В 2019-м человеком года по версии журнала Time стала шведская экоактивистка Грета Тунберг, а словом года согласно Кембриджскому словарю - «upcycling», то есть производство из переработанных материалов. Экологическую сознательность называют главным трендом последних лет, но перед этим ей пришлось пройти долгий путь. Рассказываем, как это было.


Идею, что хорошо бы относиться к природе бережно, нельзя назвать по-настоящему новой. Её можно встретить и в философских учениях Древней Индии, и в средневековых королевских указах. Но по-настоящему беспокоиться об окружающей среде человечество стало относительно недавно — чуть более сотни лет назад.


Точкой зарождения экологической сознательности принято считать 19 век, когда в европейских странах расцвело индустриальное производство. Активная разработка природных ресурсов и массивные выбросы с многочисленных фабрик и заводов становились реальной проблемой в глазах общественности.


Первыми о важности природы стали говорить представители романтизма. Правда, они скорее ностальгировали о нетронутой человеком земле и прекрасных пейзажах, ушедших в небытие, нежели призывали закрыть фабрики и остановить вырубку лесов. По-настоящему о природе заботились небольшие группы активистов из среднего и высшего классов. Одной из первых природозащитных организаций можно считать Королевское Общество Защиты Птиц, основанное в Англии в 1889 году. Его членами были состоятельные женщины, которые протестовали против уничтожения птиц в дикой природе — как раз в то время в моде были гигантские шляпы, украшенные экзотическими перьями.

Как экологическая сознательность стала глобальным трендом Экология, Окружающая среда, Бренды, Upcycling, Грета Тунберг, Мода, Длиннопост

В начале двадцатого века правительства разных стран начинают принимать законы, которые направлены на защиту окружающей среды. Создаётся Служба Национальных Парков в США, Комиссия по лесному хозяйству Великобритании. Интересно, что активными защитниками природы были национал-социалисты. Нацистское правительство выступало за сохранение природных ресурсов и использование возобновляемых источников энергии — в Третьем Рейхе даже существовала программа перехода на ветряные электростанции, которая, правда, не была реализована.


После Второй Мировой Войны обеспокоенность состоянием окружающей среды по-прежнему не была глобальной, оставаясь на уровне благотворительности, частных инициатив и отдельных законов. Всё изменилось в середине 20 века.


В пятидесятые и шестидесятые годы было издано сразу несколько знаковых для развития экологической сознательности книг, которые стали международными бестселлерами: «A Sand County Almanac» (об ответственности человека перед природой), «Living the Good Life» (о сокращении потребления ресурсов в повседневной жизни) «Безмолвная Весна» (о вреде пестицидов для окружающей среды).


Мощный толчок борьбе за окружающую среду дали хиппи. Из их философии впоследствии выросли концепции заботы о Земле через сохранение лесов, переработку отходов и вегетарианство. Впрочем, в 60-е их взгляды активно высмеивались, а самих хиппи презрительно называли «tree huggers» — любителями обниматься с деревьями. Но хиппи, несмотря на пренебрежительное отношение со стороны общественности, оказались гораздо влиятельней, чем могло показаться, благодаря популяризации активизма и протестных движений.

Как экологическая сознательность стала глобальным трендом Экология, Окружающая среда, Бренды, Upcycling, Грета Тунберг, Мода, Длиннопост

В 1969 году возле побережья Санта-Барбары произошел разлив нефти, который потряс общественность и вызвал новую волну протестов по всей Америке. Об экологии задумались на уровне правительства. Благодаря сенатору от штата Висконсин Гэйлорду Нельсону 22 апреля 1970 был отпразднован первый День Земли, который обратил внимание на масштабные экологические проблемы и популяризовал заботу об окружающей среде.


В семидесятые природозащитные движения постепенно переставали быть чем-то контркультурным, и об экологии заговорили на международном уровне. Появились «зелёные» политические партии (первой из них была The United Tasmania Group), а также всем известный Гринпис. В 1972 году Римский Клуб опубликовал доклад «Пределы роста», с помощью математического моделирования наглядно демонстрирующий, что при сохранении современных методов производства в ближайшем столетии планету ждет экологический коллапс. В начале семидесятых экологический вопрос поднимается и международными организациями, такими как ООН и ЮНЕСКО. Примерно тогда же появляется и знаменитая формула «Reduce, Reuse, Recycle» — «сокращение, повторное использование, переработка».


Давлению со стороны защитников природы, как законодательному, так и информационному, активно подвергался бизнес — в первую очередь, крупные корпорации. Именно в семидесятые начинается эра корпоративной социальной ответственности. Появляются компании, позиционирующие себя как заботящиеся об обществе и окружающей среде: «Body Shop» в Британии (1976) и «Ben & Jerry’s» в США (1978). Со временем эта тенденция только нарастала - к началу 21 века курс на заботу об окружающей среде провозгласили такие гиганты, как Starbucks, IKEA, Toyota и многие другие.


Однако различных законов, ответственности брендов и популярных концепций жизни вроде sustainable living (уменьшение обществом и отдельным индивидом количества потребляемых ресурсов) оказалось недостаточно для ликвидации глобальной экологической угрозы, которая только росла. В конце двадцатого века, в эпоху всеобщей глобализации и нового толчка развития масс-медиа, об экологии заговорили ещё активней. В 80-90-е годы появилось множество международных законов и соглашений о защите окружающей среды. В 1992 году ООН провела конференцию по окружающей среде и развитию, в результате которой была принята Повестка дня на 21 век, одним из основных пунктов которой стало сохранение и рациональное использование ресурсов. В 97 году был принят Киотский протокол, направленный на сокращение выброса парниковых газов в атмосферу.


Экологическая сознательность не могла стать по-настоящему массовой без популяризации в масс-медиа. В нулевые годы Голливуд взял курс на заботу об окружающей среде и признал, что производство фильмов необходимо сделать более экологичным. В 2007 Оскар в номинации «лучший документальный фильм» получил Дэвис Гуггенхайм за «Неудобную правду», рассказывающую о глобальном потеплении. Годом позже на церемониях «Оскар» и «Золотой Глобус» использовались украшения из переработанных материалов, в частности, знаменитая красная ковровая дорожка. Актёры также не оставались в стороне. Леонардо ДиКапиро ещё в 1998 году основал благотворительный фонд, защищающий дикую природу. В начале 21 века всё больше голливудских селебрити выступали за ответственное отношение к окружающему миру и сознательное потребление: от признанных звёзд вроде Джорджа Клуни, Брэда Питта и Гвинет Пэлтроу до «новичков» Эммы Уотсон, Джейсона Момома и Шейлин Вудли. В две тысячи десятые годы активизм и экологическая сознательность стали для звёзд таким же правилом хорошего тона, как социальная ответственность для крупных компаний.


Не отставала и модная индустрия, признанная одной из самых вредных для окружающей среды. В 2010-е годы об экологичном производстве задумались не только молодые дизайнеры и маленькие независимые бренды, но и масс-маркет, многие представители которого начали проводить акции по переработке ненужной одежды и выпускать линейки из экологически чистых материалов. Люксовые бренды стали отказываться от искуственного меха и сокращать количество используемых ресурсов. В 2019 году более 30 модных брендов — от Chanel и Burberry до adidas и Gap — подписали Экологический пакт, обещая бороться против изменений климата и загрязнения планеты. Похожая ситуация наблюдается в косметической индустрии, которая стремится сократить количество отходов: например, L’Oreal к 2025 планирует отказаться от одноразового пластика.

Как экологическая сознательность стала глобальным трендом Экология, Окружающая среда, Бренды, Upcycling, Грета Тунберг, Мода, Длиннопост

В 2020 году правила, которые помогут сделать свою жизнь экологичнее, и при этом не требующие существенных изменений, известны почти всем. Это получилось благодаря СМИ, экоблогерам и селебрити, которые сильно популяризировали экологическую повестку за последнее десятилетия. Замена пластиковых пакетов многоразовыми сумками и мешочками, отказ от многоразовой посуды, поддержка локальных производителей и марок. Вместо того, чтобы выбрасывать ненужные вещи, способствуя росту свалок, можно отнести их туда, где они нужнее: например, книгам, из которых «выросли» дети, будет рада любая библиотека. Сократить потребление также не будет лишним — это позволит и сэкономить, и уберечь дом от хлама. А за новым платьем можно пойти не в масс-маркет, увеличивая и без того гигантский спрос, а в сэконд-хэнд (заодно почувствовав себя Джулией Робертс, которая однажды вышла получать Оскар в платье, купленном в винтажном магазине). Забота об окружающей среде сегодня — это не только модно, но и полезно, поскольку позволяет, совершенно не напрягаясь, каждый день делать маленькие шаги к лучшему будущему.


Автор: Полина Гарцева


Источники (а вдруг вы хотите прочитать больше):

http://www.thegreenmedium.com/blog/2015/9/2/a-brief-history-...

https://www.encounterbooks.com/features/nazis-embraced-envir...

https://www.nytimes.com/1994/12/11/opinion/in-praise-of-the-...

https://jcsr.springeropen.com/articles/10.1186/s40991-018-00...

http://ecoportal.su/news.php?id=34478


Изображения:

allthatsinteresting.com/a-brief-history-of-hippies

www.amazon.co.uk/Antique-Fashion-Print-490-MILLINERY-...

www.today.com/style/julia-roberts-saving-her-2001-osc...

3
Автор поста оценил этот комментарий
Вместо того, чтобы выбрасывать ненужные вещи, способствуя росту свалок, можно отнести их туда, где они нужнее: например, книгам, из которых «выросли» дети, будет рада любая библиотека
Полина, ты хоть раз это сама делала? В моем районе все библиотеки уже отказываются от книг, потому что все тащат, а хранить негде.
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Призыв сократить потребление в условиях потребительского общества? Пакеты использовать не будем, зато айфон каждый год новая модель. Пчелы против меда

Тут, как говорил один сантехник, всю систему менять надо

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Хуйня это, а не экологическая сознательность.

Можно было модернизировать производства, развивать атомную энергетику, развивать химпром но это же всё расходы.

Выгоднее же убеждать дебилов, что они должны покупать велосипеды и шопперы чтобы быть в тренде.

Была такая разводка в 90е когда к тебе подходит маленькая девочка и молвит "дядь дай 100 рублей, а то закричу". Вот это то же самое, только на более высоком уровне.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще сейчас все больше и больше развивают

экологическое мышление и подключают молодое

поколение в различные проекты связанные с охраной

окружающей среды. Я все чаще натыкаюсь на видео,

вот как это посмотрел недавно:

https://www.youtube.com/watch?v=ZaMUoYqAOW0

где рассказывают о защите природы и как крайне

важно ее беречь.