Как создать правдоподобную магическую систему - практические рекомендации

Рациональная система может быть таинственной


Во вселенной Гарри Поттера и Аватара магические системы являются "жесткими", так как что они объясняют читателю (более или менее убедительно) все проявления магии и правила по которым она существует. Аудитория знает правила, так как видит как персонажи постоянно пользуются магией. Эти системы, хоть и базируются на неизвестных магических аспектах не удивляют читателя, так как они вполне понятны.

Как создать правдоподобную магическую систему - практические рекомендации Статья, Магия, Писательство, Перевод, Длиннопост

Властелин Колец и Игра Престолов, в противоположность, используют "мягкую" магию. Главные персонажи непосредственно не используют магию и аудитория не до конца понимает как она работает. Это остается тайной.


Тогда как гораздо сложнее допустить что мягкая магическая система является рациональной, можно допустить что Игра Престолов использует рациональную магическую систему, которая находит проявление через огонь или лед. Когда Джон Сноу убивает белого ходока валлирийской сталью, это имеет смысл. Хотя мы и не видели как кто-то делал нечто подобное ранее. Это потому что мы знаем что драконье стекло может убить ходока и оба оружия закалены в пламени дракона. Даже без понимания всех тонкостей, читателем это принимается весьма гармонично. Скажем больше, если бы Джорж Мартин и другие сценаристы поднапряглись бы, то без труда бы описали логическое обоснование данной магической системы.


Для того чтобы магическая система оставалась таинственной, как в Игре Престолов, автор не должен показывать как она работает. Аудитория должна наблюдать лишь результат её применения, но не причины. Размыть правила будет проще, если причина и следствие применения магии будут разделены временем и пространством, а также не будут связанны непосредственно. В Игре Престолов женщина бросает некое вещество в огонь и где-то далеко умирает несколько лордов. Аудитория, тем не мене, не вполне уверенна, что сжигание вещества вызвало данные смерти. Причина этих смертей Это остается загадкой, хотя они стали свидетелями магического ритуала из первых рук.


Создание базового набора правил для магической системы


Первый шаг это создание метафизического каркаса, который бы объяснял, как и почему магия работает в данной, отдельно взятой вселенной. Хорошо проработанный набор правил должен содержать так же и ограничения на использование магии. Например, если произношение заклинания часть применения магии, то немые персонажи не могут колдовать.


Чтобы создать набор правил, которые достаточно плотно покрывают все аспекты магической системы, надо ответить на следующие вопросы:


Каков источник магии?


Ниже приведены примеры самых распространенных типов источников магии в произведениях. Достаточно одного.


Энергия


Многие системы рассматривают магию как энергию, подобною теплоте, магнетизму или электричеству. Во многих вселенных, данная энергия генерируется живыми существами, астрально или черпается из эмоций.


Системы основанные на энергии очень удобны, так как содержат естественное ограничение. Чем больше гора, тем больше силы надо приложить чтобы её двинуть и соответственно больше магической энергии. Маги не могут взрывать планеты силой мысли, так не на это требуется колоссальное количество энергии, которое они не могут в себе собрать.


Высшие существа


Иногда боги или иные высшие существа являются источником силы. Это тяжелее для описания, ведь автору необходимо дополнительно описать поведение и мотивацию этих же высших существ. Например, в романе "Проклятье Шалиона" боги могли влиять на мир лишь через действия простых людей, которые добровольно бы выполняли их волю.


Вещества


В романе Дюна, те кто находятся под воздействием пряностей (специй, меланджи) получали силу, но лишь на некоторое время. Магические субстанции позволяют легко установить лимит возможностей на использование магии - он эквивалентен лимиту на данную субстанцию. Однако, должны присутствовать правила по которым люди реагируют на неё. Если одни начинают летать, а другие телепортироваться, то тут что-то не так.


Сдвиги в реальности


Некоторые магические системы базируются на идее что реальность более податлива к изменениям чем кажется, позволяя некоторым людям влиять на неё. Однако использование данного приема требует ответа на вопрос о природе реальности - может это виртуальная реальность или сон?


Эти приемы адаптируют ограничения из физики даже если сама физика не является ограничением. В Матрице, например, подъем более тяжелого тела есть более затратный по энергии процесс. Технически, ограничения являются больше ментальной установкой на то что нечто тяжелое более тяжело поднять. В фильме это работает только для Нео, но если бы мы поместили бесконечное число "избранных" то за какое-то время один из них сумел бы столкнуть две планеты. Неконтролируемо мощная магия оставляет очень заметный в мире, и если автор не ограничит супер мощных персонажей то это заруинить весь сюжет или превратит его в фарс.


Как черпают и контролируют магию?


То каким образом маги получают доступ к источнику и черпают из него силу может разниться от источника к источнику. Субстанции могут продаваться, Богам можно молиться, а также определенные люди могут быть более чувствительны к магии - или существует технология которая все делает за них. Не бойтесь пробовать что-то новое.


Каковы аспекты процесса использование магии?


Процесс реализации намерений мага через заклинания может происходит с использованием:


Сила воли: Персонажи имеют непосредственный доступ к магии через концентрацию либо напряжение воли, однако необходимо ввести ограничения, что бы это не превратилось в deus ex machina


Коммуникации: Персонажи обращаются к богам или суперкомпьютерам со своими желаниями. Это добавляет изюминку, ведь персонажи могут получать не совсем то что они просят.


Заклинания: персонажи не говорят то чего они хотят, а вместо этого пользуются проверенными заклинаниями, рецептам и способами намереваясь получить определенный результат. Ритуалы также подходят под эту категорию.


Чем более разношерстные способы использования магии, тем тщательнее автор должен их проработать, чтобы они выглядели рациональными. Если персонажи вызывают магию путем комбинации веществ, ритуальных танцев и символов нанесенных углем, то у каждого из слагаемых должна быть определенная цель. Автор (в идеале читатель тоже) должен понимать, к примеру, для чего некоторые заклинания вызываются теми же символами, но разными танцами. Придание смысла всему может оказаться довольно затяжным процессом.


Каковы ограничения системы?


Теперь пора разобраться почему магия не может делать все чего хочет применяющий её колдун.


Во-первых, автор должен знать на что способна магия в теоретически самом благоприятном сценарии. Это может быть список от абсолютно ничего до единичного эффекта типа телекинеза до остановки времени. В романе "Сокрушитель войн" Сандерсона, магия берет начало от жизненной силы называемой "дыхание". Сандерсон мог бы позволить "дыханию" делать все что угодно, но он ограничился оживлением мертвых и обострением чувств мага. "Дыхание" не может вызвать дождь или сделать кого-то невидимым. Ограничение того что магия может теоретически сделать, слишком сильно ограничивает количество сюжетных ходов которые можно использовать.


Во-вторых, проследить за процессом использования магии и подумать что может испортить или ослабить результат на каждом из шагов. Например, магия основанная на субстанции, которую добывают из почвы.


Люди потребляют и усваивают её, поедая растения. Она накапливается в организме, пока человек не захочет использовать магию приложив к этому определенные усилия.


Что же может пойти не так?


Доступность вещества: вещество может проникать лишь в определенные растения. К тому же области с веществом в почве весьма ограничены. Что если в таком месте будет неподходящий климат для необходимого растения либо весь урожай погибнет?


Съедобность растений: у некоторых людей может быть непереносимость данного вида растений. Люди могут отравиться или умереть, съев их слишком много, или спустя время, усвоив в организме слишком много вещества. Растение может иметь отвратительный вкус или быстро погибать. К тому же, при сушке или хранении растения, эффект вещества ослабевает.


Наличие в организме: перед тем как начать колдовать человек должен иметь определенные запаса вещества в организме, путем поедания растений какое-то время. Его сила ограниченна количеством вещества в нем. Либо тем когда он последний раз употреблял его.


Сила воли: способность людей эффективно использовать магию зависит от их состояния. Они могут слишком уставшие, слишком пьяны или злы чтобы сосредоточиться на чем то определенном. К тому же, им может быть необходимо знания как магия работает. Практиковать её какое-то время, чтобы знать как направлять дабы получить ожидаемый результат.


Большой список ограничений поможет при создании конфликтов в истории. Например, во время казалось бы небольшого промежутка времени, около 5 секунд, необходимых чтобы исполнить заклинание, с магом может что-то случиться. Если применение магии может быть ненадежным или привести к неожиданным последствиям, то это открывает простор для создания драмы, конфликтов и тяжелых ситуаций для персонажей.


Разнообразие


Если магическая система будет основываться лишь на базовых правилах, то она будет скучна. Есть несколько способов как можно добавить разнообразия сохранив при этом целостность.


Разделения на категории


Аватар это хороший пример разделения одной и той же формы магии на разные типы. Чаще всего различие основывается на различных источниках магии и различных эффектов от их использования. Однако, можно экспериментировать и с различными техниками вызова.


Однако разделение должно быть естественным, дабы не вызывать у читателя чувства произвола в системе.


Завершенность


После создания категорий и распределения заклинаний по ним, необходимо найти любые крупные пробелы там где должны быть категория и две категории с похожими элементами. Деление должно такое, что каждый элемент однозначно подходил только в одну категорию.


Категории могут быть какими угодно странными, если убедительное обоснование для этого. Например, источником магии есть некий пантеон богов. У богини океанов есть три ребенка, которые управляют ветром, волнами и глубинами. Тогда не может показаться странным, что нет, скажем, бога грязи, ведь богиня земли еще родила такого ребенка.


Симметрия


Созданные категории нуждаются в согласовании. Сильные и слабые стороны каждой из сторон должны быть эквиваленты. Как в игре камень - ножницы - бумага. Где каждый элемент бьет другой, но и бит другим.


Система может иметь отклонения, если (опять же) есть правила которые его объясняют. Например магию генерируют вибрация континентальных плит. И в разных регионах размер плит и сила вибрации разные, что и вносит локальный дисбаланс в магическую систему.


Экстраполяция


Имея гениального человека с нестандартным мышлением, который знает все правила магической системы, волне уместно задать вопрос как он может использовать магическую систему иначе - для достижения ранее не обозначенных результатов. Какие новые методы использования или применения он может придумать?


В Аватаре большинство адептов может манипулировать элементами лишь в их естественной форме. Однако, некоторые могут использовать элементы в любой форме или смешанные с другими.


В примере с магией получаемой из земли, талантливый алхимик может особым образом приготовить растение и сделать эликсир, который быстрее усваивается. С другой стороны может существовать группа людей с аллергией на это растение. У них нет иммунитета, употребление вредит им, однако от этого их сила растет.


Исключения


Естественно что в сюжете понадобится несколько человек, чьи возможности превышают обычные. Что бы сюжет включал в себя исключительного персонажа у него должна быть способность, нарушающая ранее установленное правило. Но только одно. В Аватаре есть только один человек на все поколение который может подчинять себе все 4 элемента.


В примере с растением некоторые люди могут поглощать волшебное вещество непосредственно. Тогда отпадает целая линия ограничений связанных с растениями, таких как переедание, приспособляемость растений или их наличие.


Источник: (How to create a rational magic system – Mythcreants)

Миры Фэнтези

2.1K постов6.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Не допустимо оскорбление человека и унижение его достоинства.

Мат не приветствуется.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Я таки удивлен,но оказывается по созданию магических систем для фентези миров как книжных так и игровых существуют книги 0_0

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Интересненько.Это статья для разрабов игр,из разряда категории:-Баланс?Не,не слышал.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Забыли про Вэнса, где заклинания нужно запоминать и держать в голове.

А самой продуманной системой магии, считаю в ролевой системе "World Darkness" с пробуждением, парадоксом - ограничение на вульгарную магию(аля фаерболы, молнии из пальцев) и квинтэссенцией - энергия для заклинаний!)

1
Автор поста оценил этот комментарий
Одна из лучших систем магии на мой взгляд у Перумова с его "откатами"
раскрыть ветку