28

Как сделать и издать комикс

Всем привет!

Меня зовут Женя, в интернете я больше известна как "тут был никнейм" :)


Пару лет назад я выпустила свой первый, маленький комикс под названием «тут было название». А совсем недавно вышел мой первый серьезный комикс под названием «тут было название».


В этой статье я расскажу про свой опыт создания и издания комикса.

Как я делала всё, пункт за пунктом. Надеюсь, это кому-то поможет!


Погнали! :)

1. ИСТОРИЯ


Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЭТАП, на него необходимо обратить пристальное внимание! Каким бы качественным ни был рисунок, без хорошей основы комикс получится скучным.


Перед началом работы я обычно думаю, подходит ли формат комикса для моей истории? Может она будет смотреться выгоднее в виде рассказа, текстовой шутки или стендапа? Формат комикса отлично подходит для историй с яркой визуальной составляющей, когда происходящее легче нарисовать, чем описывать словами.


Почему я решила делать комикс:

— Его можно сделать в одиночку

— В моих руках лучшие спецэффекты мира, любые декорации и реквизит

— В моем распоряжении лучшие актеры мира, которые никогда не взбунтуются и не запросят дополнительный гонорар :)

2. СКЕЛЕТ СЦЕНАРИЯ


Не получится сразу сесть и написать готовый сценарий с крутыми шутками и сюжетными поворотами. Во всяком случае, у меня не получается.


Поэтому я советую сначала набросать НАМЕРЕННО плохой скелет истории.


На этом этапе не важна логика или красота изложения — главное КАК МОЖНО СКОРЕЕ избавиться от пустого листа перед глазами! Мой принцип был такой: накидать базу, над которой впоследствии можно работать, чтобы было, что исправлять и улучшать.


Черновой скелет:


- Клава(так зовут мою главную героиню) находит магическую консоль

- Она косячит и мир рушится

- Она исправляет ошибки и уезжает с принцем на белом коне


Далее черновой сценарий нужно развить: какие-то пункты дополнить, а те, которые не продвигают сюжет или не знакомят читателя с важными персонажами — беспощадно ВЫРЕЗАТЬ! Нам потом это ещё и рисовать придется! Так что чем меньше лишнего, тем лучше:)


Не такой уж и черновой скелет:


- Клава общается с незнакомцами и проявляет свои особенности

- Клава находит магическую игровую консоль, но не знает, что она магическая

- Клава ест и играет с котом

- Клава играет в эту консоль

- Она опаздывает на работу и её увольняют

- Она страдает Она злится

- Она ссорится с друзьями и всех ненавидит

- Теперь она страдает

- Клава играет в консоль и вдруг понимает, что она магическая

- Клава встречается с соседкой, которой потом никогда не будет в комиксе

- Происходят магические события, которым Клава сначала рада, а потом пытается их отменить и исправить


3. ГОТОВЫЙ СЦЕНАРИЙ


Теперь можно тщательно прописать сценарий, с диалогами и прочими плюхами. Этот этап у меня не очень получается :)


Поэтому я стремлюсь показывать, вместо того чтобы рассказывать. В общем, я советую не размусоливать в диалогах то, что может быть понятно из иллюстраций.

(На первом кадре текст дублирует иллюстрацию, на втором нет.)


Чтобы хоть как то облегчить себе работу над диалогами, я придумала каждому герою свою фишку, как они разговаривают и почему так.


Например, босс Клавы ОЧЕНЬ боится оскорбить окружающих, поэтому перед каждой фразой делает вежливые реверансы, пытаясь сгладить острые углы. Он очень нервничает и потеет, постоянно вытирает лоб и чешет затылок. А один из друзей Клавы не умеет играть в настолки, но сам себя считает супер стратегом, так что его бестолковая уверенность прослеживается во всех его фразах. И так далее!


4. КРИТИКА


Я советую дать почитать готовый сценарий своим друзьям И ВРАГАМ. Чем больше критики, тем лучше! У меня обычно так: первые две секунды после критики мне хочется обидеться, а потом я анализирую отзыв и пытаюсь понять, могу ли я исправить то, что людям не понравилось. Обычно прошу быть очень строгими ко мне, плохой отзыв в конечном итоге ГОРАЗДО полезнее хорошего. Есть, конечно, чрезмерно токсичные люди, которые не дают никакой полезной информации, просто гадят в душу, и всё… но с ними ничего не поделаешь. Для себя я решила, что лучше с ними, чем без них.

5. ЧЕРНОВАЯ РАСКАДРОВКА


Один из самых креативных этапов разработки комикса! Это наброски карандашом ВСЕХ сцен комикса.


Я делаю их очень маленькими, например, на листе А4 я уместила 8 страниц!

То есть каждая из них в 4 раза меньше конечного результата. Некоторые делают наоборот и рисуют раскадровку больше, чем итоговые страницы, но мне удобнее так.

Разбивать страничку на кадры, это целое искусство! Для каких-то комиксов подойдут квадратные кадры одинакового размера, но я старалась сделать их разными и следовать принципу - чем меньше деталек в кадре, тем сам кадр меньше. Я часто ошибалась с этим моментом, и в маленьком кадре у меня был детальный общий план города, а в огромном кадре на пол страницы красовалась крупная рожа главной героини :)


ВАЖНО! Старайтесь уместить на каждой страничке или развороте хотя бы один общий план, с детально прорисованным фоном. Это нужно для того, чтобы напомнить читателю о месте действия, помочь ориентироваться в пространстве и передать атмосферу сцены. Читатель может не обратить на это внимание, но его мозг - обратит и скажет «спасибо».


Во время раскадровки я заметила такую закономерность — на одну страницу сценария у меня приходится 4-5 страниц комикса. Но, безусловно, у всех это будет по-разному.

Западные комиксы читаются как книги, слева направо и затем вниз на следующую строку и так далее. НО! Будет идеально, если содержание каждого кадра укажет читателю куда смотреть дальше. Это называется айфлоу, и у меня самой с этим проблемы. Я всегда держала перед глазами комикс ШАНСЫ Брайана Ли О`Мейли, смотрела как он располагает кадры и делала похожим образом. Не самый лучший способ, но мне помогло!

6. ЛАЙН


Это самый долгий и трудоемкий этап, по крайней мере для меня. Вам надо будет как-то перенести раскадровки в компьютер… У меня нет сканера, так что я просто сфотографировала всё на телефон. Вы можете рисовать чистовой лайн и от руки… но я вообще не представляю как это возможно. При работе на компьютере можно в любой момент нажать «отменить» и об ошибке никто не узнает! Можно переставлять кадры местами или даже копировать один и тот же кадр в разные места комикса, хе хе хе, НО ЛУЧШЕ ЭТИМ НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ.


Немного технических подробностей. Я рисовала комикс в программе Photoshop, размер страницы у меня был 210х148 мм плюс внутри были поля, чтобы страничка не прилипала к краям и было место для подрезки кадра. 300 dpi, режим CMYK для обложки и градации серого для основных страниц.


Из типографии комикс вышел размером 198x144x9 мм, где 9 мм это толщина комикса, то есть при рисовании обложки вам нужно учитывать это для ширины корешка :)

И ещё… Жуткая правда про общие планы в том... что Я НЕНАВИЖУ ИХ РИСОВАТЬ!


Это долго и муторно, а читатель пробегает по таким кадрам за пять секунд. Промучившись с честным расчетом перспектив и прорисовкой всяких деталек на зданиях я нашла такой вот чит: замоделить самые важные локации в 3D, с кубами вместо мебели и прочего. Даже если сцена, это просто набор кубов, можно перемещать камеру между ними, выбрать нужный ракурс, и тогда не придется беспокоится насчет построения перспективы! Так гораздо веселее и самое главное — быстрее!

Не для всех стилей нужна правильная перспектива и далеко не все умеют моделить… но общие планы нужны в любом случае! Можно использовать фотографии как референсы, но в таком случае я советую брать за основу кадры из мультиков или других комиксов. В них работа по минимализации реальности до самых важных элементов уже проделана за вас!

(Эти дома чужие и взяты вот с этого сайта для примера: https://realty.tut.by/news/offtop-realty/429018.html?crnd=13...)


А! И не забудьте расставить текст в кадре перед началом отрисовки, так вы поймете сколько примерно места он занимает!

7. ПОКРАС (НЕ ЛАМПАС)


После этого я приступила к покраске. Я не очень дружу с цветом и тенями, у меня они занимают СЛИШКОМ много времени. Поэтому решила сделать свой комикс черно белым, с оттенками серого! Для этого использовала разные скринтоны (ряды точек разного диаметра, в зависимости от толщины которых меняется степень серости). На бумаге они выглядят очень стильно, я их обожаю! Данный этап не очень долгий, но о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-а-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-чень скучный. К счастью, это почти конец, комикс ПОЧТИ ГОТОВ!

8. ПОЛИРОВКА


После этого я советую распечатать все странички, собрать их в папку, и впервые насладиться вашим творением! Я, к примеру, побегала с папкой на вытянутых руках по комнате и начала перечитывать комикс снова и снова! СТО РАЗ! Пока не возненавидела, и тогда стала отмечать прямо в нём что хочу изменить.


На этом этапе можно снова подключить друзей, врагов, и прочих диванных экспертов! Они с радостью расскажут, как надо было бы сделать, какие огрехи увидеть ещё в самом начале разработки и так далее :)

9. ИЗДАНИЕ


Чтобы найти издателя, можно отправить пару интересных сцен из комикса издателям на почту с кратким описанием, либо собрать весь комикс в pdf и также отослать. Или все вместе, маленькая, но яркая сцена из комикса, которой вы гордитесь вероятнее побудит издателя прочитать весь комикс, чем просто приложенный pdf файл.


Вот только у меня не было этой статьи, когда я искала издателя…


Поэтому я распечатала весь комикс на офисном принтере, сшила его нитками(так как 108 страниц это слишком толсто для степлера) и поехала на фестиваль Бигфест летом 2018-го. Там я выловила издателей на фестивале, поболтала, вручила им свои самодельные версии комикса и поехала домой ждать ответа.


Издательство "тут было название издательства" ответили быстрее всех! Они предложили мне сотрудничество и комикс “тут было название комикса” увидел свет осенью 2018-го года.


Будьте готовы, что издатель попросит нарисовать пару альтернативных обложек для лимитированных изданий. Я прохладно отношусь к такому, но коллекционерам нравится! На Микрокомиконе они иногда покупали и подписывали для себя все доступные варианты обложек.


Кстати о подписях. Будет круто, если вы сделаете для этих целей специальное место, где они будут смотреться красиво и уместно. А еще милоты добавляет, если на форзаце тоже что-нибудь нарисовать.

На прошедшем в Питере Микрокомиконе я впервые сидела на аллее авторов, выступала на сцене, подписывали книжки и все такое! Это уже не имеет дело к созданию комикса, но это важная эмоциональная ТОЧКА в его разработке. Очень важно правильно отпраздновать завершение этого долгого пути. И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ - ЛИЧНОЕ ДЕЛО КАЖДОГО!


На этом я с вами прощаюсь, а сама буду думать дальше, как продвигать комикс. Если есть идеи, пишите в комментариях :)


Я желаю вам всем удачи и смелости, не бойтесь написать плохой сценарий и ошибиться, никто про это не узнает кроме вас! Не откладывайте ничего “на понедельник”, начинайте прямо сейчас!


ВСЕМ ПАКА!!

2
Автор поста оценил этот комментарий

Что еще сказать, молодец :))

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

На самом деле меня такая статья демотивирует, потому что понимаешь, что создание комикса это пздц какой объёмный труд. Просто ад. 3d моделирование, айфлоу - как это всё в голове то удержать.
@Polyglot, @Dragonking737,  есть предложение в тематическое сообщество перенести.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Отличный материал! Слышал про твой комикс, очень заинтересован. Надеюсь, скоро он появится в моем Иркутске :)
раскрыть ветку
0
Автор поста оценил этот комментарий

Жалко, я думал вы сами печатали и продавали

0
Автор поста оценил этот комментарий

а вот в этом сервисе можно создать комикс онлайн www.vkomikse.ru