Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери 

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Предполагаемый автопортрет Боттичелли на картине "Поклонение волхвов" и выполненный им портрет Данте


Боттичелли обращается к «Божественной комедии» как иллюстратор дважды. в 1492–1497 гг. либо 1481-95(1500), в зависимости от автора. В 1481 году по рисункам Боттичелли были выполнены гравюры к ее типографскому изданию. И уже в них можно обнаружить те черты, которые мы будем более детально рассматривать в позднейших иллюстрациях - более детально изученных.

Здесь мы встречаем такие свойства, как цикличность и постоянное движение иллюстрации следом за повествованием автора литературного источника. Некоторые из гравюр демонстрируют непрерывность и дословность иллюстраций, где порой пейзаж и окружение могут не меняться, а только лишь позы и местоположение Данте и Вергилия. Здесь же - в большей степени внимание к эмоциям персонажей, переживаниям центральных персонажей "Комедии" и, напротив, неприятие к отображению политических мотивов произведения и ее трагического пафоса.

Но есть и значительные отличия. К примеру, эти иллюстрации демонстрировали своим размером и соотношением с текстом гораздо меньшее значение, чем поздние.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Две последовательные иллюстрации типографского к 34 песне Ада. Да-да, эти очаровательные перевернутые кверху ножки принадлежат Люциферу


В 1490-е годы (в зависимости от авторов научных источников, посвященных теме - 1492-97, или 1490-95, или 1490-е вплоть до 1500 года) Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи заказал Сандро рисунки на пергаменте, сопровождавшие текст поэмы.

Рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах пергамента 32,5х47,5 см и обведены пером. Подобный размер позволил осуществить важное нововведение художника: иллюстрации равноправно с текстом разделили разворот (то есть одну страницу целиком занимал текст, а другую - рисунок). Таким образом, менялось воздействие их на читателя, они становились более значимыми и могли оказывать в большей степени влияние на трактовку самих песен.

Каждой песне посвящен один рисунок. Несколько рисунков к «Раю» не закончены, а к XXXI песни «Чистилища» мастер выполнил два варианта рисунка.

Это была важная для самого Боттичелли работа. В 1550 году в биографии художника Джорджио Вазари писал следующее:

«Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино».

То есть, помимо "практической" работы, он осмысливал произведения данного автора и теоретически.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Многие авторы отмечают чрезвычайную выразительную и эмоциональную силу этих работ. Линии движения пера - главное средство выразительности здесь - легки и экспрессивны, отвечают внутреннему строю образов. Можно отметить одновременно высокую степень декоративности элементов и реализм очерченных форм: благодаря этому мрачный пейзаж Ада становится похожим на линейный узор.

Как, например, отмечает А. Вентури:

«Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, . . . всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии».

Хотя цвет, краска, где она присутствует (сделанная, скорее всего, другой рукой), упрощает контуры и фигуры.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Единственные раскрашенные иллюстрации данного цикла


При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая. Близко соприкасаясь с текстом, мастер, начиная с первых песен, смягчает их суровое звучание. Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте.

Здесь же — склонность к лиричности там, где ее даже нет у Данте, оттенки личного переживания страданий персонажей и моментов их блаженства.

Рисунки лишены математически обоснованного перспективного построения. Трехмерность передана соединением нескольких графических планов и расположением, ракурсами фигур. Вводя различные положения персонажей, мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве.


Ниже - иллюстрации к Аду. Вроде бы. Простите, но иностранный ресурс и непонятные буквословия, а также знакомство с оригиналом аж полгода назад...

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Данная интерпретация Ада становится более понятной, если предположить влияние на художника неоплатонической философии из-за личности заказчика иллюстраций к кодексу.

Неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

Если сопоставить их с философскими понятиями данной школы об области зла, то можно заметить, что в рисунках видна не собственно реальность Ада «Комедии», а образ страстей души в экспрессивности мимики и движений. В еще большей мере можно связать графические образы иллюстраций с неоплатоновской темой духовного движения.


Ниже - иллюстрации к песням Ада, в том числе, две изображающие Дьявола

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру. В иллюстрациях оживает атмосфера света, воздуха и простора. Основной мотив интерпретации кантики – устремленность. рисунки соединены стремительным ритмом движения, которое приостанавливается в начале Земного Рая. Дух беспокойства, отражающийся здесь же, вызывает предположение о влиянии политической, социальной ситуации во Флоренции и проповедей Джироламо Савонаролы.


Ниже - иллюстрации к песням Чистилища

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

В Раю Боттичелли отказывается от традиционной передачи повествовательной линии. Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов.

Кстати говоря, круг появляется практически в каждом рисунке как знак бесконечного движения, души, вечности и совершенства. Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией и соответствует ренессансному, неоплатоническому, образу мироздания.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Но затем художник дает лишь суммарное представление о песни, концентрируясь в лаконичной выразительности двух фигур – Беатриче и Данте.

Еще одна особенность появляется в последних рисунках серии: Беатриче, это воплощение красоты, не совсем красива и почти на две головы выше Данте. Этим различием Боттичелли, возможно, стремился передать большую значимость образа Беатриче и, может быть, ощущение ее превосходства и собственного ничтожества, которое испытывал в ее присутствии Данте, соответственно проблеме соотношения красоты физической и духовной.

Лицо Беатриче не красиво, но у нее поразительно красивые, большие и трепетно одухотворенные руки и какая-то особая порывистая грация движений.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок
Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

Иллюстрирование, прокладывающее путь между зрительным и поэтическим нашло свои приемы в традиции и современных мастеру представлениях. А отказ иллюстратора почти от всех декоративно-символических элементов, которые могло бы извлечь из текста неоплатоническое толкование, легче сблизить с утвержденными Савонаролой идеалами искусства, хотя, несмотря на это, отсутствуют и христианские религиозные символы.

Все носит личный, авторский характер и традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу.

Аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим, изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

P.S.: прошу прощения, во-первых, за качество картинок - это абсолютно все, что я сумела найти по этому вопросу и посчитала своим долгом показать здесь, так как в других источниках иллюстрации разрозненны или их количество неполное.

Во-вторых, за отсутствие библиографии - увы, те две-три найденные в интернете статьи уже сгинули там же.

В третьих, за превалирование картинок перед текстом, но, увы, если вылить из тех статей всю воду, как раз такая концентрация и останется.

Баянометр считает похожими все состаренного цвета бумажки.


Хорошего времяпровождения!)

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери  Длиннопост, Искусство, Сандро Боттичелли, Данте, Возрождение, Ренессанс, Иллюстрации, Рисунок

История быта и искусств

1.7K постов6.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников

5
Автор поста оценил этот комментарий

В юном месяце апреле

В старом парке тает снег

На картинах Боттичелли

Дети видят первый грех...

8
Автор поста оценил этот комментарий
Каким бы высоким не было это искусство, шедевр эпохи Возрождения для меня один:
Иллюстрация к комментарию