ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

Перед ВОЙНОЙ нашей промышленностью выпускались три базовых модели легковых автомобилей ЗИС-101, ГАЗ-М1 и КИМ-10-50. Они не были самостоятельными разработками, а являлись лишь творческим переосмыслением зарубежных образцов

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

После войны ситуация могла бы повториться, если бы с 3 по 8 февраля 1943 года в Москве, сразу после Сталинградской битвы, не прошло собрание, посвященное послевоенным направлениям развития отечественной автомобильной промышленности

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

Главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт представил на рассмотрение концепцию послевоенного развития модельного ряда своего завода практически на уровне технического задания, так как наброски по будущей легковой машине ГАЗ-25 делались с зимы 1941-1942 года.

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

Образцом для ГАЗ-М20 был выбран трофейный «Опель Капитан» (Opel Kapitan) образца 1939 года с несущим кузовом. Чтобы сэкономить время, «скелет» кузова и переднюю подвеску с него скопировали практически без изменений. Но внешне наша машина не повторяла «Опель Капитан» и являлась самостоятельной разработкой.

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

В конце 1943 начале 1944 года на автозаводе был готов полноразмерный фанерный образец ГАЗ-М20, а к 6 ноября 1944 года полноценный ходовой образец

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

На осмотре новых советских автомобилей в Кремле 19 июня 1945 года Сталин сказал "Вы тянетесь за ЗИС-110, а малолитражка будет тянуться за вами, такая конкуренция недопустима". Генсек перешел к осмотру двух фордовских машин 1939 и 1942 года выпуска, выставленных по соседству для сравнения. Потом вернулся к образцам ГАЗ-М20, задав, наконец, вопрос о числе цилиндров двигателя ЗИС-110, ГАЗ-М20 и «Москвича. Когда доложили, что один образец из двух горьковских имеет «шестерку», а другой «четверку», и к производству предлагается первый из них, вождь возобновил свои рассуждения о том, что «это слишком близко к ЗИС-11. Поэтому ГАЗ-М-20 начали оснощать совершенно новой «четверкой» (V-2,12 л, 50 л. с )

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

В истории отечественного автомобилестроения «Победа» значима тем, что это первый советский автомобиль с несущим кузовом понтонного типа и один из первых серийных такого типа в мире. На ГАЗ-М20 «Победа» впервые в практике отечественного автомобилестроения серийно были применены электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, два электрических стеклоочистителя ветрового стекла. Впервые на советском автомобиле такого класса в качестве стандартного оборудования был предусмотрен отопитель салона с обдувом ветрового стекла. Все это позволяет судить о «Победе» как о действительной победе отечественной инженерной мысли

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

Первые серийные машины собирали практически вручную, по обходным технологиям. До конца года таким способом смогли построить всего 23 машины. В начале 1947 года заработал ленточный сборочный конвейер

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

С весны этого же года во внешности автомобилей произошли первые изменения, так называемая «трехэтажная» решетка радиатора уступила место «двухэтажной». Подфарники стали более простой формы, появилась поперечина между клыками на переднем бампере. В таком виде машину опять показали в Кремле 28 апреля 1947 года отрапортовали о запуске в серийное производство

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

До 1950 года автомобили «Победа» выпускались с трехступенчатой коробкой передач типа ГАЗ-MI («эмка») без синхронизаторов и с рычагом переключения передач на крышке коробки. Позже на машину устанавливалась коробка типа ЗИМ, с подрулевым рычагом управления и синхронизаторами на 2 и 3 передачах

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

С 1952 года мощность мотора повысили с 50 до 52 л.с, в основном за счет расширения каналов во впускном коллекторе подачи топливной смеси

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

К 1955 году на заводе провели вторую масштабную модификацию автомобиля. После которой он получил индекс ГАЗ-М20В "Победа". Чтобы отличать внешне М20 от М20В вместо частой горизонтальной решетки на ней установили новую с массивными декоративными накладками

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

Однако автомобиль стремительно устаревал и в 1956 году на конвейере Горьковского автозавода появилась новая модель ГАЗ-М21 "Волга", которая полностью заменила "Пабеду" в 1958 году

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

В 1948-1953 в производственную программу завода входила также модификация с кузовом кабриолет (облицовка радиатора аналогична машинам 2-ой серии, а вот кабриолетов с решеткой М20В уже не было)

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

Отдельно следует сказать, что многими таксопарками, автобазами и ремзаводами из автомобилей, выработавших свой ресурс, делались разнообразные пикапы и фургоны. При этом, никакой единой схемы переделки не существовала и потому существовало огромное количество вариантов переделок

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

За все время заводом ГАЗ было выпущено 241 497 автомобилей ГАЗ-М20 "Победа" различных модификаций

ГАЗ-М-20 "Победа". Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода Газ, Газ-м20, Победа, Длиннопост

P.S. Баянометр немного сломался

Автор поста оценил этот комментарий

Я бы еще добавил, что при создании «Победы» часть дизайнерских решений, скорее всего, была позаимствована у «гражданских» американских автомобилей начала 1940-х годов. Например, таких, как Chevrolet Fleetline. Ведь, как известно, Горьковский автозавод ориентировался в первую очередь именно на американскую школу автомобилестроения. Если кому-то будет интересно, то по ссылке есть некоторый материал на эту тему.

https://gaz24.ru/c117592/?p=71
Иллюстрация к комментарию