ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок".

В своем прошлом посте я рассказывал об одной из самых интересных "догонялок", вышедших с конвейера ГАЗа – ГАЗ-23. Подобные автомобили, начиная с ГАЗ М-1 V8, около половины века верой и правдой служили советским спецслужбам. Но, как это всегда бывает, любая история когда-нибудь заканчивается. Закончилась и история "догонялок". Что ж, приступим к рассказу о точке в их истории – ГАЗ-31013.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Автомобиль ГАЗ-31013, созданный на Горьковском автозаводе по заданию всесильного, в советское время, комитета госбезопасности, на сегодняшний день незаслуженно забыт. Разработка и производство проводились под грифом: "Совершенно секретно" на основе серийного ГАЗ-3102.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

ГАЗ-3102. Внешне идентичен нашему герою, за исключением более низкой посадки.

Несмотря на то, что прошло столько лет, мощь ГАЗ-31013 и на сегодняшний день остается впечатляющей. Представьте, какой фурор произвела модель 31013 в 1982 году, впервые появившись на наших дорогах. Равных по скорости ей просто не было.

ГАЗ-31013 по праву считается уникальным примером тюнинга в заводских условиях. В то далекое время на советском пространстве о таком понятии как тюнинг никто не слышал, но само явление имело место быть. Еще до выпуска ГАЗ-31013 на заводе уже имелся опыт разработок ограниченных серий автомобилей, по спецзаказам все того же КГБ. Принцип предельно прост: брался серийный автомобиль, из которого вынимали двигатель и устанавливали более мощный. Ставили автоматическую коробку передач (начиная с ГАЗ-23), незначительно дорабатывали подвеску, кузов (только изнутри) и тормоза. В народе их быстро прозвали "догонялками", чем очень точно подметили предназначение спецмоделей.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Сверху вниз: ГАЗ-М-1 V8, ГАЗ-М-20Г, ГАЗ-23 и ГАЗ-24-24. Ветераны КГБ.

Время шло и ничто не оставалось на месте, несмотря на застойный период. На заводе запустили в серийное производство легендарные ГАЗ-24. Но цех по выпуску автомобилей специального назначения продолжал работать не смотря ни на что. Апогеем стала разработка уникального автомобиля ГАЗ-31013 для эксплуатации в экстремальных условиях различными спецслужбами (в основном КГБ). Как я уже писал выше, основой разработок был кузов серийного ГАЗ-3102.

Сотрудники спецслужб, да и, пожалуй, простые граждане, которым довелось управлять "догонялкой", вспоминают про нее с гордостью. Уже тогда по многим параметрам ГАЗ-31013 не уступал Mercedes-Benz E500, который появился намного позже. Объем двигателя ЗМЗ-505.10 равен 5,53 литра. Мощность двигателя была несколько скромнее, чем у Мерседеса, всего 195 л. с. при 4-х тыс. об/мин, но крутящий момент равный 405 Н/м при 2200 об/мин впечатляет. К слову, двигатель этот знаком нам по предыдущему посту. Это легкая модернизация ЗМЗ-23, который, в свою очередь, являлся не менее легкой модернизацией ЗМЗ-13 для установки в ГАЗ-23. Не могу не упомянуть тот факт, что наша машина разрабатывалась собственными силами и умами, тогда как для разработки "штутгардского волка" привлекались инженеры компании Porsche.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

ЗМЗ-505.10.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Mercedes-Benz E500 W124. Производился с 1993 года.

Непременным условием в техническом задании было максимальное сходство, в целях конспирации, с серийной моделью ГАЗ-3102. Но все же внешние отличия имелись, очевидно, сказывалась близость перестройки. В числе первых, кто безошибочно распознавал "волка в овечьей шкуре" были работники ГАИ: машину выдавали антенны спецсвязи "Кавказ", более низкая посадка, два выхлопных патрубка сзади. Но имелись автомобили, которые маскировали с особенной тщательностью, соединяя оба тракта в одной выхлопной трубе. Высшим пилотажем конспирации стало размещение в салоне трех педалей управления и маскировка селектора переключения передач под "механику". Напомню, автомобиль был оборудован автоматической трансмиссией.
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Салон ГАЗ-31013.

ГАЗ-31013 был автомобилем ручной сборки и подвергался, говоря современным языком, настоящему тюнингу: кузова лудили, оборудовали дополнительной шумоизоляцией, покраску производили по "чайковским" технологиям, нанося несколько слоев эмали и лака. Устанавливалось еще дополнительное оборудование, в числе которых: гидроусилитель руля, стеклоподъемники с электроприводом, некоторые даже оснащались кондиционером!

Управление таким автомобилем требовало недюжинных навыков, особенно при езде на скользких дорогах. 70% веса ГАЗ-31013 приходилось на переднюю ось, и это при заднем приводе! Зад, как и на ГАЗ-23, приходилось загружать, благо в 80-е сотрудникам уже выдавали "штатные" чугунные и стальные плиты, и им не приходилось импровизировать.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

После ГАЗ-31013 Горьковский автозавод прекратил проектирование и производство подобных автомобилей. Первые машины, которые можно было списать, были разукомплектованы. С них снимали "восьмерки" и другие нестандартные узлы, и ставили стандартные агрегаты. В таком виде их продавали частникам. Снятые узлы шли либо на консервацию, либо под разбор. Сейчас найти этот автомобиль в первозданном виде практически невозможно. Мало хороших фотографий, еще меньше информации. Гриф "совершенно секретно", как-никак. Автомобиль ушел вместе с Советским Союзом, ушел вместе с той эпохой, затерявшись, не найдя себе места в новом государстве. Его жизненный путь окончательно обрывается примерно в начале двухтысячных, вежливо уступив свое место зарубежным коллегам.  

Обзор и небольшой тест-драйв.

Звук выхлопа без "глушилок".

22
Автор поста оценил этот комментарий

Новый и, скорее всего, последний пост про работяг из КГБ. Тема по большей части изжила себя еще в прошлом посте, ибо принцип создания таких авто один. Пост про ВАЗы с ротором для милиции и спецслужб склепать не удалось, приношу свои извинения. По ним просто нет информации - только сухие ттх и парочка коротких тест-драйвов. На пост, мягко говоря, не хватит. В качестве компенсации внизу дам ссылочку на тест-драйв роторной ВАЗ-21059. В будущем планировал написать, например, о необычных автомобилях родом из СССР. Как вам такая идея? Также предлагайте свои. Пост вышел в новом стиле, жду конструктивной критики для доработок в будущем. Всем добра и печенек!


ВАЗ-21059 - https://www.youtube.com/watch?v=5F9XkImWSEs

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Великолепный звук V8.

Чувак гладит себя по щекам.jpeg

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот! Теперь другое дело! Приятно читать и разглядывать каждую машинку в отдельности. Плюс тебе.

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий
И в чем он превосходил E500? По каким это многим параметрам? Потому что в разгоне уж точно не сравнится. Уточните пожалуйста.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Что то я не понял, зачем автомат под механику маскировать

раскрыть ветку