Чтобы помнили. Триумф фронтовых операторов или первый "Оскар"
В ноябре 1941 года Сталин решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин.
Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина:
Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками.
23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию.
Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован (в этом варианте фильма присутствует генерал Власов). Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). За рубежом фильм вызвал эффект разорвавшийся бомбы и был показан в 28 странах. Только в США и Великобритании более 16 млн зрителей посмотрели фильм в 1,5 тыс. кинотеатров.Озвучивал картину американский актер Эдвард Робинсон, которого в последствии Американский институт киноискусства поместил на 24-е место в списке «100 величайших звёзд кино».
Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 году — первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
К началу советского контрнаступления фронтовые кинооператоры были направлены практически во все наступающие армии. Над фильмом работали в итоге 18 операторов: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Марк Троянский, Владимир Сущинский, Владимир Ешурин и Павел Павлов-Росляков. Последние четверо в тирах фильма указаны не были.
«…Главная задача военного оператора - сделать кинорепортаж из земного ада, – писал некогда в письме погибший в 1945-м при съемках боев в немецком городе Бреслау оператор Владимир Сущинский. — Необходимо снять острые моменты боя и превратить их в произведение искусства».
И через этот ад за все годы войны всего прошли 282 советских кинооператора.
Операторы выезжали к месту съемки на прикрепленном за ними автомобиле, как правило, это была полуторка с фанерной будкой в кузове под романтическим названием «Коломбина», где шофер выполнял функции повара и завхоза одновременно. Будка была сконструирована в виде купе, где кроме спальных мест была печка, хранилась кинопленка, аппаратура, продовольствие и горючее. Ну а в условиях сильных, небывалых даже для наших широт, морозов 41-го, когда замерзали механизмы кинокамер, из-за снежных заносов кинохроникам приходилось совершать длительные переходы на лыжах и пешком с грузом аппаратуры на плечах. Несмотря ни на что тысячи метров отснятой кинопленки оперативно поступали с фронта. Причем операторы практически не смотрели отснятые материалы, стараясь их как можно оперативней отправить в "монтажку", сопровождая лишь пояснениями. В ответ на каждый материал приходила рецензия от московских редакторов. Нетрудно представить, как смеялись операторы Шнейдеров и Панов, снявшие знаменитые кадры с водружением Знамени Победы над рейхстагом, когда получили от рецензентов-редакторов следующее указание: «Брак — переснять!».
У советских же операторов основным оружием были менее солидные камеры «Аймо», у которых, впрочем, была одна конструктивная особенность, высоко ценимая на фронте. В бленду объектива 75 мм с навинченным светофильтром входило 40 грамм спирта из неприкосновенного запаса для протирки объективов.
Режиссеры фильма:
Варламов Леонид Васильевич 1907—1962
Копалин Илья Петрович 1900 — 1976
Операторы:
Беляков Иван Иванович 1897—1967
Бобров Георгий Макарович 1905—1981
Бунимович Теодор Захарович 1908—2001
Касаткин Павел Дмитриевич 1913—2002
Кармен Роман Лазаревич 1906 — 1978
Крылов Анатолий Александрович 1913 — 1995
Лебедев Алексей Алексеевич 1905 — 1988
Макасеев Борис Константинович 1907—1989
Небылицкий Борис Рудольфович 1909 — 1972
Соловьёв Василий Васильевич 1905—1947
Шнейдеров Моисей Абрамович 1915 — 1985
Штатланд Виктор Александрович 1912 — 1971 (фото нет)
Шер Борис Ильич 1914—1994
Щекутьев Александр Гаврилович 1903—1986
Эльберт Александр Павлович 1902 — 1944
Трояновский Марк Антонович 1907—1967 (в титрах к фильму не указан)
Сущинский Владимир Александрович 1912—1945 (в титрах к фильму не указан)
В 1946 году о фронтовом операторе В. А. Сущинском сделан документальный фильм, в котором использована отснятая им хроника — «Фронтовой оператор», режиссёр монтажа М. Е. Славинская. В фильме есть момент, когда останавливается кадр с изображением боя, а дальше изображение пропадает и идёт чёрная плёнка. Это был момент его гибели.
Ешурин Владимир Семёнович 1909—1985 (в титрах к фильму не указан)
Павел ПАВЛОВ-РОСЛЯКОВ (в титрах к фильму не указан, фото нет )
Начальник киногруппы Центральной студии документальных фильмов. Погиб в декабре 1941 года под Москвой.
Источники:
Википедия
Вот это совпадение! Как раз сегодня прочёл об этом фильме в книге А. Дюкова "За что сражались советские люди" (кстати. рекомендую - читать морально тяжело, но интересно и познавательно - много фактов, которые раньше не знал). Скачал чтобы на выходных поглядеть. Захожу на пикабу и вижу этот пост!
Ошибка вышла, Фото Ешурина Владимира Семёновича
Май инглиш из бед и огорчений https://en.wikipedia.org/wiki/Moscow_Strikes_Back
И на перемонтированный вариант: https://www.youtube.com/watch?v=NDZqK4dBQvI