Что такое метробусы и где они применяются.
Метробус - это система скоростного автобусного сообщения. Явление также известно под термином BRT (Bus rapid transport). Основное отличие метробусов от обычных автобусов, перемещающихся по выделенной полосе состоит в том, что полосы для метробусов образуют цельную линию без разрывов, посадка в автобусы происходит не на остановках, а через специальные терминалы, вход в которые осуществляется через турникеты. Выделенная полоса для метробусов часто физически огорожена от остальной проезжей части, и по ней не может ездить никто, даже автобусы других маршрутов. Сами машины имеют часто двери с левой стороны, так как терминалы в большинстве случаев - островные.
В некоторых случаях используются обычные автобусы, но они перемещаются по левосторонней схеме. А в некоторых случаях в разные стороны существуют раздельные терминалы по бокам линии.
Данная организация движения позволяет пускать автобусы с минимально возможным интервалом. Это не 10 минут, не 5, и даже - не 3. В некоторых городах в минуту с каждой станции отправляется 2-3 автобуса в минуту.
Терминалы удобны тем, что позволяют экономить на кондукторе и ускорять процесс посадки, так как оплата происходит не в автобусе, а при входе в терминал. Также они удобны для пассажиров тем, что на сложных системах всегда можно выйти и пересесть бесплатно на другой автобус, идущий в нужном направлении. И если проехал нужную станцию, можно перейти на другую сторону платформы и вернуться назад (хотя, это уже не всегда).
Метробусы популярны в первую очередь в городах Латинской Америки. Дело в том, что в большинстве латиноамериканских мегаполисов проблемы пробок долгое время не решались никак, или в лучшем случае - строительством развязок. Но метро строилось очень мало где, и медленно. В конечном итоге, когда города стали погружаться в транспортные коллапсы, понадобились для решения срочные эффективные меры. Таким образом, стали одна за одной появляться системы городского транспорта.
В большинстве случаев, линия метробуса представляет собой простую линию из точки А в точку Б. Иногда у неё имеется одно-два ответвления. В некоторых случаях (о них будет ниже) метробусы организованы в сложные сети с кучей направлений. По линии могут хоть, как автобусы, останавливающиеся на всех станциях, так и "экспрессы", останавливающиеся только на некоторых из них. Для экспрессов часто прокладывают полосу для обгона на станциях, из-за чего зона для метробуса занимает иногда по две полосы в каждую сторону.
Станции метробусов представляют собой, как правило, небольшие крытые помещения. На концах линии и в местах больших пассажиропотоков, транспортных узлов, где совершаются массовые пересадки, они представляют собой крупные терминалы, где с разных платформ отправляются автобусы в разные направления.
Наитипичнейший метробус имеется в столице Мексики городе Мехико. Здесь проложено три магистральных линии, пересекающих насквозь город, и одна центровая.
Первая система скоростного автобусного транспорта была организована в бразильском городе Куритиба. Она была создана в 70-е годы, и по меркам того времени оказалась реальным "прорывом", такого не было раньше нигде. Собственно, с Куритибы всё и началось, остальные города стали брать её опыт.
Терминалы сделаны в виде цилиндров и уже стали отличительной особенностью Куритибы.
Самая развитая и самая сложная система метробусов организована в городе Богота. Если во всех предыдущих случаях (кроме Куритибы) метробусы курсируют по одной-двум линиям, то здесь они образуют сложнейшую систему, охватывающую весь город. Боготинская система скоростного автобусного транспорта Transmilenio была организована, как альтернатива метро, и охватывает весь город. Постоянно идёт строительство новых линий.
Существуют даже специальные дорожные развязки, движение по которым разрешено только для метробусов.
Надо понимать, что эта обширная система в семимилионной Боготе полностью заменяет метро. Эффективная она, или нет, можно спорить. У такого проекта есть множество недостатков. Но факт тот, что система работает, и построена была довольно быстро. А сколько бы времени строилось соразмерная с ней сеть линий метро? А тут есть возможность добраться беспересадочно до большинства нужных мест.
Автор пользователь ЖЖ griphon (Журнал Георгия Красникова https://griphon.livejournal.com/)
в спб по выделенным трамвайным (!!!!) полосам (савушкина, испытателей) умудряются есть автомобили. а потом очень расстраиваются, когда застревают...
в Стамбуле тоже есть метробус. еще деньги возвращают на карту, если проехал мало остановок.
А у нас в Перми администрация придумала новую маршрутную сеть, чтобы люди пересадок больше делали, раньше можно было из одного конца города (одного из длиннейших в стране по протяженности) на одном автобусе проехать, а теперь все маршруты сокращают(((((!
Метробус имеет свои, отдельные от основного транспорта, полосы движения на улицах города. Посадка в автобусы будет происходить не на остановках, а через специальные терминалы, вход в которые осуществляется через турникеты. В Генеральном плане предложено три варианта маршрутов метробусов: «Ж.м.Дербышки – ж.д.вокзал Казань-1», «Ж.д.вокзал Казань-1″– ул.Гаврилова», «Ж.д.вокзал Казань-1 – Лесной городок».
Источник: http://rt-online.ru/v-kazani-poyavyatsya-metrobusy-i-gorodskaya-koltsevaya-elektrichka/
© Газета Республика Татарстан