Что русские считали унижением?
Прилюдное попрание чести порой считалось даже более суровым наказанием, нежели смертная казнь, поскольку поруганному гражданину потом приходилось мириться с бесславием, сопровождавшим его на протяжении всего земного пути.
Во все времена подвергнуться унижению могли как мужчины, так и женщины, только в зависимости от пола разнились как методы бесчестья, так и причины позора.
Торговая казнь
Обрекая человека на телесные наказания, судьи, в лице царей могли преследовать три цели: убить преступника, превратить его в калеку или публично унизить, чтобы поставить провинившегося на место.
Утративших доверие правителя представителей высших сословий подвергали самой лёгкой в физическом отношении порке, которая наносила непоправимый урон их личному достоинству.
Обычно публичное наказание, регламентированное Судебником 1497 года, проводилось на торговых площадях прямо на глазах у простолюдинов, и поэтому именовалось «торговой казнью».
Если для смертной казни палач пользовался кнутом, то для унижения человека было достаточно применение розга или плети. При этом наказуемый обязательно должен был быть обнажён, иначе эти удары не наносили вреда его чести.
В последний раз «торговая казнь» применялась в Российской империи в 1845 году, однако Екатерина II ещё раньше запретила.
Позорный столб
С XVIII века представители привилегированных сословий вместо болезненных телесных наказаний стали подвергаться более гуманному, но не менее унизительному стоянию у позорного столба.
Устанавливаемый в людном месте на специальном помосте позорный столб иногда был снабжён колодками, в которых зажимались руки и голова «преступника», а порой был оборудован только кандалами и висящим на цепи ошейником.
Приговорённого к публичному оскорблению дворянина доставляли к месту всеобщего осмеяния на «позорных» дрогах чёрного цвета, ставили на колени и приковывали к позорному столбу.
Каждому осуждённому предстояло простоять оговорённый в приговоре срок, который отсчитывался с того момента, когда палач ломал над головой наказуемого шпагу, символизировавшую дворянскую честь.
Шельмование
Ритуал преломления шпаги, иными словами шельмование впервые был введён Петром I, причём изначально он применялся только в армии, а затем перешёл в общегражданскую практику.
Это унизительное действо было прелюдией к лишению их сословных прав, воинских званий, титула, состояния и отправки в пожизненную ссылку.
Шельмование, как способ оскорбления человеческого достоинства, обязательно сопровождалось прибиванием к виселице таблички с именем осуждённого.
И хотя официально этот обряд «гражданской казни» применялся в период с 1716-1766 годы, есть исторические сведения, свидетельствующие, что он был совершён даже над Чернышевским и Достоевским.
Бородовая пошлина
Перу Петра I принадлежит ещё один резонансный закон, изменивший не только внешний вид, но и сознание русского человека, для которого окладистая борода испокон веков являлась признаком чести и знатности.
Длина бороды была мерилом уважения и аристократичности, поэтому её старательно отращивали и берегли как зеницу ока. Иногда она передавалась как наследство из одного поколения в другое, а о величавости рода судили по сложению длин всех бород в родословной.
Плевок в бороду расценивался как личное оскорбление, а потому за ним тут же следовал увесистый удар, восстанавливавший попранную честь бородача. Не ввязавшийся в драку боярин считался стерпевшим обиду и тут же лишался уважения сограждан.
Каждый правивший на Руси князь в своём судебном кодексе, который именовался «Правдой», отдельной строкой отмечал наказание, предусмотренное за покушение на бороду.
Ярослав Мудрый за нанесение урона чести путём порчи бороды ввёл штраф в размере 12 гривен, а в «Псковском судебнике» XIV столетия за подобное правонарушение взималась вира в 2 рубля, хотя за убийство человека нужно было уплатить всего 1 рубль.
Царь Иван Грозный унижал неугодных бояр тасканием за бороду, а также её стрижкой.
Повелев боярам устранить на лице растительность, император Пётр I посягнул на нечто священное, на значение которого указывает поговорка: «Режь наши головы, не тронь наши бороды».
Именно поэтому на начальном этапе «реформы» многие бояре согласились платить в казну увесистую «бородовую пошлину», только бы не потерять этот символ достоинства и почёта рода.
Уродующие казни
Не принадлежащие к элите граждане подвергались куда более тягостным процедурам унижения, которые никак нельзя было скрыть, поскольку к ним применялись такие жестокие меры как вырывание ноздрей и клеймение.
Изначально выступавшее в роли наказания за курение вырывание ноздрей, впоследствии превратилось в популярную процедуру, для метки каторжников-рецидивистов, о биографии которых красноречиво повествовала их внешность.
Уличённого в воровстве простолюдина немедленно осуждали на каторгу, предварительно выжигая на его лбу и щеках буквы «В», «О» и «Р», чтобы каждый умеющий читать, знал, что перед ним стоит мошенник. Избежать этой участи могли только женщины, которых по закону клеймить было не положено.
Сугубо женские унижения
Унизить русскую женщину можно было отрезав волосы, что делали муж или родственники дамы в случае уличения её в измене или блуде.
Однако своевольные помещики часто без всякой причины практиковали этот вид оскорбления достоинства, поскольку видели в крепостных крестьянках не людей, а объект для развлечения.
Чтобы опозорить замужнюю женщину, нужно было просто сорвать с неё головной убор, который после свадьбы становился обязательным атрибутом её одежды. Именно отсюда берёт начало слово «опростоволоситься» в значении опозориться.
Самый большой срам могла навлечь на себя девушка, утратившая целомудрие до брака. В этом случае ворота её дома мазали дёгтем, родные имели право избить её, а шансы выйти замуж резко снижались.
Хотя в Западной Сибири гулявшую девицу осуждали и унижали лишь в том случае, если её благоверный позже отказывался заключать законный союз.
Хороша дворянская честь, такую хуйню творить. Капец они теми ещё лицемерами были, чувствую живи я пару веков пораньше поддерживал бы коммунистов
До Петра I курение и нюхание табака было вне закона. Сначала курильщикам рвали ноздри, а потом уже рецедивистам стали рвать ноздри. Так что скорее рецедивистов к курильщикам приравняли, а не наоборот.
Унизить русских невозможно, даже когда боярин (чиновник) срет нам на голову или уходит от ответственности за казнокрадство, или же травит детей свалкой, дымом, выбросами от заводов - настоящий русский человек говорит что он вне политики и благодарит за теплую шапку. Ведь его деды именно за это воевали... (сарказм, жирнющий, но доля истины есть - мы на коленях).