Cахалинская Железная дорога

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

Сахалинская железная дорога - уникальная для России узкоколейная железная дорога, не похожая ни на одну другую. Ширина колеи Сахалинской железной дороги - 1067 мм. Можно заявить, что она занимает промежуточное положение между «классическими» узкоколейными железными дорогами и «широкими» железнодорожными магистралями, причём с явным перевесом в сторону последних.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

В 1905 году Россия потерпела поражение в войне с Японией. Южная часть острова отошла к этой стране в качестве контрибуции. Практически сразу же, в 1906 году, японцы начали строительство железной дороги от Корсакова (в то время Отомари) до Южно-Сахалинска (Тоёхара). Дорога протяжённостью 39 километров была построена очень быстро, примерно за два месяца. Первоначально она была «сверхузкой» (610 мм). Вскоре, в 1910 году, была проведена реконструкция линии, и она получила стандартную для Японии колею - 1067 мм.


От Южно-Сахалинска железная дорога была продлена на север, вначале - до нынешней станции Стародубское. Тогда же появилась линия Канума (Новоалександровка) - Каваками (Синегорск), которая вела к угольной шахте, и некоторые другие ветки.


В 1918 году началось строительство Западной магистрали (с колеёй 1067 мм) - от Холмска (Маока) на Невельск (Хонто) и Чехов (Нода). Сквозное движение по ней открылось в конце 1921 года. Вскоре северный участок был продлён до станции Томари. Первоначально эта линия была полностью автономной.


К 1928 году, после завершения строительства перевальной дороги Южно-Сахалинск - Холмск, две сети были объединены. Примерно тогда же была построена линия колеи 750 мм (либо, возможно, 762 мм) - от нынешнего Долинска до Макарова (Сиритору). Затем она также была перестроена на стандартную японскую колею.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

В 1930-х годах сеть получила дальнейшее развитие. Постепенно железные дороги приближались к границе с СССР. Одновременно появлялись многочисленные небольшие автономные линии, обслуживавшие главным промышленные предприятия. Крупнейшая среди таких дорог, расположенная в окрестностях Шахтёрска (Торо) и Углегорска (Эсуторо), имела развёрнутую длину около 80 километров. Колея автономных линий была узкой не только по нашим, но и по японским стандартам (в основном 762 мм). Линию Ильинск - Углегорск в 1944 году забросили, не достроив.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост
В результате успешной военной операции советских войск, проведённой 11-25 августа 1945 года, Южный Сахалин вернулся под контроль СССР. При этом удалось избежать массовых разрушений. Сахалинская железная дорога стала «подарком японских оккупантов».


Начиная с 1945 года, предполагалось «расширить» железную дорогу до общесоюзной колеи 1524 мм (позднее изменённой на 1520 мм). Но планы так и остались планами. О них окончательно забыли после отказа от строительства тоннеля под проливом Невельского, в 1953 году.


На протяжении первых двух десятилетий «советского» периода истории Сахалинской узкоколейной железной дороги её подвижной состав оставался главным образом довоенным. Имели место лишь мелкосерийные поставки отдельных паровозов и вагонов, произведённых в СССР.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

В 1967 году на Сахалинскую узкоколейную железную дорогу был доставлен первый тепловоз. По принятому плану реконструкции, локомотивостроительной базой дороги становился Людиновский машиностроительный завод, расположенный в Калужской области, за 10 тысяч километров от сахалинских берегов. В 1968 году уже имелось 30 тепловозов, а в 1971 году паровая тяга практически полностью исчезла.


Одновременно строились новые линии. В 1971 году вступил в действие второй перевальный участок, соединивший восточное и западное побережья в самом узком месте острова - от Арсентьевки до Ильинска. Главная линия, ведущая с юга на север, была продолжена от станции Победино до Тымовска, затем до станции Ныш, а к 1979 году - до Ноглик.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

Важнейшим событием стало открытие в 1973 году железнодорожной паромной переправы Ванино - Холмск. С этого момента, на Сахалин стали прибывать грузовые вагоны с материка. Габариты искусственных сооружений на большинстве участков были скорректированы под возможность пропуска вагонов широкой колеи. Фактически, началось постепенное превращение Сахалинской железной дороги в ширококолейную магистраль - но без перешивки колеи.


На станциях Южно-Сахалинск, Корсаков, Долинск и Поронайск в 1980-х годах были построены современные вокзалы. Поронайский вокзал был создан на новом месте, благодаря чему транзитные поезда перестали менять здесь направление движения. Вокзальный комплекс в областном центре по праву можно назвать гордостью дороги.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост
Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

Грузовые вагоны японской постройки тогда же были полностью выведены из эксплуатации. Но и после этого продолжались поставки из Японии пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава (дизель-поездов).


Административно в 1970-1980-х годах линии на Сахалине находились в составе Дальневосточной железной дороги. В 1992 году была восстановлена самостоятельная Сахалинская дорога.


1990-е годы стали тяжёлым временем для этой железнодорожной сети. Объём перевозок упал до исключительно низких значений. В 1994 году узкоколейная железная дорога понесла ощутимую утрату: было прекращено движение практически по всей линии Холмск - Южно-Сахалинск (между станциями Николайчук и Новодеревенская). Построенный ценой огромных жертв горный участок считался самым красивым в СССР. Он имел большое значение для экономики Сахалина. Но когда встал вопрос о реконструкции 12 тоннелей суммарной протяжённостью 5087 метров, местные власти сочли, что проще и дешевле всего будет уничтожить эту дорогу, не отвлекаясь потом на её ремонт.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

Большинство тоннелей на линии Холмск - Ильинск были аварийными и негабаритными - их наличие создавало массу затруднений. В 1996 году были открыты первые участки в обход тоннелей. Из Людиново поступали новые тепловозы - но в очень небольшом количестве.


К 1998 году также было прекращено пассажирское сообщение на линиях Новоалександровка - Синегорск и Южно-Сахалинск - Корсаков. Ещё в 1991 году на дороге имелось 5 маршрутов пассажирских поездов, и около двух десятков пригородных. А летом 1998 года оставалось лишь два поезда дальнего следования Южно-Сахалинск - Ноглики, один «местный» маршрут дизель-поезда, 7 пригородных поездов.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост
Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост

Паромы с материка (порт Ванино) прибывают в порт Холмск 1-2 раза в сутки. В Холмске имеются подъездные пути колеи 1520 мм - от причала до устройств смены тележек, протяжённостью несколько сот метров. Объём перестановки вагонов - невелик. Основные депо находятся на станциях Южно-Сахалинск (ТЧ-1), Холмск-Северный (ТЧ-2), Поронайск (ТЧ-3). Оборотные депо есть также на станциях Взморье и Тымовск.

Cахалинская Железная дорога Фото, Сахалин, Поезд, Рельсы, Узкоколейка, История, Длиннопост
Безусловно, реконструкция железной дороги для островной области станет большим шагом вперёд. Тем не менее, можно сожалеть, что одна из самых необычных железнодорожных сетей мира исчезает у нас на глазах.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост
10
Автор поста оценил этот комментарий
Жалко только, что старую ветку Холмск - Южно-Сахалинск забросили...
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
9
Автор поста оценил этот комментарий
Реконструкция идет полным ходом, уже который год :)
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

а вот снегоуборочные поезда которые там работали. там бывает очень много снега

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ахаха=) Отдали часть острова чтобы японцы построили железную дорогу и потом забрали обратно=) Спасибо японцы=))

10
Автор поста оценил этот комментарий
Очень грустно. Мы всегда говорим что мы великая страна. А на самом деле до прихода японцев ничего не было. И почти без изменений все дожило почти в неизменном виде. Такое ощущение ято дзен придуман в России. Люди просто смотрят как растет трава, сменяется года, разрушается что то построенное раньше, и очень редко, эпизодичечки что то строится.
Японцы за два месяца дорогу проложили и колею перешили. Чуть не три раза. А мы за 70 лет не смогли ума дать. Грустно.