Базовые художественные понятия

Самый точный способ нарисовать что-либо, не ограничивая себя в выборе средств рисования на плоскости - это прямой замер силы и состава светового потока, исходящего от объекта зарисовки, в каждой выбранной его точке и затем создание на бумаге "пикселя" соответствующего цвета и яркости. Разумеется, не все могут пользоваться подобным методом, не у всех есть глазомер, позволяющий соотносить положение и качества "пикселей" друг с другом, да и подбор цвета тоже будет неточным. Так что же делает художник, что мы безошибочно различаем нарисованное и порой удивляемся своим ощущениям от его работ?

Художник на самом деле в основном перерабатывает картинку в нечто, что способно быть якорем для выбранных образов почти во всех умах. Например, большая часть случайно выбранной классической картины подчеркивает что-то, что находится на её самом видном месте - на переднем плане, служит ей "противовесом", "противопоставлением" - любое слово, означающее два объекта, один из которых выделяется сильнее рядом с другим, подойдет.

Базовые художественные понятия Художество, Понимание, Длиннопост

Вот этот отвратительный фиолетовый текст, как видите, сделан в трех вариациях. Текст безусловно одинаковый, сделан копипастом, но создается разное впечатление о размере букв. Вызвано это взаимодействием фона и самих букв. Так, "противопоставление" здесь в данном случае - разница в тоне и контрасте между буквами и фоном. Разница в контрасте видна на обесцвеченном рисунке.

Базовые художественные понятия Художество, Понимание, Длиннопост

Что касается разницы в тоне, её видно сразу, но не видно её влияние на общее противопоставление двух объектов. Впрочем, приближенно это можно увидеть, размыв изображение. Как видно, на зеленом фоне текст куда-то "ушел", не так явно подчеркнут. Не сомневайтесь, так он и выглядит, если смотреть не на него, а куда-нибудь рядом с ним.

Базовые художественные понятия Художество, Понимание, Длиннопост

Как видно, образовались пятна смешанного цвета. Для изображений предметов, которые не нужно читать, или которые не нуждаются в детализации - достаточно годный вариант для ленивых художников.

Вернемся к главному. Фон для нас неважен, главное - текст. Но фон подчеркивает передний объект, перекрывающий его. И - это основной способ указания на требуемый объект.

В принципе, можно реализовать его как угодно. Фотографы используют диафрагму для противопоставления выраженно расфокусированного фона и фокусировки на объекте, художник также (да и так же) может выбрать положение объектов на рисунке, но основной его инструмент - работа со светом и тенью.

Базовые художественные понятия Художество, Понимание, Длиннопост

Это Босх, любитель загадок на картинах. Видно выделенное освещенное пятно группы людей на переднем плане и темное окружение вокруг. По тону выделений почти нет, за исключением мужчины снизу в центре.

Подведем итоги.
Первое, что выделяет объект, который мы навязываем зрителю в качестве образа-якоря - его положение на картине.
Второе - взаимоотношение объекта и его окружения (по контрасту, по тону, по размеру)

Третье - сам объект, его детализация, освещение и т.д.

Немного позже я разберу сказанное подробнее и в более прикладном смысле.