1988 год. СССР. ТУ-155 на криогенном топливе (водород)

1988 год. СССР. ТУ-155 на криогенном топливе (водород) Самолет, Самолеты СССР, Ту-155, Интересное, СССР, Длиннопост
1988 год. СССР. ТУ-155 на криогенном топливе (водород) Самолет, Самолеты СССР, Ту-155, Интересное, СССР, Длиннопост
1988 год. СССР. ТУ-155 на криогенном топливе (водород) Самолет, Самолеты СССР, Ту-155, Интересное, СССР, Длиннопост

Академии наук СССР было дано задание в кратчайшие сроки провести совместно с ведущими отраслевыми НИИ и КБ ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению возможностей внедрения водородной энергетики в народное хозяйство. В авиационной промышленности эта тема получила название «Холод».


С инициативой создания экспериментального самолета, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил генеральный конструктор ОКБ А. Н. Туполева Алексей Андреевич Туполев. Помимо основной задачи – отработки нового вида топлива – эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации, что в те годы являлось абсолютным мировым приоритетом.


Однако, как это часто бывает, начало работ показало, что проблема не так проста, как казалось вначале. Тема потребовала гораздо более широких и глубоких поисковых исследований. Так, жидкий водород с его высокой удельной теплотворной способностью, втрое превосходящей углеводородные топлива, с исключительной экологической чистотой оказался чрезвычайно перспективен как горючее для различных двигателей, особенно для проектов гиперзвуковых летательных аппаратов как гражданского, так и военного назначения.


В летающую лабораторию Ту-155 был переоборудован серийный Ту-154, номер государственной регистрации – СССР-85035. Для обслуживания самолета был разработан авиационный криогенный комплекс, позволяющий проводить различные виды испытаний с использованием больших количеств криогенной жидкости.


15 апреля 1988 года экипаж летчика-испытателя В. А. Севанькаева впервые поднял машину в небо. По сути, эта дата может считаться началом эры криопланов в авиации.


Всего по программе было выполнено более ста полетов, из них 5 – на жидком водороде. На самом Ту-155 использовался один двигатель НК-88 (второй), работающий на водороде, и два ТРДД НК-8-2 (первый и третий). Водородный бак был размещен в постоянно продуваемом воздухом (либо азотом) заднем отсеке (из-за конструктивных сложностей размещения в крыле). Отличительная внешняя черта данного самолета – выступы дренажной системы на хвосте.


Эксперты отмечают, что созданный криогенный двигатель мог использовать в качестве топлива и сжиженный природный газ. Переработанный вариант двигателя (НК-89) был применен в проекте самолета Ту-156. По некоторым данным, эти двигатели отрабатывались для двухместного опытного воздушно-космического самолета Ту-2000, который так и не был реализован.


Главными результатами работ по теме «Холод» были:


– формирование коллективов специалистов в области авиационной криогеники на целом ряде предприятий;

– создание наземной инфраструктуры для обслуживания криогенных самолетов;

– создание комплекса наземных криогенных испытательных стендов.


Известно, что в ОКБ им. А. Н. Туполева в 70–80-е годы XX века прорабатывались и другие проекты летательных аппаратов на альтернативных видах топлива. Есть упоминание о проектах Ту-160 и Ту-144 на жидком водороде.


Руководство страны высоко оценило достижение «туполевцев» и всех, кто с ними работал в смежных организациях. 15 участников работ стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации, многие удостоены высоких званий и правительственных наград.


Как отмечают сами «туполевцы», в настоящее время предпринимаются попытки полетов с использованием в качестве топлива жидкого водорода. Зачастую эти попытки выдаются за пионерские, хотя пионерскими они не являлись уже двадцать с лишним лет назад. Так как первым в истории мировой криогенной авиации навсегда останется ОКБ им. А. Н. Туполева, создавшее и испытавшее первый в мире самолет, способный использовать два вида топлива – жидкий водород и сжиженный природный газ.

29
Автор поста оценил этот комментарий
В университете на экономике преподаватель рассказывал, что еще при союзе принимал участие в расчетах целесообразности автомобиля на водороде. Основная проблема заключалась в безопасном хранении топлива. В Запорожье разрабатывали емкости, абсорбирующие водород, представляющие собой этакие "губки". Добились 1,5-2% наполнения. А требовалось хотя бы 3% по массе, чтобы можно было говорить о запуске в серию. Ну а потом середина 80-х, и все закрыли.
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Читал про него. Наши делали, американцы тоже делали. Не взошло из-за хреновой кучи проблем, ни у нас, ни у них.


Делали самолёты и с атомной силовой установкой... Сначала американцы сделали, получился капец, на котором экипаж дохнет, ибо экранировать не сумели. Потом наши сделали, на базе Ту-95. Это было позже, реакторы уже более совершенные были. Меньше, легче, не так фонящий - экипаж не дох, по длительности полёта тоже всё ок. Но отказались. Так как оказалось, что это нафиг не надо. На керосине длительность полёта точно также была ограничена только выносливостью экипажа. Но если бы что случилось и брякнулся самолёт с атомным "сердцем" - было бы куда хуже, чем обычный. Так что забили.


Янки делали гиперзвуковую ракету с ядерной боеголовкой и летающую также на атомном нутре. Отказались на стадии проекта - если бы вышла из строя управляющая система, то мы бы получили хрень, летающую вокруг планеты и гадящую во все стороны радиацией, а по причине гиперзвука - ещё и хрен собьёшь.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Те кто в ГА знают, что большие туполя, как и маленькие впрочем, жрут керосина как не в себя, да еще и планера нет нифига, испытания надо делать на планерных судах :)

8
Автор поста оценил этот комментарий

Помню был в Жуковском четверть века назад в командировке, стоял самолётик ни чем не примечательный но наглухо загороженный и с отдельной охраной. Толи технологии охраняли,  толи людей от этих технологий..

18
Автор поста оценил этот комментарий

Туполев красавец! А итоги? Проект закрыт, результаты проебаны?

раскрыть ветку