Серия «Заметки автора»

Всегда ли стоит радоваться договору с издателем, или «мы издадим вашу электронную книгу»

«Мне пришло предложение от ЭКСМО!»

Такой новостью однажды огорошила меня подруга.

«Представляешь, набралась наглости написать им – и мне ответили! Правда, издают пока не в бумаге, но если будут хорошие продажи, то и бумажный тираж будет!».

Поздравив подругу, я крепко задумалась. К тому моменту у меня уже был законченный роман, я работала над вторым, а уж рассказов написала и вовсе больше 50 штук. Чести подержать свои творения в материальном виде тоже уже удостоилась – в составе сборника меня издавал «Крафтовый журнал «Рассказы», а один сборник пришёл ажно из самой Германии, от издательства «Эдита».

У подруги же это была первая книга, в жанре нон-фикшн. Никаких публикаций и связей с литературным миром у неё до этого не было. Однако же человек додумался направлять свои работы в крупные издательства, а чего жду я – непонятно.

Поделившись своими мыслями вслух, я получила морального пинка и несколько советов. Именно так начался мой путь к договору с Эксмо-RED, про который недавно меня спросила @panacotaforcota1

Заполнив заявку на сайте, я особо ни на что не надеялась. Все-таки крупный издатель, а я – не слишком-то известный автор. Ну а опыт подруги… Нон-фикшн сейчас в тренде, видимо, на её тему книг меньше, чем фэнтези, к тому же пишет она действительно хорошо.

И каково же было моё удивление, когда мне пришло письмо с предложением заключить договор! Я была так рада и взволнована, что вникала примерно в одну строчку из трех прочитанных.

Публикацию предлагали тоже электронную, но меня это не смутило – Эксмо есть Эксмо, пусть и электронная редакция. В общем, документы я подготовила буквально за день, подмахнув не глядя договор на исключительные права (это значит, что продавать книгу может только Эксмо, и больше ни на каких площадках я не могу ее размещать, максимум – ознакомительный фрагмент).

На этом моменте должна сказать главное: не будьте как я. Неважно кто вам предлагает договор, хоть Эксмо, хоть Илон Маск с королем Карлом, СНАЧАЛА внимательно прочитайте, взвесьте все за и против, почитайте отзывы об издателе, а уж потом подписывайтесь.

Но, как говорится, все сильны задним умом. А я так ещё сильнее, потому что уже после того, как я отправила доки, я-таки решила почитать в Интернете – а что за зверь, собственно, это Эксмо-RED, и на что я согласилась?

Ощущения были как у пациента, который не послушался врача и пошёл гуглить про своё заболевание.

Как вы поняли, отзывы были негативными. Особенно мне запомнился отзыв человека, который назвал это «братской книжной могилой» - мол, вашему роману сделают стандартную безликую обложку без картинки, засунут в склеп к таким же бедолагам, а если вас и в таких условиях всё же купят, заберут почти всю прибыль. А общаться вы будете на протяжении всего сотрудничества с роботом, и вообще, забудьте про свою книгу до истечения этого договора.

Но совсем приуныть мне не давал опыт подруги: ведь она рассказывала про свою переписку с редактором, и вообще…

Не слишком меня обнадежил ответ преподавателя, у которого я тогда проходила обучение – обладая опытом работы и редактором, и владельцем своего издания, он сказал следующее: «а что вам мешало опубликовать свою книгу на самиздат-площадке и получать в три-четыре раза больше роялти, если вас не интересовала бумажная версия?».

В общем, радость моя тогда померкла быстро. Но теперь с даты заключения договора прошел почти год, и я могу сделать свои выводы, и было бы неправильно ими не поделиться.

Во-первых, как я поняла, у Эксмо-RED есть несколько схем взаимодействия с авторами. Гипотетически это зависит от коммерческого потенциала, который они видят в книге, но могу ошибаться. А вот что точно – спектр услуг авторам они действительно предоставляют разный.

Моя подруга пошла по пути «выбор редакции» или что-то в этом роде. Она общалась не с роботом, как тот невезунчик из интернета, а с живым человеком, и были они в контакте все время. Ей сделали обложку, аннотацию, над рукописью поработал редактор и корректор, и ей обещали помочь с продвижением.

Каких-то фантастических продаж не случилось, но в то же время опыт был достаточно позитивным, чтобы она осталась довольна.

У меня же вышел эксперимент. Я как раз заканчивала вторую книгу, и приняла решение не отдавать её издателю, а как раз-таки попробовать путь самиздата и сравнить, как будет лучше. Итогами поделюсь, ну а пока вернемся к электронной публикации.

Я не попала в «выбор редакции», но мне предложили разместиться в серии RED-фэнтези. У меня тоже был не робот, а живой человек для взаимодействия, причем весьма приятный и вежливый.

Мне сделали обложку, прислав 3 варианта на согласование, и корректор поработал с написанной мной аннотацией.

Меня разместили в тот срок, который обещали, плюс редакция дополнила описание книги своим мнением о тексте.

К тому моменту я уже полностью оттаяла и начала снова радоваться. Надо сказать, что когда ты регулярно получаешь от издательства письма из серии «согласуйте вариант обложки вашей книги» или «мы внесли правки в аннотацию, как вам?» - это здорово мотивирует. В этот момент синдром самозванца, присущий большинству писателей, стыдливо прячется в углу, закрыв лицо ладошками.

И наверное, если бы я параллельно не занималась размещением сама, то сейчас бы сказала «пф, даже не сомневайтесь, если вам такое предложат - соглашайтесь обязательно».

Но я занималась) Понятно, что эксперимент не совсем корректный, так как это были две разные книги, но обе сравнимы по качеству.

Что по итогу: количество продаж книги от издательства у меня примерно такое же, как и у той книги, которую я продвигала сама - без внятного опыта и понимания, как работает книжный рынок. А значит, большой читательской аудитории и крепкой программы продвижения у RED нет – по крайней мере, для моего варианта издания (включение в серию).

При этом роялти, разумеется, гораздо выше у самостоятельного варианта. Это, конечно, не те суммы чтоб я плакала о потерянных доходах, но если вы хотя бы средненько коммерчески успешный автор в самиздате, то такой договор для вас выгодным точно не будет.

По моему мнению на этот договор стоит соглашаться, если:

- вы не планируете заниматься самиздатом или совсем новичок в нем, нет уже набранной аудитории;

- вы не хотите самостоятельно заморачиваться с поиском художника, заниматься размещением книги и т.д.;

- вам важен штампик ЭКСМО.

При этом:

- роялти значительно ниже, чем в самиздате, даже с передачей исключительных прав;

- нет какого-то заметного сильного продвижения, поэтому если хотите продаж книги, её пиаром придется заниматься самостоятельно.

Если подводить итоги в финансовом смысле, то второй роман, который я продвигала сама, обошелся мне гораздо дороже. Я самостоятельно оплачивала создание обложки, не поскупилась на редактуру рукописи (в случае с первым романом подумала – раз берут в издательство, значит и так нормально) и вложилась по незнанию в неэффективную рекламу. Во взаимодействии с издателем никаких расходов я не понесла)

Возвращаясь назад – я бы все равно согласилась, но отдавала бы уже неисключительные права, чтобы не лишать себя возможности продвигаться и самостоятельно на других площадках.

П.С. книга, о которой идет речь, лежит здесь: https://www.litres.ru/olga-svoboda/perekrestok/

В ближайшие пару неделю выложу пять глав, больше, как уже понятно, не могу по договору)

Показать полностью

Будни писателя, или жизнь в матрице

Когда я задавала вопрос, интересно ли будет читать о закулисье писательских будней, по комментариям у меня сложилось впечатление, что под проблемами авторов многие подразумевают отсутствие вдохновения, трудности работы с текстом и прочие творческие заморочки.

Ну что сказать, такое тоже бывает, но как по мне – это сложности не для начинающих авторов. Одно дело если у тебя уже заключен контракт с издателем, а книга не пишется, или ты выкладываешь в процессе, и толпа читателей разорвёт тебя, если ты не выложишь вовремя «проду», но… До этого ещё надо дожить. А первая проблема, с которой сталкивается почти любой автор – это та самая из мультика, когда сначала полдня бегаешь чтоб зайца сфотографировать, а потом – чтоб фотографию отдать.

Писатель не тот, кто пишет, писатель – тот, кого читают. И до того, как автор обзаведется толпой фанатов, ему надо с ними где-то встретиться; и сегодня я расскажу о таких местах и сложностях, с ними связанных.

Всего за последние годы я успела побывать на семи площадках, победила далеко не все, но зато набралось, чем поделиться. А стартовала я и вовсе не с профессиональных самиздатовских платформ для авторов, а с социальной сети Вконтакте.

Мой творческий путь начался с рекламы конкурса литературного паблика «Пиши за гроши», где полный энтузиазма и наделенный безусловным организаторским талантом автор с невероятными именем и фамилией Юлий Сон тогда ещё в одиночку запускал конкурсы для всех подряд. В рекламе так и писали: «рады всем, как и начинающим авторам, так и опытным». Механика была простая: все участники скидываются по 500 рублей, сдают к определенной дате работы, они выкладываются анонимно, и после голосования призовой фонд распределяется между победителями.

«А почему бы и нет» – подумала я тогда, и пропала.

Я приняла участие в десяти запусках подряд, занимала разные места от первого до непризовых, и крепко подсела на сочинительство. А заодно, с легкой руки того же Юлия, завела себе группу в ВК, которую он любезно упомянул в посте своего паблика, и у меня появились первые читатели.

Вот так с подачи одного человека, которому просто было скучно писать одному, начались мои приключения. Старт был легким: частенько с зарплаты я вкладывала 2-3 тысячи рублей в рекламу, а параллельно иногда предлагала свои рассказы к публикации в больших литературных группах. И так как у себя я принципиально постила только свои произведения, моё ЧСВ росло пропорционально росту подписок на меня. Тысяча, две – такие цифры меня удивляли, а на отметке 3 тысячи я прям себя зауважала, особенно потому, что были люди, которые остались со мной с самого начала – а значит, я могу быть интересна не только в моменте, но и на длинной дистанции – ну не чудо ли?

С этими же читателями я внезапно написала первую книгу –  просто потому, что один из рассказов вызвал волну протестов и просьб о продолжении. Через полгода начала вторую – любопытства ради, смогу ли я повторить работу с большой формой? Оглядываясь назад, я понимаю, что тот отрезок пути был поразительно благоприятным и безоблачным.

А потом случился февраль. Бардака он принес во все сферы, и писательство не стало исключением. Но помимо того что хотелось просто лечь и сдохнуть вместо того чтоб писать, появилась ещё одна проблема: массовое паломничество из ныне запрещенных соцсетей. Создатели Вк что-то там подкрутили в своих алгоритмах, назвали это «умной лентой» и…

У меня пропали читатели.

Ну точнее как. Они-то остались, это мои публикации пропали у них из ленты.

Раньше лента пользователя состояла из новостей групп, на которые он был подписан, плюс новостей его друзей. Теперь же алгоритмы сами подбирают публикации на свое усмотрение, показывая то, что человеку потенциально может быть интересно и то, что алгоритм считает качественной публикацией.

А качественной он считает публикации, которые в первые часы набрали много лайков и комментариев – вот такие посты он усиленно показывает. И, конечно же, есть одно «но». Мой паблик с тремя тысячами подписчиков НИКОГДА не наберет больше лайков и комментов чем какой-нибудь условный «Джаст стори» с миллионном читателей.

Поначалу я вообще не поняла в чем прикол. Выкладывала свои произведения как обычно, но если раньше первые 30-50 лайков (которых вполне хватает моему внутреннему писателю, чтобы решить, что рассказ не г..но) набирались меньше чем за сутки, то теперь в ответ на мои посты была почти что тишина. Раз, другой, третий…

Честно, я успела решить что всё, «исписалась». Что со мной остались только верные читатели, и те, по ходу, из жалости, и пора мне завязывать. А потом обратила внимание на странно-маленькую цифру показов, залезла в статистику и всё встало на свои места.

Самые преданные читатели не поленились нажать колокольчик, а кто-то и просто заглядывал проверить, не появилось ли у меня что-то новенькое – поэтому они и продолжали поддерживать со мной связь. А все остальные вообще не в курсе, что я что-то писала.

Немного цифр: на более чем 3,5 тысячи подписчиков сейчас ВК показывает мои посты примерно 1 тысячу раз. Для сравнения: Пикабу показал мой новогодний рассказ больше 30 тысяч раз при 255 подписчиках, а по 2-3 тысячи показывает посты, которым не удалось преодолеть планку для попадания в «Горячее».

Но это я сейчас есть и там, и здесь. А тогда у меня был только ВК и я просто не знала, что делать. Вдобавок зачем-то залезла в рекламный кабинет, увидела сумму, потраченную за годы ведения группы и совсем впала в уныние. Получается, что я неплохо так вложилась и кучу времени развивала группу, которая заглохла… ну просто потому. Кто-то отжал пару галочек в алгоритмах и всё, здравствуйте, трындец.

Учитывая тогдашнее настроение и окружающую реальность, я в сердцах едва не плюнула и не бросила писать. Вытянули всё те же старые читатели – я как раз тогда заканчивала вторую книгу, и они поддерживали меня и всячески давали понять, что ждут каждую главу. Книгу я одолела поздней весной и к этому моменту уже подостыла.

Ну в самом деле, глупо ведь складывать все яйца в одну корзинку и жаловаться, когда её уронишь? Даже если уронить её помогли.

«А где вообще настоящие, всамделишные писатели публикуют свои работы?» – с этого вопроса началось моё погружение в чёрные пучины самиздата.

Первым профессиональным сайтом, на который я зашла, был Литрес. Потому что про него знают почти все, и потому что создатели очень подробно расписали как с ними работать и предлагают кучу услуг для авторов.

Поразмыслив, я скомпилировала несколько своих очень сильных рассказов в тематический сборник с говорящим названием «Настроение жить» – как мне казалось, в те времена такая книга могла бы быть очень востребована. Но, не полагаясь на судьбу, я заказала рекламный пакет в поддержку.

Если я когда-нибудь решусь попозориться на весь белый свет, я напишу, в какую сумму встряло мне моё хобби – быть писателем, сейчас же скажу кратко: реклама не отбилась даже близко, и новых читателей на платформе я не встретила.

Уже позднее от других людей я узнала, что сборники рассказов у нас в стране заходят крайне плохо, особенно от неизвестных авторов. И слишком поздно я узнала, что реклама на Литрес вообще в принципе окупается очень плохо или не окупается вообще. А слишком поздно потому, что успела ещё разок прогуляться по этому пути с фэнтези-романом.

При всем этом платформу рекомендовать все равно буду, по двум причинам. Первая: выложить туда книгу довольно легко. Нет никаких входных условий для авторов, зато есть куча подсказок и на крайняк – персональный помощник за умеренную стоимость, который всё выложит за вас. А второе: когда я попадала в фокус внимания новых читателей (участвуя или судействуя в литконкурсах, издаваясь в сборниках, да даже публикуясь здесь) – покупать/скачивать мои книги люди шли именно на Литрес, а не на любую другую площадку.

Но вернёмся к моему погружению в бездну. Обломавшись с Литресом, я решила обратить внимание на площадки помельче, а именно – по статистике знатно прирастали по числу читателей сайты Букривер и Литмаркет. Они так же не ставили никаких условий для авторов, а даже наоборот предлагали всякие акции в поддержку.

Тот же Букривер гордо заявлял: мы возьмем на себя комиссию таргетолога, если вы будете рекламировать ваши книги на нашем сайте.

«Почему бы не попробовать» – подумала я, и зашла в список предложенных специалистов. Изучив их странички в соцсетях, выбрала одну даму и написала ей в личку.

«С Букривером не работаю» – был мне ответ, даже без традиционного «здравствуйте» и вежливого «к сожалению». Я повторно зашла на площадку – нет, я ничего не напутала, дама в списке, о чем я ей сообщила.

«Ок, уберу». Вообще, общение с таргетологами это тема отдельного поста, поэтому пока что вернусь к Букриверу.

Я все-таки смогла принять участие в той акции, и комиссию таргетолога правда компенсировали. А ещё у Букривера очень оперативная техподдержка и честные акции – мне довелось принять участие в ещё одной, где мою книгу ставили в виджет (это когда обложка и ссылка на книгу торчат на главной странице сайта), но увы и ах – ничего из этого мне лично не помогло. За всё время моего пребывания на площадке суммарное количество просмотров (пользователь заходит на страничку в раздумьях – читать меня или нет, аналог показов в Пикабу и ВК) не превысило 1,5 тысяч, невзирая на все акции и рекламу.

Следующим моим экспериментом был Литмаркет. За него я решила взяться очень плотно, хорошо вложившись в рекламу, и повисеть какое-то время на первой-второй странице в жанре «приключенческое фэнтези». Здесь все опять уперлось в неудачное сотрудничество с таргетологом, но если коротко о платформе: она удобная, у нее прекрасная статистика, но мало читателей (и это не только мой вывод) и плохая конвертация «добавление в библиотеку – последующая покупка/скачивание».

На текущий момент около 70 человек добавили меня в свою библиотеку с намерением почитать, и на этом всё – реальных прочтений нет, отзывов нет, комментариев нет, глухо, тихо и грустно.

Грустнее только с площадками, на которые я вообще не смогла зайти – Литнет и Автор.тудей. Как я поняла, это довольно популярные сайты с реальными читателями, но:

  1. Можно присутствовать только на одном из них, ибо между собой у них какие-то терки (Монтекки и Капулетти, чесслово!)

  2. Есть входной порог для авторов: одна бесплатная книга (это не проблема), и планка по подписчикам и просмотрам в день.

А вот второе уже реально для меня проблема. К моменту, когда я заинтересовалась этими площадками, оба моих романа имели ограничения в рамках договоров с издательством или площадками, так что выложить бесплатно и продвигать я могла только два моих сборника рассказов, но… Как я поняла из отзывов других людей, да и убедившись частично на собственном опыте – с нуля продвинуть сборник рассказов на новой площадке, да так, чтобы набрать стабильное количество часов чтения – задачка нетривиальная. Эти эксперименты я оставила на будущий год.

Меня очень умилили советы бывалых авторов по заходу на эти сайты: "лучше стартовать с сериями книг, выкладывать всё за несколько недель и первые 3-4 книги в серии делать бесплатными".

Не знаю кто как, а я пишу каждую книгу не меньше полугода, а потом ещё отдаю её как минимум корректору на месяцок, так что я с моей производительностью я такую стратегию смогу реализовать только лет через пять)

Параллельно с мытарствами на самиздат-площадках я сделала попытки входа на Дзен и ныне запрещенный Инстаграм, до того как его прикрыли.

В Инстаграм идти не хотела – никогда его не любила. Но очень просила хорошая подруга, которая хотела читать именно там и пообещала нагнать аудитории на страничку из знакомых.

Иначе как порнографическим тот опыт я назвать не могу. Короткие рассказы пыталась зашить в картинки, а длинные выкладывала в IGTV в аудиоверсии. Но так как аудиофайлы выкладывать нельзя, приходилось делать из аудиодорожки и обложки-картинки видео и грузить туда.

А так как у Инстаграма есть куча ограничений по тому сколько чего можно выкладывать, и ещё он произвольным образом обрезает картинки, у меня сейчас не хватает цензурных слов, чтобы описать всю прелесть тех процессов. Самое мягкое что приходит в голову – это страстные сношения раскалённой кочергой; так что в итоге подруге я скинула все ссылки на места моего обитания и сказала, что если ей хочется меня читать, то велком туда, ибо это не очень нормально, когда на выкладывание работы уходит времени больше, чем на её создание.

Дзен, как площадка созданная изначально именно для текстов, в техническом плане прост как три копейки. Но его законы суровы: платформа благосклонна к тем, кто выкладывает не менее 3-4 постов в неделю, а лучше – пишет каждый день.

Некоторые предприимчивые авторы художки из ситуации выходят просто: делят свои произведения на маленькие кусочки. Но я так не могу – ну честно, не понимаю какое нормальному человеку может быть удовольствие читать рассказ из 40 тысяч знаков, разбитый на 8 микрокусочков, когда по сюжету он на столько частей красиво не делится никак. Здесь, на Пикабу, ограничения на длину поста 30 тысяч знаков, и то не всегда это удобно, но дробить все по доброй воле, просто чтобы угодить платформе… Такое себе.

Подытоживая весь этот хаос:

- разобраться с тем, как зарегистрироваться на платформе, заключить договор, выложить текст, сделать обложку и т.д. – это большой труд, но вообще детский лепет. Настоящая задачка: понять, что делать на площадке, чтобы были показы – а этого вам не напишут ни в одной технической инструкции. Ну разве что кроме Дзена, они честно предупреждают, что у них писать надо не меньше 3-4 раз в неделю;

- даже имея на руках полностью готовые книги, на многих площадках их надо выкладывать частями, чтобы дольше пробыть на первых страницах и получить показы (кто бы дал мне этот совет полгода назад!);

- на многих площадках реклама может оказаться вообще бесполезным делом.

И самое главное, что хочется сказать: твой успех на какой-либо литературной платформе вообще не коррелирует с качеством произведения. Какой-нибудь средненький рассказ может приглянуться алгоритмам и «выстрелить», просто потому, что его показали полмиллиона раз, а произведение-победитель конкурса, изданное журналом и признанное кучей критиков – пройти никем не замеченным.

Мне очень повезло. В бурный внешний мир я отправилась, уже имея постоянных читателей в тихой гавани, победы в конкурсах, бумажные публикации и примерное представление о себе как писателе. Если бы все эти перипетии со мной случились в начале моего творческого пути, я бы вряд ли всё это пережила – это не то что как камни в воду бросать, а даже хуже. Ты тратишь время, силы, вкладываешь душу и деньги, а в ответ ни всплеска, ни кругов.

Для решения вопроса отсутствия обратной связи существует целая куча сообществ начинающих писателей и литературных клубов, но… есть с этим одна проблемка. Там друг друга читают те самые начинающие (и не очень) авторы. А по своему опыту могу сказать, что читатели-читатели и читатели-писатели – это вообще очень разная аудитория.

Ну и напоследок не могу не рассказать, как мне живется на Пикабу. Никогда не думала, что здесь может зайти художественная литература, но оказалась не права. Из приятного:

- Пикабу всё равно, постишь ты раз в год или пять раз в день, показы от этого не зависят, и это прямо очень, очень круто! Нельзя выдавливать из себя качественные истории по графику, ничего хорошего в долгосрочной перспективе из этого не выходит;

- алгоритмы платформы показывают твои посты не-подписчикам, и порой – в очень большом количестве, и это тоже здорово. Это то, что так нравилось мне в ВК, но теперь там такого добиться очень сложно;

- публика на страницу заходит самая разная. И это чертовски интересно!

- если пост глянулся алгоритмам, счетчик показов мотает быстрее, чем за свет в новогодние праздники)

По минусам: у длинных произведений тут шансов очень мало. Тридцать тысяч знаков – это немало для постов, но не так уж много для художественного рассказа. И если историю приходится делить на части, то на массовые показы шансов у нее нет: во-первых, её долго читают (а алгоритмам надо, чтобы в первые пару часов было много лайков и комментов), а во-вторых, лайкнут и откомментируют скорее всего вторую часть, с окончанием, и именно она и попадет в «горячее». А что увидит другой пользователь? Правильно, какой-то левый пост, который начинается со ссылки на другую статью, и просто его и открывать-то не станет.

Почему я так уверена в этом выводе и считаю, что дело не в качестве этих самых длинных постов? Опять-таки основываясь на опыте размещения на других ресурсах. Например, есть рассказ Медведиха, который взял золото в лит. конкурсе, и повесть «Сама виновата», которая в одном из пабликов в Вк набрала несколько тысяч лайков и сотни комментариев – а здесь эти произведения прошли незамеченными. Но хуже-то от этого они не стали)

Вот такие они, будни писателя в проклятой матрице. И на борьбу со всеми платформами и алгоритмами времени уходит ничуть не меньше, чем на работу с текстами.

Показать полностью

Художника обидеть может каждый, или от чего бывает больно писателям. Заметки автора: про обратную связь

«Несмешной бытовой фельетон»
«Слова русские, этого не отнять. Написано обычно, этого тоже не отнять. Юмор плох, этого также не отнять. В общем, ничего не могу отнять, ибо отнимать-то и нечего»

«Текст оригинальный, злободневный, хлёсткий – отлично»
«Очень удачно получилось соединить юмор и серьезность поднятого вопроса»


«Герои однозначны, картонно-стереотипны до карикатурности»
«Персонажи шаблонные, и ни один из них толком не раскрыт»

«Персонажи яркие и колоритные, выглядят очень живыми и настоящими»,
«…все они имеют свои индивидуальные черты»,

«Автор явно не дружит со знаками препинания»
«Написано не полностью грамотно - есть проблемы»

«Текст написан очень легко, грамотно и профессионально»
«Технично и грамотно»
«Хоть теперь – в печать»


Как только начинаешь делиться своим творчеством с людьми, ты неизбежно сталкиваешься с комментариями читателей. В идеальном мире – это обратная связь, которая должна помочь тебе стать лучше… Но есть одно «но». Хотя чего я вру – не одно.


Начну с того, что зацепило меня больше всего. И, как ни удивительно, это не откровенные оскорбления произведений или даже меня лично. Для меня главной проблемой обратной связи стала её необъективность и противоречивость.


Все приведенные в кавычках цитаты – это комментарии читателей и профессионального жюри с литературного конкурса по ОДНОМУ моему рассказу. Это здесь я привела их структурированной кучкой, а там они попадали мне порционно. Я то хмурилась, то радовалась; потом начала что-то подозревать, а затем взяла на себя труд свести всё в один файл и окончательно убедилась: люди говорят абсолютно противоположные вещи про одно и то же. И ладно бы по субъективным поводам – ну, допустим, кому-то смешно, а кому-то нет. Одного тема цепляет, другого нет – ничего страшного, бывает. Но когда речь заходит о «живости» персонажей или тем паче – грамотности изложения… Черт побери, есть же объективные критерии, разве могут быть тут варианты?


Оказалось могут. И ещё можно было бы смириться, если бы во мнениях расходились простые читатели и люди искушенные – издатели, редакторы и т.д. – понятно, что у них несколько различаются взгляды и опыт. Но в моей практике был случай, когда в жюри председатель литературного клуба произведение просто с грязью смешал, а в конце конкурса этот же рассказ взял в печать издатель – просто потому, что понравилось.


Для себя я выводы сделала следующие:

1) Неважно, что говорят единицы (даже если это очень статусные люди), важно, как произведение восприняло большинство читателей;

2) И из самого плохого отзыва можно извлечь что-то полезное: указания на лексические, логические, стилистические, грамматические ошибки стоит выуживать даже из оскорбительных сообщений. Ибо есть вкусовщина, а есть правила и другие объективные параметры.


Ну а теперь перейдём непосредственно к оскорблениям)


Мне, на самом деле, очень повезло. Откровенную чернуху я получаю в пропорции один к ста, что дает мне моральные силы это всё пережить. И начала я это получать уже после того, как немного окрепла как автор и в себя поверила. И всё же…


«Не пишите больше никогда. Разве что для «русского романса», его уже ничем не испортишь»


«Х**я какая-то»


«Зачем я только это открыла»


Такое тоже приходится читать. Ох, хотелось бы сказать, что меня такое уже совсем не трогает, но…


Комментарий про «не пишите больше» получен был здесь, на Пикабу, под историей, которую на тот момент прочитало и лайкнуло больше тысячи человек, а количество положительных комментариев перевалило за пять десятков. Бомбануло у меня на тему «ну да, конечно. Вот сейчас на всех забью болт и брошу писать в угоду тебе одному».


«Х**ня какая-то» стала мне наградой за историю, основанную на реальных событиях. Этот рассказ я пока здесь не выкладывала, но выложу обязательно – очень нелегкий труд про домогательства, изнасилования и последующую травлю жертв. Две трети текста – истории реальных людей, которые поделились со мной своей болью. И да, такая оценка меня тоже разозлила не на шутку – не столько как автора, сколько как человека. Как охренительно мило, что для кого-то истории людей, расколовшие их жизнь на «до» и «после» всего лишь какая-то х**ня…


Иногда таких комментаторов «мочат» другие читатели, иногда нет, но на общую тенденцию это никак не влияет: всегда найдутся невоспитанные люди, кайфующие от того, что пишут гадости, и чем больше им уделяется внимания, тем они активнее. Не кормите троллей – и они будут приходить к вам реже.


Есть большая разница между «обратной связью» и дерьмом, которым некоторые люди готовы радостно облить автора, неважно, начинающего или нет. Обратная связь изложена в конструктивной, вежливой форме, как и положено общаться двум малознакомым людям в публичном пространстве. И она обязательно содержит в себе конкретный факт, которые исключает двоякое понимание того, что именно вас просят исправить. Всё прочее – можно изучить любопытства ради, нельзя ли и из этой дурнопахнущей кучки подобрать что-то полезное?


Если ответ «нельзя» - перешагните, поморщившись, и забудьте этот досадный инцидент. Помните: есть только один способ не получать злобные комментарии - никогда никому ничего не показывать.


Есть ещё один момент, который следует учесть: начиная что-то читать, человек обычно рассчитывает, что ему будет интересно и его ожидания по поводу вашего текста сбудутся. И когда так и происходит, он ставит мысленную галочку «ок» и идёт читать дальше, иногда даже не поставив лайк. Лайкают и комментируют либо те, чьи ожидания вам удалось превзойти, либо те, кто понимают как автору важна похвала. Зато если вдруг человек в середине текста понял, что ему не нравится… Есть люди, которые как те мыши из анекдота – будут плакать, давиться кактусом, а потом обязательно вам возмущенно расскажут, как тяжело было вас читать. Мораль сей басни: негодующий человек быстрее напишет отзыв, чем средне-удовлетворенный – и это не только литературы касается. На Пикабу, где есть возможность ставить не только плюсы, но и минусы, эти пропорции "оценка - комментарий" особенно видны.


В общем, не всё так просто с этой обратной связью, и нередко "критика" не так  ценна, как это принято говорить на литературных курсах – по крайней мере в тех странах, где в интернете нет цензуры, но есть анонимность – а рунет, по факту, именно такое пространство.


Но мне не хотелось бы заканчивать эту заметку банальным «не переживайте, получать гадости – это нормально», тем более, что читают её не только авторы.


Я хочу рассказать о силе другой обратной связи – той, где автора хвалят с той же искренностью, что другие ругали.


Лично для меня самыми приятными оказались не те комментарии, где меня благодарят и уверяют в моем таланте – от таких, отчего-то, я до сих пор чувствую себя немножечко самозванкой. А вот от «читал по дороге на работу, провалился в сюжет и проехал нужную станцию», «с нетерпением жду выходных, чтобы дочитать все остальное», «каждую неделю ждем с мамой новую главу – я читаю ей вслух» мне хочется немедленно бросить всё чем я сейчас занята и пойти писать что-то новое. Это какое-то невероятное чудо: сделать несколько минут или часов жизни другого человека ярче и узнать об этом; и радость это не только для меня,  многие мои коллеги отмечали то же самое.


Так что пользуясь случаем, обращусь ото всех авторов ко всем читателям: не жалейте времени на доброе слово. На книжном рынке сейчас довольно много проблем, и зачастую ваши отзывы – это единственное, что вдохновляет писателей продолжать даже тогда, когда сил уже совсем не осталось.
Показать полностью

Куда подевались все Пушкины и Достоевские, и почему "Властелин колец" писали не в России. Заметки автора, часть первая: про деньги

Пушкин, Толстой, Достоевский – эти и другие фамилии известны не только на просторах нашей Родины, но и далеко за её пределами. Русские классики настолько популярны, что и после своей смерти имеют честь быть изданными, переизданными и переведенными на все почти все языки мира.


Но если посмотреть на прогремевшие произведения последних десятилетий, то наших фамилий там не наблюдается. Чем занимались русские авторы, пока мир сходил с ума по «Гарри Поттеру», «Властелину колец», «Ведьмаку» и «Игре престолов»? Неужели перевелись богатыри писатели на земле русской?


Так получилось, что уже повзрослев, разменяв четвертый десяток, будучи состоявшимся приличным человеком, я вдруг окунулась в писательскую кухню. И многие вещи меня очень удивили – не как автора, хрустальные мечты которого разбились о чугунную задницу реальности, а просто как человека и как читателя. И когда я начала делиться этими открытиями с друзьями и знакомыми, в изнанку литературы не погруженными, оказалось, что сюрпризом это всё является не только для меня.


Такими вещами я и хочу поделиться. Не только личным опытом, но и информацией из вебинаров издателей и маститых авторов, рассказами коллег по цеху и тем, что можно найти в открытых источниках.


Зайти решила сразу с козырей: давайте заглянем в карман современным авторам.


Вообще ни разу не секрет, что книги, особенно бумажные, нынче просто неприлично дороги. Глядя на ценники в 500, 800, 1000 и более рублей поневоле задумаешься – а выгодно, наверное, быть писателем. Издал книжку и всё – денежка-то капает…


Недавно одна моя знакомая спросила, издаюсь ли я на бумаге. А как раз в сентябре вышел межавторский сборник, в котором я принимала участие. Я возьми и безо всякой задней мысли сказала его название (статья – не реклама, поэтому тут не скажу). Честно, до того момента я и не знала его розничной цены – мне-то авторские экземпляры бесплатно достались. А интерес знакомой оказался не праздным, она правда книгу приобрела, сказала мне стоимость и совершенно искренне спросила, большой ли гонорар я получила. И тут-то до меня окончательно дошло как сложно людям, покупающим книгу за несколько сотен рублей, правильно судить о доходах авторов.


Но прежде чем я раскрою эту тайну, прошу каждого читателя решить одну задачку. Буду признательна, если потом поделитесь в комментах.


Итак, вы видите в магазине книгу, цена которой 1000 рублей. Как вы думаете, сколько получил автор из этой суммы?


Ну а теперь поехали)


Предисловие и так вышло неприлично длинным, поэтому не буду тянуть и скажу сразу: роялти (гонорар автора называется именно так) выплачивается в процентах и составляет в среднем 10-12% от отпускной цены книги.


Те, кто подумал, что с 1000 рублей автор получит 100 - погодите хвалить себя. Вы пропустили ключевое: «с отпускной цены».


Отпускная цена – это сумма, по которой издатель продает книгу магазинам. И логично, что гонорар высчитывается с этой суммы, ведь платит его не магазин, а издатель. Соответственно, сколько бы не наварил магазин, это его прибыль, и ни автора, ни издателя она не касается.


Сама отпускная цена зависит от книги (объем, качество бумаги, количество иллюстраций и т.д.), но в среднем можно говорить о цифрах 250-300 рублей за книгу. А теперь пересчитайте)


Да-да, вам не показалось. Неважно, какой ценник выставит магазин – хоть 1000 рублей, хоть 3000, автору в среднем перепадет от этой суммы 25-30 рублей.


Но – с каждой проданной книги. И тут встает второй вопрос: а какими тиражами нынче издаются авторы в России?

Я даже не буду просить снова посчитать это)


Посмотрим на мировую практику. Например, тот же «Гарри Поттер» был продан тиражом 29 миллионов экземпляров. Дэн Браун со своими детективами набрал продаж на 13,3 млн книг. Ах да, забыла уточнить – это только в Великобритании. Если смотреть в целом по миру, то труды Роулинг купили больше 300 миллионов раз.


С такими цифрами и 25 рублей за книгу – хорошие деньги, верно? Да и мы куда больше Великобритании, и ещё вроде как самая читающая страна мира, или совсем недавно были такой…


Но понятно, что нельзя сравнивать начинающего, никому неизвестного писателя со звездами. Поэтому спустимся с небес на землю – стартовый тираж начинающего автора в той же Великобритании – порядка 100 тысяч экземпляров. А вот если уже они продадутся, тогда будут и допечатки, и перевод на другие языки.


Теперь ближе к делу. Какой тираж предлагают начинающему автору в России?


Конечно, многое здесь индивидуально. Зависит от того, есть ли у автора своя аудитория, насколько понравилась издателю книга. Но в целом стандартные цифры для нашего рынка (барабанная дробь) от тысячи до пяти тысяч экземпляров.


Да, я серьёзно. И да, гонорар начинающего писателя за его первую книгу зачастую не превышает сто тысяч рублей до вычета налогов – и то, если все книги продадутся. Когда вы в следующий раз захотите посмеяться над суперпродуктивностью Донцовой, просто помните – человеку надо что-то есть)


Поэтому многие авторы живут не только на роялти, а активно зарабатывают на редактуре чужих текстов, написании чего-то под заказ, преподавании, да на чем угодно около-литературном.


На вопрос «можно ли жить только на роялти» один уважаемый сведущий человек, много лет трудящийся в сфере книгоиздания, ответил мне так: «Да, можно. Если ты – автор, которого покупают, и у тебя одновременно в продаже семь и более книг, есть допечатки (с них процент роялти выше) это вполне реально».


Остается маленький вопрос: на что жить, пока будешь писать эти семь книг.


Если верить статьям, Толкин работал над «Властелином колец» больше десяти лет. Я в это вполне верю – у него просто восхитительно прописанный мир, вплоть до языков разных рас. Но с доходом в сто тысяч рублей за весь тираж автор не может себе позволить издаваться раз в десятилетку, или после успешного дебюта своего произведения спокойно уволиться с основной работы и писать продолжение для страждущих фанатов.


Вот и выходит, что помимо «профессиональных авторов», кто так или иначе исхитрился и смог найти способ заработать на жизнь только творчеством, у нас очень много просто «авторов» - людей, кто творит после работы, по выходным, в отпусках – на голом энтузиазме и любви к искусству. А что ни говори, самая приятная часть процесса – это придумывать книгу у себя в голове. Когда дело доходит до изложения гениальных мыслей в стройное повествование – это большой труд. Требующий усидчивости, упорства, терпения и очень, очень много времени.


Истории о том, что человек никогда ничего не писал-не писал, а потом вдруг сел и выдал шедевр – по большей части мифы. Как и любой другой навык, писательское мастерство оттачивается практикой. Так что многие современные Пушкины просто сдались на полпути, устав строчить свои шедевры по ночам, зная, что всё равно не смогут прокормить себя этим занятием.


Но хватит уже о грустном. Мы живем в удивительное время, и сейчас стремительно набирает популярность явление, ранее литературе неведомое. И имя ему – самиздат.


Практически любой мало-мальски грамотный и технически подкованный автор может залить свою книгу в Литнет, Литрес, Литмаркет, Автор.тудей, Призрачные миры, Букривер, Ридеро и ещё с десяток других литературных площадок, и попытать счастья самостоятельно, не отдавая конскую часть своей прибыли издателям.


Для сравнения: против 10-12% роялти с бумажной книги, процент автора в самиздате может доходить до 90%. Это тоже очень индивидуальная история и зависит от:


- эксклюзивного размещения: площадки повышают гонорар авторам, готовым размещать книги только у них;


- раскрученности ресурса: чем больше читателей на площадке, тем меньше вознаграждение автора. Например, один из крупнейших игроков рынка Литрес предлагает новым авторам, размещающим свои произведения ещё и на других ресурсах, всего 25% роялти;


- статуса автора: на некоторых площадках, например Автор.тудей и Литнет, нельзя продавать свои книги, пока не наберешь определенное количество читателей и просмотров на бесплатных книгах. На Литресе можно продавать сразу, но без коммерческого статуса роялти составят 25% за неэксклюзивное размещение и 35% за эксклюзивное, против 50 и 70% соответственно. Условие получения коммерческого статуса: иметь не менее 200 подписчиков, и 200 скачиваний своей книги за период 3 месяца.


Забавно, но факт: продавая свои электронные книги по 100 рублей за штуку, автор может заработать куда больше, чем имея на полках магазинов бумажную книгу за 1000.


Но мы уже люди опытные и точно знаем, что надо спросить: а каковы тиражи самиздата?


На момент написания статьи, рекорд портала Литнет, о котором мне известно – 7000 скачиваний в первый день старта продаж книги. К сожалению, я не в курсе ценника, но при стандартной стоимости романтической фантастики доходы автора должны были составить около полумиллиона рублей в первый день. Конечно, тут всё аналогично бумажным книгам – кого-то покупают много, кого-то – нет, и не всегда это пропорционально качеству произведения. Но это – уже совсем другая история, которую я расскажу, если будет интересно.


Подытоживая тему суммы заработка на самиздате: денег тут гораздо больше, чем с бумажных изданий, но и весь головняк, которым обычно занимается издатель, писателю приходится брать на себя. Редактура, корректура, обложка, размещение, продвижение – все эти вещи жрут уйму времени, в которое – вот сюрприз-то – писатель не может писать)


Так и выходит, что одна из причин, почему у нас нет новых Пушкиных и Толстых – в том, что если ты не дворянин с фамильным состоянием, то и позволить себе заниматься только писательством весьма и весьма затруднительно.


Но, разумеется, дело не только в деньгах. Рассказать есть ещё много чего, так что до новых встреч. И ответ на задачку напишите, любопытно же)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!