Серия «Теистический неоплатонизм как философия жизни»

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики

Гипатия Александрийская родилась в четвертом веке нашей эры, она получила хорошее образование и стала математиком и астрономом, несмотря на жесткие общественные нормы для античных женщин. В этой статье мы рассмотрим жизнь Гипатии, ее труды, преподавательскую деятельность и трагическую смерть из-за политико-религиозного конфликта.

Влияние отца на формирование личности Гипатии

Гипатия родилась около 355 года нашей эры в Александрии, которую основал Александр Македонский в 331 году до н.э. Город располагался на перекрестке Европы, Азии и Африки, поэтому стал центром интеллектуальной и культурной деятельности. По своей сути Александрия была Силиконовой долиной своего времени.

О матери Гипатии ничего не известно, а ее отец Теон был известным математиком, астрономом, руководил собственной школой при Мусейоне и преподавал там. Он рано увидел интерес дочери к науке и стал для нее своего рода наставником. Теон хотел вырастить «хорошего человека», который получит всестороннее образование, будет иметь сильный моральный облик и любовь к знаниям.

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики НаукаPRO, Научпоп, Философия, Мудрость, Ученые, Личность, Исследования, Длиннопост

Рукопись X века «Начал» Евклида, которую отец Гипатии Теон Александрийский отредактировал

Тогда как в классическом афинском обществе роль женщины была сосредоточена на доме и семье, в Александрии общественные нормы были мягче, чем в Афинах. Помимо воспитания детей и ведения хозяйства, они могли заниматься мелким бизнесом или работать в таких областях, как ткачество и гончарное дело. Формальное образование для женщин не было распространено, в интеллектуальных и философских дебатах они участвовали редко.

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики НаукаPRO, Научпоп, Философия, Мудрость, Ученые, Личность, Исследования, Длиннопост

Гипатия была красивой и красноречивой, но она никогда не выходила замуж, возможно, в соответствии с идеями Платона об упразднении семейной системы

Гипатия была исключением из правил. Ее образование было передовым, ей преподавали математику, астрономию и философию — предметы, которые предназначались для мужчин. Влияние Теона на Гипатию выходило за рамки академических знаний, он воспитал в ней независимое мышление и стойкость. Она выросла женщиной с сильным характером, интеллектуальными способностями и мужеством.

Преподавательская деятельность и работы Гипатии

Около 400 года Гипатия начала читать в «Мусейоне» лекции по философии, где обучала студентов со всего Средиземноморья. Ее занятия были посвящены трудам Платона и Аристотеля, она занималась вычислением астрономических таблиц, преподавала математику и неоплатонизм. После смерти своего отца, с 405 года Гипатия стала руководить его школой в Александрии.

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики НаукаPRO, Научпоп, Философия, Мудрость, Ученые, Личность, Исследования, Длиннопост

Роберт Тревик Боун: Учение Гипатии в Александрии

Большая часть математических трудов Гипатии не сохранилась до нашего времени. Но известно, что она писала комментарии к работам известных математиков, чтобы сделать их работы более понятными для широкой аудитории.

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики НаукаPRO, Научпоп, Философия, Мудрость, Ученые, Личность, Исследования, Длиннопост

Птолемей в своей книге поддерживал геоцентрическую модель вселенной, представленную на этой диаграмме

Подход Гипатии к комментариям имеет сходство с работами Ады Лавлейс, которая известна своей работой над ранним механическим компьютером общего назначения Чарльза Бэббиджа «Аналитический двигатель». Заметки Лавлейс о двигателе включали первый алгоритм, который был предназначен для обработки машиной. Поэтому ее часто называют первым в мире программистом.

Гипатия изобрела астролябию — инструмент, который используют для определения положения солнца и звезд. Она учила пользоваться портативным устройством астролябия, чтобы измерять угол между горизонтом и звездой или планетой.

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики НаукаPRO, Научпоп, Философия, Мудрость, Ученые, Личность, Исследования, Длиннопост

На фото плоская астролябия. Как раз такой вид устройства конструировала Гипатия

На протяжении 200 лет устройство астролябии помогало морякам определять время суток и свое местонахождение в океане. Его считают предком современной планисферы, которой пользуются астрономы и сегодня.

Убийство Гипатии из-за политико-религиозного конфликта

Гипатию уважали как язычники, так и христиане, поэтому она влияла на политическую элиту Александрии и оказалась в центре политико-религиозного конфликта между римским губернатором Александрии Орестом и христианским епископом города Кириллом. Из-за того, что Гипатия была близким советником Ореста, появились слухи о том, что она препятствует примирению между мужчинами, также ее обвинили в чародействе.

В марте 415 года произошла трагедия. Толпа христианских фанатиков, которую возглавил лектор Петр, напала на Гипатию, когда она возвращалась домой. Народ стащил ее с колесницы, ее отвели в Кесарийскую церковь и жестоко убили. Затем толпа изуродовала ее тело и сожгла останки.

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики НаукаPRO, Научпоп, Философия, Мудрость, Ученые, Личность, Исследования, Длиннопост

«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века», 1866 Луис Фигуер

Убийство Гипатии потрясло империю и превратило ее в мученицу среди язычников. Поэтому будущие неоплатоники, такие как Дамаский, стали крайне категоричными в своем противостоянии христианству.

Влияние Гипатии на науку и общество

Работы Гипатии в области математики, философии и астрологии повлияли не только на развитие античной науки, но и на последующие открытия и в математических трудах более поздних ученых. Особенно это касается комментариев к работам Диофанта и Аполлония.

В честь Гипатии назвали кратер на видимой части Луны и астероид, открытый в 1884 году. Ее имя упоминают в своих романах многие писатели, такие как Фриц Маутнер и Олдос Хаксли. В 2009 году режиссер Алехандро Аменабар снял фильм «Агора», который рассказывает историю Гипатии.

Гипатия: античная женщина-математик, которую убили религиозные фанатики НаукаPRO, Научпоп, Философия, Мудрость, Ученые, Личность, Исследования, Длиннопост

Влияние Гипатии вышло далеко за пределы академических кругов. Ее признавали многие выдающиеся личности в разные эпохи как женщину, которая бросила вызов традиционным гендерным ролям в науке.

Источник

P.S. Бонус в комментариях

Показать полностью 7

Категорический императив (высшее этическое правило) по КАНТУ на все случаи жизни

Относись ко всему человечеству как в лице себя самого, так и в лице другого как к цели и никогда как к средству.

Цитата Иммануила Канта

Характер — это способность действовать согласно принципам.

Теистический неоплатонизм часть 1. Истоки

Не знаю буду ли писать подробный и длинный пост, но попробую написать довольно ёмко и кратко почему мир таков, каков он есть, почему в своё время христианство свернуло не туда, что со всем этим делать, если Бог есть, то можно ли познать его не верой, а разумом, без всяких откровений, принимаемых исключительно на веру и а через логический анализ мира таковым каков он есть?

Древнегреческое начало

Всё началось с Парменида, который заметил, что раз мир и мы с вами есть, то это значит, что небытия нет. Небытия нет в принципе, то есть онтологически и его ддаже никак нельзя представить или помыслить. Здесь можно возразить, что не факт, ведь тот же Демокрит представлял небытие как вечное пустое пространство. Но даже если определить небытие так, то вечное пустое пространство должно было бы всегда оставаться таковым. Пустое пространство означает то, что оно должно быть свободно от всего что есть, и даже от того, что может в нём возникнуть. Так как оно вечно, оно не должно менять своих свойств. Следовательно, пустое пространство должно оставаться таким вечно. Этого нет, так как мы есть. Значит небытия никогда не было. Даже если в действительности было пустое пространство, то в нём точно уже что-то было. И это что-то послужило причиной возникновения чего-то, что в свою очередь привело к возникновению нас.

Дальше появился Сократ, чьим девизом можно считать "Я знаю, что ничего не знаю".

Теистический неоплатонизм часть 1. Истоки НаукаPRO, Научпоп, Ученые, Исследования, Наука, Платон, Сократ, Афины, Философия, Античная философия, Идея, Бог, Видео, YouTube, Длиннопост, Мемы, Критическое мышление, Аристотель, Парменид

Это означало то, что любой человек, правитель, торговец, ремесленник, вдруг выходил за пределы своей компетенции и действовал в своей жизни прикрываясь высшими философскими понятиями справедливости, добра и так далее так, как он понимал их сам. Однако, согласно Сократу, такой человек не дейстовал во имя их, а лишь с точки своего собственного представления о них, в то время как реально и объективно существующие добро и справедливость, познаваемое не собсвенной верой и мнением, которое у всех разное, а логикой, которая везде одинакова, и потому повзоляет познать и то и другое в их истинном свете, оставалось за кадром.

Под конец уж пошел я к ремесленникам. Про себя я знал, что я попросту ничего не знаю, ну а уж про этих мне было известно, что я найду их знающими много хорошего. И в этом я не ошибся: в самом деле, они знали то, чего я не знал, и этим были мудрее меня. Но, о мужи афиняне, мне показалось, что они грешили тем же, чем и поэты: оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного, и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была...

"Апология Сократа"

Тем не менее, Сократ лишь указывал на своё и чужое незнание этих вещей, и поэтому вряд ли сам что-то них знал кроме этого, да и сам не скрывал этого факта:


Я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь.

<...>
Присутствовавшие каждый раз думали, будто если я доказываю, что кто-то вовсе не мудр в чем-то, то сам я в этом весьма мудр. А в сущности, афиняне, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе даже ничего.
"Апология Сократа"

У Сократа был величайший и талантливый ученик Платон, который кое-чего узнал и построил на этом всю свою философию.

Прежде всего, Платон показал, что софисты, утверждавшие о том, что "у каждого человека своя истина", потому что "человек - есть мера всех вещей" и никакой объективной высшей истины, общей для всех нет, глубоко ошибаются, потому что их рассуждения содержать в себе логическую ошибку. Действительно, если мы примем за истину утверждение о том, истина у всех субъективна и нет никакой объективной истины, то сам этот факт "субъективна и нет никакой объективной истины" уже будет объективной истиной, не зависящей от нашего мнения о ней.

Если же мы уточним высказывание софистов "у каждого человека своя истина и нет никакой объективной истины кроме этой", то опять же мы будем неправы. Ведь есть ещё материальные предметы такие как Солнце. Поэтому высказывание "Днём в ясном небе всегда светит одно и только одно Солнце" - объективная истина, причём очевидная для всех.

Воображаемый софист-оппонент, тем не менее, может возвразить "так это же сфера материи, куда относится весь мир, познаваемый органами чувств, зрением, слухом, вкусом, прикосновением и так далее. Психическое же у каждого субъективно"

Однако, во-первых, сам материальный мир не так уж объективен, как нам кажется. Так, если мы будем есть сладкую сахарную вату, которая материальна, она действительно будет казаться нам сладкой по вкусу. Но если мы дадим попробоавть ту же вату коту, то если бы он мог говорить, он бы не смог правдиво сказать, что она сладкая, потому что у котов генетически нет самих вкусовых рецепторов, улавливающих сладкий вкус.

Во-вторых, есть математические числа, которые очевидно имеют нематериальную природу (так как их нельзя потрогать рукой, услышать ухом и увидеть глазами) и которые существуют и работают везде: хоть в Африке, хоть на Марсе, иначе вся математика была бы бесполезна и не несла бы в себе никакого праткического смысла для окружающей нас действительности.

Таким образом в действительности всё оказывается наоборот: материальный мир переменчив, тогда как некие умопостигаемые нематериальные объекты, такие как числа, явно куда более устойчивы.

Это заметил также уже вышеупомянутый Парменид. Диоген Лаэртский так передаёт его философию: «Критерием истины называл он разум; в чувствах же, — говорил он, — точности нет».

За такие специфические свойства пифагорейцы считало вездесущее и всепроникающее число "Богом" и буквально молились на него, утверждая, что "Всё есть число". Эта любовь к математике и дружба с пифагорейцами отразилось и на вывеске перед входом в акакдемию Платона "Не знающий геометрии да не войдёт". Таким образом, чтобы понять философию Платона, современному человеку, к счастью, будет достаточно обычного школьного курса математики (или хотя бы, как минимум, простого умения считать и пользоваться натуральными числами).

Именно этот факт, а также дружба Платона с пифагорейцами навела его на мысль, что материальный мир неустойчив и подобен призраку, тени и иллюзии и кроме него есть ещё второй мир - вечный мир вечных "идей" эйдосов. Эйдосы, воспринимаемые исключительно разумом "умозрительно", и есть прообразы материальных вещей, которые мы можно увидеть обычным невооружённым глазом.

Коротко о философии Платона хорошо рассказано тут.

У Платона имеются так же довольно интересные открытия в области эпистемологии. По его утверждению, знание есть припоминание ἀνάμνησις (анамнезис), того, что душа всегда знала и созерцала в мире идей. После воплощения в материальном теле душа позабыла идеи. И чувственный мир помогает "вспомнить" некоторые из них.

По словам выдающегося ученика Платона, Аристотеля, теория идей

имеет своим источником беседы с Сократом, с одной стороны, и общение с учеником Гераклита Кратилом — с другой. От Кратила Платон усвоил, что все чувственно воспринимаемое постоянно течет и знания о нем нет, а беседы с Сократом привели его к убеждению, что те общие определения, которые мы даем чувственно воспринимаемым вещам, на самом деле относятся не к ним, а к неким другим — вечным и истинным сущностям, которые он назвал идеями (эйдосами). Именно благодаря идеям и в силу причастности им существует чувственно воспринимаемое сущее.
СВ. МЕСЯЦ  УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ ЧИСЛАХ

В конце своей жизни Платон стал преподавать лекцию "О высшем благе", как часть так называемого "неписанного учения", преподаваемому ограниченному кругу избранных учеников.

О реальном сущестовании этой лекции мы можем судить, так как её сущестование в качестве неписанного учения упоминается, во-первых, в комментариях Аристотеля. Во-вторых, другой современник Аристотеля Артаксеном, сообщает нам о некогда прочитанной Платоном в Афинах публичной лекции "о высшем благе", в которой, вопреки ожиданиям большинства, речь шла не о счастье, здоровье, богатстве и других общепризнанных благах, а о числах, математике и астрономии, и где высшее благо отождествлялось с единым.

Что это за "высшее благо" Платона современным исследователям остаётся лишь гадать. Однако есть смелая гипотеза о том, что Платон под "высшим благом" имеет никого иного как самого Бога, Всемогущего и Всеблагого Творца этого мира, который поэтому и является первопричиной существования всей Вселенной, а также высшим эйдосом, высшей идеей, которая превосходит все прочие идеи.

Спасибо что дочитали эту часть до конца. Если пост вам понравился, ставьте плюс и если этот пост наберёт 10000 рейтинга, то я сделаю вторую часть (а возможно даже и третюю), в которой расскажу, как философия Платона через труды неоплатоников повлияла на религиозную мысль средневековых философов-схоластиков, как они объясняли существование Бога и зла в этом мире (вопросы теодеции) и почему они начали некий странный спор об универсалиях и почему христианский император Юстиниан I в конце концов был вынужден закрыть Платоновскую Академию в 529 году нашей эры.

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!