Серия «Подходы к высшему образованию в СНГ и Германии»

Сравнение подходов к высшему образованию в странах СНГ и Германии. Часть 3.

Привет, пикабушники! Привет, мои 19 подписчиков(кто вы?).


Пришла пора написать последний пост из серии "Сравнение подходов к высшему образованию в странах СНГ и Германии". Предыдущий пост был 45 124 440 секунд (522 дня) назад (привет, @L4rever).


Для тех, кто не читал или хочет освежить:

Часть 1

Часть 2


Итак, часть 3. Сейчас я выпускник по специальности Elektrotechnik в направлении Nachrichtentechnik (Телекоммуникации). Предыдущий пост описывал положение дел к шестому семестру. Сейчас я уже закончил обучение и хотел бы поделиться подробностями из первых уст. Коротко о произошедшем за это время: я сдал так называемые "дефициты", прошёл производственную практику, выполнил практический проект, написал выпускную работу (дипломку, по-нашему) и нашёл работу.


В 6 семестре я занимался подготовкой к экзаменам по "дефицитам", то есть по предметам, которые вызывали у меня наибольшие сложности, поэтому я отложил их на более позднее время, когда более лёгкие предметы не будут отнимать полезное время, которое я мог бы потратить на подготовку к сложным экзаменам. Как же я ошибался... В итоге в 6 семестре мне пришлось сдать 8 экзаменов, зачастую один за другим. Многие из них были для меня очень сложными, один из них я пытался сдать уже один раз и не вышло, ещё один я пытался сдавать уже два раза и впереди был третий (последний, почему так, см. Часть 2). Это была адская сессия, но я её сдал. Часть оценок были неплохие, другая часть совсем не торт, но ни одного заваленного экзамена.


В 7 семестре у меня был последний экзамен. Это был предмет Grundlagen der Hochfrequenztechnik (Основы высокочастотной электротехники). Абсолютно отбитый профессор, который "сам знает на 4, только бог на 5, а студенту выше 3 не положено". Для понимания: 80% экзаменуемых проваливают экзамен, из 20% сдавших у подавляющего большинства оценка минимально возможная 4.0. Счастливчиков и вундеркиндов с оценкой выше 3.0 можно пересчитать по пальцам двух рук за последние лет 10. Активная подготовка к этому экзамену заняла у меня 2 месяца каждый день вечером после практики (с 19:00 до 23:00-24:00) и все выходные. Также мне выделили 2 недели на фирме, где я проходил практику, чтобы ещё лучше подготовиться к предмету. Итог: 4.0. :)


Параллельно с этим я проходил производственную практику (8 недель). Мой средний балл на тот момент был около 2.6-2.7, что не является таким уж прям ВАУ. Настолько не является, что из 20+ разосланных заявок в разные компании, откликнулись только 4-5 самых маленьких, и то конкретно приглашение я получил всего от двух. И это, напоминаю, бесплатная практика, то есть я за неё ничего не получаю. В крупных компаниях, я думаю, мой средний балл просто не позволил моему резюме пройти сито HR-менеджеров. У более прилежных (или умных) студентов этот этап прошёл бы проще и комфортнее.


Как будет проходить практика у каждого студента - зависит только от фирмы, поэтому нет смысла расписывать конкретно мою практику в подробностях. Скажу лишь, что я начал работать с ранними этапами разработки одного устройства, которое эта фирма хотела бы выпускать. По итогам практики я должен был сделать небольшой (8-10 листов) отчёт, где коротко описал, что я делал и как. Скажу, что было довольно много программирования на С. Оценку за практику не дают.


После практики приходит пора выполнения практического проекта (12 недель). Он может быть осуществлён как на фирме, так и в университете. Разница: в университете мне за это не заплатят, взаимосвязь проекта с обстановкой в индустрии не гарантируется, зато это относительно легко. Если делать проект на фирме, то за это будут платить (как договоришься), и это будет однозначно очень ценный практический опыт, но и спрашивать будут серьёзнее, так как тут, зачастую, замешаны уже реальные расходы. Наверное, я понравился той фирме, где проходил практику, поэтому они мне предложили продолжить работу над тем же устройством, только теперь в рамках проекта. Также важным фактором стало то, что после 7 семестра мне перестали выплачивать стипендию-кредит BaföG, потому что её платят только 7 семестров, и мне стали нужны деньги, поэтому проект в университете был вообще не вариант.


Итак, я согласился и приступил к работе. Долго ли, коротко ли, но в итоге и с проектом было покончено. По итогам проекта я должен был представить отчёт в объёме около 20 листов. Кстати, на весь период практики-проекта-дипломки я должен был выбрать себе профессора, который будет осуществлять оценку моей деятельности и проверять и принимать отчёты. Я выбрал себе отличного профессора, с которым у меня был общий язык и который даже приглашал меня на работу к нему в лабораторию. За проект уже полагалась оценка, а сам проект "стоил" 13 ETCS. Это так называемые "кредиты". В основном один обычный предмет "стоит" 5 "кредитов". Я получил за проект оценку 1.0, это высший балл. Это положительно повлияло на мой средний балл, так как это было равносильно сдаче двух с лишним предметов на оценку 1.0, из-за в два с лишним раза большего количества "кредитов".


После практического проекта приходит пора писать выпускную работу. Слово "дипломка" сюда не совсем подходит, потому что Германия участвует в Болонском процессе с начала 2000х, и звание "Дипломированный специалист" заменено "Бакалавром" и "Магистром". Конкретно я учился на бакалавра. Так что писал я бакалаврскую работу. Выпускную работу можно писать как на фирме, так и в университете, совсем как практический проект. Условия оплаты такие же. Как нетрудно догадаться, та же фирма пригласила меня продолжать. С одной стороны, это всё затянулось почти на год. С другой стороны, мне платили, немного, но это лучше, чем ничего.


На бакалаврскую работу выделяют 3 месяца, плюс можно попросить ещё до месяца на продление, если сможешь обосновать, почему тебе не хватает времени. Различные задержки в поставке компонентов и неожиданно большой объём письменной работы привели к тому, что я попросил 3 дополнительных недели. Когда приходит пора сдавать дипломку, профессор и куратор со стороны фирмы должны получить распечатанный вариант с диском с исходными кодами всех программ, и приступают к оценке ПИСЬМЕННОЙ части работы. Когда они заканчивают проверку, приходит пора назначить день защиты. На защите я должен провести доклад на 25-30 минут, ответить на вопросы и узнать, наконец, оценку за письменную часть и защиту. Письменная часть "стоит" 13 "кредитов", защита "стоит" 3 "кредита", что в общем очень неплохо поднимает средний балл (если, конечно, оценка хорошая).


Через пару дней после защиты на почту приходит письмо, где сообщают, что по итогам пройденных экзаменов мне присуждают звание Bachelor of Science (Бакалавр наук) и указан мой итоговый средний балл 2.3. Напомню, до начала всех этих мероприятий он был в районе 2.7.


О работе и её поиске: понимая, что фирма, на которой я проработал последние 11 месяцев, не сможет предложить мне достаточный уровень зарплаты (в фирме всего 12-15 человек, в Германии есть прямая зависимость уровня ЗП от размера фирмы), я начал поиск работы за 2-3 месяца до завершения учёбы. В своём резюме я немного соврал и указал свой средний балл как 2.4, хотя я его ещё не знал. Сделал это для того, чтобы просочиться сквозь сито менеджеров по подбору персонала. В итоге меня взяли в концерн с 13000 сотрудников не как выпускника, а как человека с опытом, потому что я, фактически, весь последний год интенсивно писал на С для железа.


То, что я заранее приступил к поиску работы, привело к идеальному переходу от учёбы к работе, без нескольких "пустых" месяцев или недель хождения по собеседованиям. Диплом я сдал 29 августа, 1 сентября приступил к работе, а 10 октября защитил. Но это совсем другая история.


Если я написал неясно - не стесняйтесь задавать вопросы, постараюсь ответить всем. Если я не затронул интересующие вас аспекты - снова не стесняйтесь задавать их в комментариях.

Показать полностью

Сравнение подходов к высшему образованию в странах СНГ и Германии. Часть 2.

Итак, часть 2. Сейчас я студент 6 семестра специальности Elektrotechnik в направлении Nachrichtentechnik(Телекоммуникации).


Решив поступать во второй раз, я также решил, что выберу то, что мне всегда было интересно - компьютеры, электронику и иже с ними. Выучив язык и оглядевшись, я узнал, какая специальность соответствует моим пожеланиям больше всего. По-немецки это называется Elektrotechnik, наиболее близкие русские аналоги - "Энергетика", "Оптика" и "Радиотехника, электроника и телекоммуникации". Почему именно они - объясню дальше.


Важно и то, что из двух возможных видов высшего образования - в университете(Uni) и в университете прикладных наук(Hochschule), я выбрал второй, так как он подразумевает большую привязанность к практической работе в индустрии, тогда как первый - скорее разработка и научная работа. На самом деле нет жёстких ограничений по направлениям работы, есть выпускники Uni, работающие в индустрии и наоборот, но общий характер обучения сильно влияет в дальнейшем на характер работы.


Школа в Германии длится 13 лет, в последние 2 года в школе изучается именно то, что изучают в странах СНГ на первых 2 курсах, а именно экономика, социология, философия и прочее. В конце школьного обучения всех ждёт Abiturprüfung. Это эдакий всеобщий экзамен, списать который если и можно, то очень сложно. Хороший пример строгости контроля - 17000 школьников из одной немецкой земли должны повторить весь экзамен из-за возможной утечки правильных ответов. И это только в этом году.


На многие специальности можно поступить, имея только определённый средний балл по школьным оценкам, на врачей, например, берут только круглых отличников. Есть также возможности для хорошистов, но речь в этом посте не о них. У моей специальности ввиду её сложности ограничений по набору не было, но и потеря студентов из-за этого значительная. Из 18 человек нас осталось 6-8. Другие или отчислились, или решили учиться дольше. И это к 6 семестру. Что значит "учиться дольше" - несколькими абзацами ниже.


Так вот, все 7 семестров(по программе Hochschule) посвящены только спецпредметам. Это первое важное отличие.


Второе важное отличие - чтобы поступить, нужно обязательно пройти восьминедельную практику на производстве. Многие фирмы специально предлагают места для поступающих, так что проблем с поиском практики у студентов нет.


Как я уже упоминал в первой части, с математикой у меня всё было ужасно, а эта специальность строится на математике и физике. Для таких, как я, предусмотрена трёхнедельные курсы по математике ещё до начала учёбы. Курсы ведёт один из преподавателей этой специальности по математике, то есть сразу можно будет ознакомиться с его манерой преподавания.


Я выбрал в качестве учебного заведения TH Köln, заведение с репутацией, выпускающее хороших специалистов. У специальности Elektrotechnik есть 4 возможных направления учёбы. Оптика, автоматизация, энергетика, телекоммуникации(я выбрал это направление). Первые 2 года обучения предметы практически одинаковые у всех 4 направлений - физика, математика, электротехника, основы программирования, электроника, компьютерная архитектура, измерительная техника, теория автоматического управления, прикладная математика, алгоритмы и т.п. После второго года обучения программы практически разные. У оптиков, например, есть такие предметы, как спектроскопия, нелинейная оптика и прочая, прочая. У энергетиков - механика и высоковольтная электроника. У автоматизации - теория сигналов и алгоритмизация. У телекоммуникации - теория сигналов, кодирование, обработка данных и т.п. Полный список я не буду приводить, скажу лишь, что выбор огромный и каждый сможет себе выбрать то, что он захочет, то, в какой области хотелось бы потом работать.


Весь сентябрь первого семестра был посвящён спецпроекту. Студенты были разбиты на группы по желаемым направлениям учёбы. К каждой группе был приставлен наставник из студентов-магистрантов. Будущие электротехники-оптики должны были спроектировать и сделать из предоставленных университетом материалов рабочий телескоп. Будущие энергетики должны были собрать рабочий генератор из говна и палок из предоставленных материалов. Автоматизаторы должны были собрать машинку под управлением Ардуино, которая проходила бы произвольный лабиринт в автоматическом режиме, без управления человеком. И, наконец, мы должны были собрать такую же машинку, только с беспроводным управлением. Самое интересное то, что все справились. Ещё без знаний, без помощи наставника(ему нельзя нам показывать путь к решению), сами разобрались. Это обеспечило увлекательное погружение в очень интенсивную учёбу.


Следующее важное отличие - у вас может быть 1 экзамен в семестр. А может и 0. А можно и 9 попытаться сдать. Всё зависит от вас, поэтому часто встречаются студенты, которые учатся 10, 12, 14 семестров вместо стандартных 7 семестров. Таким образом можно попытаться получше разобраться с каждым предметом, уделив ему столько времени, сколько понадобится, а не "полгода и на иди экзамен".


Учёба состоит из лекций(Vorlesung), семинаров(Übung), практических занятий.


Лекции: посещать не обязательно. Правда на первой лекции называют пароли доступа в раздел этого предмета на специальной учебной интернет-платформе университета, но одногруппники охотно им поделятся в случае чего. Ведутся лекции только с использованием собственного материала профессора, ни один из них не станет зачитывать учебник(если только учебник не им самим написан).


Семинары: посещать необязательно, кроме тех дней, когда проводятся тесты на доступ к практическим занятиям(есть не у всех профессоров).


Практические занятия: проводятся по каждому предмету по 3-4 раза в семестр и позволяют применить полученные на лекциях знания на практике. Заранее выдаются задания, решить и сдать которые нужно за отведённый срок и/или подготовиться к быстрому решению в лаборатории в день сдачи практики. Например, по практическому программированию одно из заданий было написать свой собственный морской бой с автоматической генерацией кораблей по заданным параметрам.


Одним из видимых проявлений такого подхода к учёбе стал мой личный прорыв в математике. Если до учёбы для меня простое сложение дробей представляло незаурядную задачу, то после первых 4 семестров дифференциальные уравнения второго порядка перестали удивлять и пугать. Для кого-то это не показатель, но лично для меня это очень большой скачок.


Итак, идём дальше. В 5 и 6 семестре можно выбрать по 3 предмета на выбор, помимо стандартных, предусмотренных для текущего учебного плана. Тут каждый волен выбирать, что хочет, но только из предметов для Elektrotechnik в общем, то есть я не могу выбрать изобразительное искусство или сопромат. Также в 6 семестре можно выбрать один предмет из "соседних" по тематике специальностей того же факультета - программистов, медиатехников и т.п.


Отдельно расскажу об экзаменах. У студента есть 3 основных и 1 последняя попытка сдать экзамен по одному предмету. В случае провала всех 4 попыток студент теряет право сдавать этот предмет во всех университетах Германии. Если речь идёт об одном из основных предметов, то студент теряет право изучать эту специальность, так как никто не выдаст диплом без этой специальности. Первые 3 попытки в основном письменные экзамены, ни в коем случае не тесты, каждый раз разные задания, сделанные специально для вас :3. Иногда письменные экзамены могут быть заменены устными, особенно если количество сдающих мало, но и в этом случае преподаватель будет ждать от студента понимания предмета, а не унизительного упрашивания "ну поставьте 4". Последняя попытка только устная, и за неё можно получить или 5(аналог единицы, то есть полный неуд), или 4(аналог двойки, минимальная допустимая оценка).


Практический семестр: последний или предпоследний семестр является практическим, и служит для прохождения производственной практики уже в состоянии студента, а не абитуриента. Также есть возможность выбрать тему для дипломной работы и начать писать её на той же фирме, но тут уж кому как повезёт.


Техническое оснащение: на высшем уровне. Студентам предоставлены все возможности для учёбы - оборудование, программы, лаборатории. Также есть возможность бесплатно получить на специальной площадке различные программы от Microsoft, в том числе и операционки. Все лекции, семинары и практические задания, даже старые экзамены(зачастую с решениями) доступны в Интернете.


Цены: Само по себе обучение бесплатное. Но каждый студент должен платить в семестр около 250 евро. 90% этой суммы - стоимость полугодового проездного по территории всей земли(области), что, при сумасшедшей цене на транспортные услуги, является подарком. Остальные 10% - различные сборы профсоюзов и студенческих объединений. Помимо этого студент получает неплохие скидки почти везде, в зоопарках, кинотеатрах, музеях и т.п. Например, я купил себе ноутбук на официальном сайте HP не за 499 евро, а за 399 по студенческой скидке.


Подведу итог: так тяжело учиться мне не приходилось. И так интересно тоже. И эффективно.


Уже довольно поздний час, поэтому повествование может быть скомканным. Если я написал неясно - не стесняйтесь задавать вопросы, постараюсь ответить всем. Если я не затронул интересующие вас аспекты - снова не стесняйтесь задавать их в комментариях.

Показать полностью

Сравнение подходов к высшему образованию в странах СНГ и Германии. Часть 1.

Как и обещал, вот пост-сравнение, основанный на личном опыте. Коротко о себе: 28 лет, женат, живу и учусь в Германии, город Кёльн. Родился и до 2011 года жил в Астане, Казахстан. Пост не о том, как попасть в Германию или как попасть в ВУЗ в Германии, оговорюсь сразу. Также следует отметить, что подход к высшему образованию в странах СНГ примерно одинаковый и берёт начало в советские времена. Разве что уровень коррупции в Казахстане повыше будет, чем в западной части России(по рассказам знакомых и друзей), но примерно сравним с кавказскими регионами. Поэтому я позволю себе смелость представлять образование казахстанское как усреднённое образование по СНГ.

Сравнение подходов к высшему образованию в странах СНГ и Германии. Часть 1. Длиннопост, Длиннопост Моё, Моё, Образование, Казахстан, Германия, Разница, Сравнение

Итак, начнём. В Казахстане я закончил программу бакалавриата по биотехнологии в Евразийском Национальном Университете им. Л. Н. Гумилёва. Длилось это действо 4 года, с 2004 по 2008. Перед этим была обычная школьная программа длиной 11 лет, которая закончилась Единым Национальным Тестированием(ЕНТ), которое многие сдали, просто расставив крестики наугад. Тогда в тестировании было 4 предмета, из которых 3 общие для всех - математика, русский язык, история Казахстана, и 4й предмет на выбор, я выбрал биологию. Это 120 вопросов, по 30 в каждом предмете. Я учил только историю, биологию и русский знал и без этого, с математикой было всё настолько плохо, что было бесполезно пытаться(это, кстати, важная деталь для дальнейшего повествования). И всё же я натыкал математику на 3 или 4, что уже довольно показательно.


В университет поступали на грант и на платное отделение. Выходцам из сельской местности было нужно набрать меньше баллов, чтобы пройти на грант, чем выходцам из городов. Таким образом много студентов срочно прописывались у родственников в деревне, чтобы не платить за учёбу.


Первые 2 года в университете наравне со спецпредметами были также общеобразовательные, вроде философии, истории Казахстана, экономики, казахского языка, социологии, физкультуры и т.п. То есть практический смысл первых двух лет в университете - почти 0. В последние 2 года остались только спецпредметы.


Теперь о качестве преподавания. Заметил странную закономерность, чем старше профессор, тем больше он старается сделать для студентов и тем меньше смысла пытаться дать ему взятку. Молодые преподаватели экономики, социологии и философии даже утверждали в приватных разговорах, что пытаться сдать на 4 или 5, не заплатив - бесполезно. Завалят в любом случае. Пожилые преподаватели наоборот, открыто говорили, чтобы даже и не пытались давать взятки, любая попытка означала бы снижение оценки. И всё же многим профессорам было плевать на полученные студентами знания, оценки выставлялись за услуги. Та же взятка, по сути. Отвезти профессора на личном транспорте студента по личным делам профессора, перепечатать в электронном виде материал из редкого и/или старого учебника, перевести статью из научной литературы с русского на казахский - можно продолжать очень долго. Каждый из нас проходил через это.


Ах да, ещё у нас в группе все 4 года числилась какая-то девушка. Все 4 года мы удивлённо сообщали преподавателям на перекличке, что мы такой даже не видели никогда, но все 4 года она упорно оставалась во всех журналах и ведомостях. Что-то подсказывает мне, что свой диплом она-таки получила.


Ну это всё атмосфера. Теперь подробнее о самой учёбе. Есть лекции, семинары и летняя практика. Курсовых мы не писали, компенсируя это 2 рефератами по предмету в семестр. Гугл не подводил и рефераты всегда были сданы. Главной проблемой было синхронизировать рефераты с сокурсниками, чтобы не сдать нечаянно один и тот же реферат.


Лекции: посещаемость обязательна. Настолько, что от этого зависит допуск к экзаменам. Без причин, просто тупо обязательно нужно быть там, даже если тема известна, неинтересна или её можно без проблем почитать в книге. Многие лекции были нудным перечитыванием профессором глав из энциклопедий и учебников. Нормальное объяснение предметов в рамки лекций не входило. Многим преподавателям был важен факт конспектирования лекций. Об этом упомяну в абзаце про семинары.


Семинары: также обязателен к посещению. Вики утверждает, что семинар - это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Ха-ха-ха. Семинары сводились к простой проверке конспектов и раздаче "указаний-просьб" по переводам, перепечатыванию и прочим услугам профессору. Естественно, что никакой практической составляющей не было. Единственной биологической и биотехнологической лабораторией была частная лаборатория сотрудника университета, доцента кафедры биотехнологии Аликулова З.А. Лаборатория была оборудована на его прибыль от международных грантов, и вполне ожидаемо, что он не подпускал студентов к личному дорогостоящему оборудованию, разрешая только по 1 экскурсии из разряда "смотри, но не трогай" на группу. То есть в той лаборатории мы были один лишь раз за 4 года. В принципе, это и была самая близкая связь с лабораторным оборудованием за всё время обучения.


Летняя практика: мы катали вату. Не, реально катали вату. Сидели в полуподвальном помещении Национального Центра Биотехнологии Республики Казахстан(НЦБ РК) и катали по столу вату, делая таким образом затычки для пробирок и колб. Очень умная и ответственная работа. Ещё пару раз отмеряли на микровесах питательные среды по рецепту. Но и эту работу сложно назвать наукоёмкой. Ко всем остальным вещам нас не подпускали, потому что никто не хотел с нами возиться, нас отпускали через неделю "практики", проставив при этом полный срок практики в документах для университета.


Диплом: ввиду отсутствия практического опыта ни одна лаборатория не взяла бы к себе такого студента для написания дипломной, а своей у университета не было, поэтому кафедрой было найдено элегантное решение - нам раздали старые готовые дипломные работы из других университетов, чтобы мы их соответствующе подкорректировали(и результаты исследований тоже). Защитил я этот чудо-диплом на 5. Защита напоминала плохую театральную постановку, где все знают свои роли, но отыгрывать не хотят. Комиссия знала, откуда эти дипломные работы, мы знали, откуда эти дипломные работы, и всё же мы продолжали отвечать на вопросы вроде "как был достигнут следующий результат?" фразами "я выполнил высев данной культуры на питательные среды с разным количеством бла-бла-бла".


По итогам мы имеем "учёного" начального уровня, который не знает ничего. Работал ли я по специальности? Нет, как и большинство из нашей группы. И, как большинство своих одногруппников, я пошёл на второе образование, которое выбрал уже осознанно, стараясь не допустить тех же ошибок, что и во время первого "образования".


Во второй части я распишу про немецкое образование на личном опыте, и пусть оно ещё не закончено, всё же прошло достаточно времени, чтобы понять и прочувствовать разницу.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!