Серия «Краудфандинг»

Краудфандинговая платформа. Первые результаты

Первого июля астрологи объявили отпуск, количество свободного времени увеличилось вдвое, поэтому усиленно занимался своим стартапом, о котором рассказывал раньше - сервисом, позволяющим получить страничку сбора средств, на старте и полноценной краудфандинговой платформой в перспективе.

В процессе разработки свернул немного не туда, но хотел бы поделиться первыми результатами, а именно - готовой подсистемой денежных переводов и платежей.

Краудфандинговая платформа. Первые результаты Краудфандинг, Фриланс, Бизнес, Идея, Стартап, Кредит, Инвестиции, Длиннопост

Был выбран максимально простой дизайн, копирующий функционал стационарных терминалов оплаты. На экране как смартфона, так и ПК выглядит вполне приемлемо, поэтому оставляем.

Что можно уже сейчас:

Первое - подключить свой сайт в качестве интернет-магазина и начать принимать оплату. Это делается размещением на сайте продавца HTML-формы. Вот, такой:

<form method="post" action="***">

<input type="hidden" name="merchant" value="store_name" />

<input type="hidden" name="info" value="order_info" />

<input type="hidden" name="amount" value="summ" />

</form>

Где merchant - логин пользователя, которому должен придти платеж, info - информация об оплачиваемых товарах и услугах, а amount - итоговая сумма. При отправке этой формы покупатель перенаправляется на страницу оплаты, где необходимо подтвердить платеж вводом логина и пароля.

Страница подтверждения оплаты (во избежание кракозябр важно, чтобы данные передавались в UTF-8):

Краудфандинговая платформа. Первые результаты Краудфандинг, Фриланс, Бизнес, Идея, Стартап, Кредит, Инвестиции, Длиннопост

Средства автоматически списываются со счета покупателя и перечисляются продавцу. При этом есть возможность настроить HTTP-уведомления о поступлении платежа, как это было у сервиса Яндекс.Деньги (сейчас это возможно, как я понял, только у ЮКассы) - информация сразу передается на сайт продавца.

Второе - оплачивать услуги некоторых организаций. Сейчас доступна оплата сотовой связи у четырех основных операторов, интернет от Акадо и Ростелекома, а также пополнение кошельков QIWI и Яндекс.Деньги.

По мере возможностей буду добавлять новые, но с оговоркой - все операции по платежам в адрес крупных компаний проводятся вручную, поэтому на счет организаций средства поступают ой, как не сразу.

Зачем я добавлял эту возможность? Думаю, больше для того, чтобы система не выглядела недоделкой - вряд ли кто-то будет пользоваться именно этой возможностью, когда она предусмотрена в каждом интернет-банке.

Автоматизации тут сейчас нет - при совершении платежа у пользователя списываются средства, а мне на электронную почту приходит требование перечислить деньги по определенным реквизитам.

Единственное, что автоматизировано сейчас - расчеты и выплаты по коллективным займам и это третья возможность сервиса на текущий момент.

Представим на секунду, что есть заявка на потребительский кредит в размере 155 000 рублей на три года под 19% годовых.

Краудфандинговая платформа. Первые результаты Краудфандинг, Фриланс, Бизнес, Идея, Стартап, Кредит, Инвестиции, Длиннопост

При просмотре заявки кредитору доступна информация о том, сколько он получит, предоставив ту или иную сумму. Но следует понимать, что указанные на скрине 1319.40 рублей будут возвращены ежемесячными платежами по 36.65 рублей. Итого - 36 платежей.

Так как займ является коллективным, то кто-то из пользователей даст больше, а кто-то - меньше, но всем надо возвращать согласно доле в общей сумме кредита. При внесении очередного платежа сервис автоматически раскидывает сумму на всех кредиторов и сразу переводит на счета внутри системы - досрочное погашение или уменьшение суммы платежа невозможны, но, может, и разберусь, как это реализовать.

В общем, краудлендинг, как он есть, и это то, ради чего всё и нужно было. Ключевое, так сказать.

Основное преимущество - в гибкости процентной ставки и сроков погашения. Заемщик вполне может предложить свои условия, но одобрит ли их аудитория? Если одобренная сумма значительно меньше суммы по заявке, её придется править ручками - отдельный вопрос в том, устроит ли кредиторов новое положение дел?

Четвертое - моментально пополнить счет предоплаченной картой, как это раньше было у WebMoney или у Корбины (универсальная карта связи)

Вводим код - баланс в плюсе. Способ, думаю, морально устаревший, но годный, чтобы маленько упростить самому себе жизнь.

Однажды на Пикабу узнал про CloudTips, зарегистрировался и решил так - если деньги туда поступят от имени существующей в системе учетной записи, то средства буду зачислять по логину. Но вручную, поэтому время.

Резюмируя, скажу: для меня было важно отойти от математики, кода и максимально сосредоточиться на дизайне страничек сбора средств. Объем привлеченных средств, продажи - система учета для крауд-кампаний готова, но ещё требует тестирования и обкатки.

Работа продолжается.

Показать полностью 3

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 2

Давайте представим, музыкальная группа ищет 150 000 вечнодеревянных на запись альбома, а в качестве вознаграждений предлагается в общем-то стандартный набор: благодарность на страницах в социальных сетях, значок, шарф, футболка, имя спонсора на обложке диска в качестве сопродюсера или просто классного человека, электронная копия альбома, копия альбома на диске с автографами музыкантов. Теперь считаем выручку.

Цены условны, но для примера вполне подойдут (без доставки для удобства расчетов):

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 2 Краудфандинг, Деньги, Инвестиции, Стартап, Бизнес, Открытие бизнеса, Текст, Дизайн, Мерч, Арт, Арты нейросетей, Длиннопост

Следующим шагом я составил таблицу, которая показывает, сколько единиц нужно продать для достижения необходимой суммы:

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 2 Краудфандинг, Деньги, Инвестиции, Стартап, Бизнес, Открытие бизнеса, Текст, Дизайн, Мерч, Арт, Арты нейросетей, Длиннопост

Имя спонсора на обложке - из-за ограниченной площади только дополнительный бонус, поэтому в математике учитывать не будем. Кстати, это вознаграждение вместе с электронной копией готового альбома можно пообещать тем, кто разместит на своих страницах ссылку на сбор средств с иллюстрацией из презентации проекта - разумеется, в случае успешного сбора.

Примерно таким образом и задействуются возможности информационных спонсоров и друзей.

Вот такая херня, малята. Целевая сумма для сбора средств на запись альбома - 750 000 рублей по верхней планке с некоторой вероятностью досрочного завершения. Кто ещё удивляется, куда авторам бабло, которое они пытаются собрать? Много больше половины уйдет только на изготовление мерча!

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 2 Краудфандинг, Деньги, Инвестиции, Стартап, Бизнес, Открытие бизнеса, Текст, Дизайн, Мерч, Арт, Арты нейросетей, Длиннопост

Кстати, вчера заминусили мой комментарий о том, что нейросетки руки рисовать так и не научились и частенько генерят хрень, но в защиту скажу, что уж где точно хорошее применение сетям, так это в дизайне принтов - для создания иллюстрации к посту использовался сервис dream.ai и Фотошоп.

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 2 Краудфандинг, Деньги, Инвестиции, Стартап, Бизнес, Открытие бизнеса, Текст, Дизайн, Мерч, Арт, Арты нейросетей, Длиннопост

Считаю, принт неплохо выглядит и на других изделиях, но одного на всю крауд-кампанию явно недостаточно - от трех до десятка разных принтов, в идеале, в едином стиле или одной цветовой гамме.

Кстати, мерч сам по себе - ручеек прибыли. На любом концерте всегда есть точка, где продается различная сувенирщина, и даже блогеры оценили подобный источник дохода, вовсю используя раскрученное имя - чипсы "Lava Lava" (Влад А4) тому яркий пример.

И это я ещё не говорил о возможности выйти на маркетплейсы, но тут уже надо уметь что-то делать руками - к примеру, для заключения договора с OZON о продаже товаров собственного производства достаточно регистрации в качестве самозанятого. На крайний случай договориться с тем, кто умеет что-то делать, о совместном проекте.

Кстати, для перепродажи товаров уже необходимо заключать договор от имени юридического лица - об этом я недели две назад писал у себя ВКонтакте, но нелишним будет напомнить: необходимо обратиться в любой центр сертификации, где дадут подтверждающий документ или отказное письмо о том, что конкретная продукция не подлежит обязательной сертификации. Это, как я понял, нужно делать всем - как самозанятым, так и юридическим лицам.

И только потом можно будет размещать карточки товаров.

Показать полностью 3

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 1.2

Помню-помню, что обещал про вознаграждения, но, полагаю, стоит сделать отступление: российские краудфандинговые платформы не могут в краудфандинг. Попробуем разобраться?

Внимание, спойлер: всё, что я скажу дальше является моими собственными мыслями, умозаключениями и не являются истиной в последней инстанции по причине передоза субъективностью.

Сделать страницу сбора средств, рассказать на ней о проекте и разместить доступные для спонсоров вознаграждения - это безусловно нужная и полезная вещь. Которая ни хрена не поможет получить деньги ни на творческий проект, ни на коммерческий. Не говоря уже о том, что сверстать такую страничку может ученик средней школы, хоть и не каждый.

Почему? Аудитория. У известных авторов, вроде Кинчева или Френдов Масяни, однажды упомянутых мной же в одном из комментариев, она есть. И на момент проведения кампании была популярность, которая и позволила сделать сборы успешными.

Да им вообще платформа не нужна. Сделать страницу на официальном сайте, закинуть пару новостей в социальные сети и фанаты без поддержки бы не оставили. Приведу такой пример: есть очень крутая панк-группа - "План Ломоносова" и пару лет назад у них сгорела репетиционная база - об этом случае узнал через Артёма, директора группы "Табаско Бэнд", которую слушаю с очень большим удовольствием.

И знаете что? Тогда и я помог, перечислив небольшую сумму - просто левый чел с улицы. Вывод какой? Правильно, всё решает популярность и качественный подход к работе с аудиторией.

Откройте список близких к завершению проектов. Много там тех, кто добился поставленной цели? А многие имена вам знакомы? Тогда что мы вообще обсуждаем?

Чем занята администрация таких ресурсов, как Планета или Бумстартер? Дают хостинг под странички авторских проектов? Да, такое есть. Может, у них есть что-то вроде CPA (Cost per action) сети, вроде 5% с каждого доната по партнерской ссылке, и активная вербовка веб-мастеров? Точно нет. Ограничения для авторов? Да, есть! Как на уровне темы проекта, так и на уровне вознаграждений: по информации от публиковавшихся авторов какие-то вознаграждения менеджеры просили убрать, а какие-то - отредактировать.

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 1.2 Краудфандинг, Деньги, Инвестиции, Стартап, Бизнес, Открытие бизнеса, Текст

Что мы видим? На Планете не получится продавать вязаные носки ручной работы, чтобы закрыть долги по кредитным картам. Последователям Гаечки Лучезарной и Пастафарианцам тоже ничего не светит, хотя казалось бы...

Теперь о вознаграждениях. Я уже писал, что менеджеры жестко контролируют список вознаграждений - привлекать акционерный капитал также не выйдет из-за ограничений платформы: небольшой кусочек прибыли стартапа - тоже вознаграждение.

Скидочные карты и карты лояльности для спонсоров, поддержавших автора, также вряд ли будут допущены администрацией - ни в одном проекте не увидел подобного. Это при том, что постоянной скидкой 10-50% можно достаточно быстро отбить три-четыре тысячи, пожертвованные на открытие условной кофейни.

Фундамент краудфандинга - пожертвование

Короче. Для краудфандинговой кампании больше смысла в разработке отдельного веб-сайта - результат будет таким же, но с той разницей, что раз уж без продвижения не обойтись, продвигать будем свой домен, а не сайт крауд-платформы, на которой проект размещён. Тем более, что готовый сайт с репутацией ещё пригодится.

И только в этом случае никаких ограничений по вознаграждениям, по теме проекта.

Показать полностью 1

Где достать деньги? Краудфандинг!

Здравствуйте, друзья! На днях перекинулся парой реплик с @akdengi - автором очень годных настолок - и решил сделать свой первый пост о том, как собираются деньги, когда нет инвестора, банки напоминают о кредитах, а мамин вердикт "хватит маяться ерундой" окончательный и обжалованию не подлежит.

И-и-и-и-итак, поехали.

Вы решили начать своё маленькое дело и активно ищете средства для запуска - нужно производство, нужен сайт, нужен рекламный бюджет, нужен офис, оргтехника и т. д. На первом этапе важно отказаться от всего, без чего можно обойтись: офис и секретарша - сейчас явно не самое главное. Чем меньше необходимая сумма - тем легче её собрать, но это, пожалуй, очевидно.

Если появляются мысли о бизнесе, то это значит, что на руках есть какой-то готовый продукт - товар или услуга, о которых нужно рассказать миру. Нужно задать себе два вопроса: какие проблемы он закрывает и как? Кому он нужен? Так можно понять целевую аудиторию и кто станет союзником, который поможет до неё достучаться.

Исходя из всего этого делается презентация, в которой нужно подробно рассказать, почему без конкретного продукта и жизнь - не жизнь, а тлен и безысходность и какими яркими красками заиграет будущее, которое вот-вот наступит (спойлер: нет).

Встречался однажды с человеком, который мечтал о школе танцев, рассказывал, как оно у него всё будет, а я в лоб спросил, что же он продает. Его ответ - "навык" мне категорически не понравился.

Почему? Да потому, что сам навык никому не всрался! Разумеется, кроме будущих профессиональных танцоров, актеров - я и сейчас не могу представить, кому это вообще надо.

Совсем другое дело - попытаться разжечь угасающие эмоции в паре, да и вообще заняться чем-то, что прёт обоих - отличный вариант, так почему бы и да? Так что, мужики, берём своих дам в охапку и записываем в школу танца на пилоне.

Найти человека, который готовится стать профессиональным танцором, и встретить уставшую от быта пару - две ну очень огромные разницы, так как первых единицы, а вторые есть у каждого в ближнем круге.

А для чего всё это нужно?

Если презентация рассказывает в целом о стартапе, об авторах проекта, то болевые струнки нужны для работы с целевой аудиторией и в примере, который я привел выше, нашими помощниками и информационными спонсорами будут семейные психологи, женские паблики - все, кто хоть как-то релевантен.

Скажу ещё так: если раньше танец был направлением искусства, то сейчас больше относится к спорту. Поэтому спортивные и творческие центры могут оказать поддержку, если правильно выстроить диалог как со спонсорами.

Единственное, что от них требуется - разместить у себя рекламу (идеально - цикл рекламных постов) авторского проекта и указать ссылку на сбор, но вряд ли кто-то это будет делать по доброте душевной. Такой вариант тоже вполне вероятен, но в обязательном порядке нужны вознаграждения и для спонсоров.

От корпоративных спонсоров можно что-то пожирнее получить, но и потребуют они больше. Но вернемся к презентации.

Что действительно важно?

  1. Прозрачность информации. Автор проекта или команда обязаны быть на связи лично, а вся публикуемая информация должна быть достоверной и проверяемой в разных источниках. Никто не даст денег человеку, о котором никто не знает и которого никак не найти.

  2. Сроки и цель. Каждый потенциальный бэкер (инвестор) должен иметь доступ к сведениям о том, когда и как получит то или иное вознаграждение, если оформит покупку, а также куда конкретно идут собираемые автором средства.

  3. Графика, графика и ещё раз графика. Люди в своем большинстве визуалы и лучше воспринимают изображения, поэтому без качественных снимков, роликов не обойтись. Именно дизайн помогает передать атмосферу и настроение проекта.

  4. Описание. Чем подробнее - тем лучше, чем увлекательнее - тем охотнее аудитория поддержит стартап.

Лично я рассматриваю минимум четыре ответа на вопрос, почему пользователи поддерживают стартапы:

  1. Нравится конкретный автор - это друзья, родственники, подписчики

  2. Интересно вознаграждение, которое предлагает приобрести автор в пользу проекта - брендированный мерч, продукт, несколько его копий (и при этом готов подождать - чаще всего) или что-то ещё,

  3. Пользователь углядел какие-то перспективы от проекта для себя лично,

  4. Нравится проект, его идея.

Именно в таком порядке - сам проект поддерживается в последнюю очередь, поэтому описание должно быть интересное, максимально подробное и заранее отвечающее на все возможные вопросы бэкеров.

Тема следующего поста в серии - вознаграждения. Увидимся!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!