Доброго времени суток, пикабушники) я работаю официанткой и за всё время работы у меня накопилось немало историй и наблюдений, которыми я бы хотела поделиться. Не смотря на то, что в каждом моем заведении был разный контингент людей, встречаются определенные закономерности в поведении и во фразах, которые они говорят. И если о злополучном эКспрессо известно уже всем и любому образованному человеку это режет слух, то я бы хотела поговорить о других распространенных деяниях. Начнем с произношения.
Клиент.
В ресторанном бизнесе В ПРИНЦИПЕ нет такого слова, как клиент. Есть гость. И только гость. Когда разные люди мне, официантке, говорят про "клиентов", мне, помимо того, что хочется убивать, это еще и режет слух не меньше, чем наждачка. Откуда идёт именно это название? В ресторанном бизнесе работа строится по принципу "человек, который пришел к тебе в заведение, - это гость, который пришел к тебе домой, соответственно, ты должен обслужить его со всей заботой и любовью". Поэтому у нас ни клиентов, ни покупателей, ни кого-то еще, только гости.
Об "обслужить".
Да, помимо еды, которую выбирает по меню гость, и в последствии ее оплачивает, он также получает и услуги. Услуга не имеет каких-то материальных мер, однако, она ощутима, особенно если плохо оказана. Сюда входит всё до мелочей: от классического приветствия гостя на входе до чистоты дальней ножки стола, которая вовсе закрыта скатертью. В заведениях, где заботятся о безопасности гостя и качестве обслуживания, соблюдают четкий план действий, которые должны быть выполнены, чтобы подготовить заведение к потоку гостей, и, зачастую, - перечень стандартных фраз при общении с гостем, которые должны быть сказаны в ту или иную минуту. Если вы пришли и увидели грязную вилку - это плохая услуга. Если вы пришли и увидели пыль - это плохая услуга. Если вы долго ждете - это плохая услуга. Если официант не может назвать перечень имеющихся сиропов для кофе - это плохая услуга. И все в этом роде. И никакие отговорки официанта (в случае совсем ужасного обслуживания) не должны вас переубеждать в обратном. Жалобная книга и вперед.
"Посчитайте нас".
Вас двое. Что-то еще?) Моё любимое - баянистая тема для шуток, которая всегда поднимается новыми стажерами, которые еще не могут в ресторане. Мы вас не считаем, мы вас рассчитываем. Не то, чтобы это очень важно, но всё-же так будет правильнее)
Помимо перечня неправильно употребляемых слов, также есть и вещи, которые люди делают вне зависимости от возраста и пола. Перечислю парочку.
Щелканье пальцев дабы призвать человека-официанта.
Ооооо, чуваки, не рекомендую вам так делать, особенно если официант в данный момент занят. Это очень неприятно, к тому же, достаточно просто поднятой руки, чтобы призвать меня на помощь. В моменты запары бывает такое, каюсь, когда кажется, что просьб и дел так много, что всё вылетит из головы, поэтому лишние звуки буквально кипят кровь и путают мысли, так что тихое поднятие руки подобно Китнисс Эвердин способно привлечь моё внимание и внимание Капитолия)
Просить о чем-либо официанта.
Шшшш, спокуха, ребят. В чем проблема, спросите вы, приготовя тапки? В том, что некоторые люди делают это, когда официант общается с другим человеком вообще за соседним столом в другом заведении в другой параллельной вселенной. Во-первых, это отвлекает от первенца, который вылез раньше, чем вы, его собрат по просьбам, а во-вторых, вам все-равно придется повторить своё желание, потому что я не Алладин т.к. скорее всего я ее не пойму\не услышу\могу не точно разобрать\положить хрен, так что подойду переспросить еще раз на всякий случай.
Грязная посуда.
Этот пункт посвящается всем тем, кто доедает свою еду и отставляет тарелку туда, куда добраться нереально, и я, мечту свою лелея, решу проблему гениально - залезть туда я не посмею. Нам, хорошим, хотя нет, оставлю, хорошим официантам, всегда важно, чтобы гостям было уютно и комфортно. А грязная посуда мало того, что мешает, так еще и делает не очень красивый вид. И еще менеджеры ругают. Так что пожалуйста, ставьте все ненужное на край стола, чтобы мы знали, что это можно уже убирать :)
О негласных правилах про 10%.
Классическая оплата услуги официанта представляет собой 10% от вашего счета. Я знаю, что здесь высказывались бурные реакции на то, что "за что вообще платить, если я покупаю еду и т.д." А платите вы вот за что: принести, убрать, выполнить просьбы, в это также входит то, как был подготовлен столик к вашему приходу и то, насколько приятен в общении был официант. Расскажу одну историю.
Однажды мы с другом пошли в кафе посидеть, поболтать, выпить. Он заказал сразу, а я решила повыбирать, посмотреть, посидеть, короче, отложить это дело на попозже. Пиво ему принесли практически сразу. Как раз сразу после этого я заказала себе коктейль, а он - бургер. Еще через некоторый небольшой временной отрывок ему принесли покушать, а мне - попить. Через некоторое время я созрела для покушать о чем был оповещен официант и он, вооружившись блокнотом с моим заказом, пошел доставлять вести. Или, проще говоря, пробивать. Я ждала полчаса. Сорок минут. Я дергала официантов. Подошла к менеджеру и спросила в чем дело. Мне сказали, что неполадки на кухне и что мы можем выбрать пиво бесплатно в честь компенсации за ожидание. Друг выбрал. Ждем дальше. Прошел час после того, как был сделан заказ. Я злая, голодная, друг веселый, угорает сидит надо мной. Снова иду к вышестоящим. Говорю мол, че за дела, я есть хочу, мне в другое заведение уйти что ли? Опять история про кухню с детальным описанием, которое я уже не помню, и предложение выбрать десерт за счет заведения. Естественно я согласилась на десерт, но все-таки уточнила, когда мне ждать основной заказ. Сказали - 30 минут и точно будет готово. Я согласилась. Сижу жду. Смотрю на часы. Плачу. В общем, с горем пополам принесли мне мой заказ через 35 минут, а значит, условия не были выполнены. Итог вечера: мой заказ, десерт и пиво досталось нам на халяву.Но при этом, мы оставили 10% чая бедному официанту, который испытывал чувство вины за грехи всех людей в этом заведении и исполнял наши просьбы типа "позовите менеджера", "пересадите нас на веранду", "принесите пепельницу", "убейте повара".
Собственно, к чему речь. Бывает очень обидно, когда гости сидят несколько часов, ты с ними общаешься, помогаешь им в выборе, исполняешь просьбы типа "ой а сфоткайте нас" или "ой а передвиньте нам столик", а потом заглядываешь в папочку и видишь там ровным счетом нихуя сдачу в размере 20-30руб с чеком на 8-9к. Почасовые ставки в кафе и ресторанах довольно маленькие, и чай - это действительно то, на что живет официант, поэтому все мы здесь сегодня собрались, чтобы вы заказали, а мы - обеспечили качественное выполнение ваших просьб.
Я думаю, на этом можно закончить мой первый пост о работе. Надеюсь, вам было интересно:) Отвечу на ваши вопросы в комментариях :)
Всем печенек.