Не ожидал такого рьяного отклика. Все вопросы посмотреть не успел, но отвечаю на те, что заметил.
1. Как выживает музыкант в пандемию?
Ну... плохо, конечно. В государственных театрах платят обычно чистый оклад - то есть ту самую ставку, без всяких надбавок и т.д. Если вы нигде официально не числитесь, то велком в курьеры. Да и с половиной привычного заработка, имея ипотеку, особо не зашикуешь.
2. Что это у вас за надбавки такие к ставке и за что?
Итак, надбавки напрямую зависят от полученных театром грантов. Нет грантов - нет надбавок, будет зарплата 20 тысяч. Но надбавка в основном идет за переработку, у музыкантов и творческих работников рабочий день короче, иначе у нас не выдерживают мышцы, губы у духовиков, ноги у танцоров и т.д.
Еще у духовиков игра на их инструментах официально считается вредным производством.
Во-первых, вы все сидите друг у друга на голове, поэтому когда вступает труба, поверь мне,ты будешь слышать ее лучше всех. Да, ставят специальные экраны, но это спасает мало. Ты начинаешь немного глохнуть.
Во-вторых, духовик либо должен продуть n метров медной трубы - валторна, тромбон, труба, туба - либо дуть в крайне маленькой отверстие - гобой, кларнет, фагот и т.д. А чтоб это все продуть, надо брать дыхание особым образом, надувшись как шар. Поэтому у многих духовиков очень сильный пресс, хотя в зал они не ходят.
Но суть в том, что они берут этот воздух чуть заранее, это сильно повышает давление. А потом его еще и цедить надо, а не выпустить весь разом в инструмент. Короче, у духовиков чаще других случаются инсульты, особенно у гобоистов.
Ну и сколиоз - любимая болезнь музыкантов. А так же ухудшение зрения.
3. "Читал, как очень известные музыканты говорят, дирижер не нужен, хороший оркестр может играть и без него. Правда?"
Все сильно зависит от уровня оркестра и сложности произведения. Да, был пример оркестра без дирижера "Персимфанс", но в современном мире это нереально - нет времени на 10-20 репетиций, у вас есть 1 репетиция с солистом и завтра концерт.
К тому же, предположим, произведения добетховенской эпохи еще можно играть без дирижера, потому что они и писались в расчете на то, что дирижера не будет - не было такой профессии по факту. Там небольшие составы, почти нет ускорений и замедлений внутри части и т.д.Но возьмите симфонию Малера, где участвует двойной состав оркестра - это около 90 человек, - и попробуйте сыграть это без дирижера. Это нереально вообще.
4. Где работают музыканты, которые не попали в оркестр?
Обычно в музыкальных школах и параллельно носятся по халтурам. Но в основном все хотят в оркестр, потому что работа в музыкальной школе часто демотивирует, да после консерватории ты толком не знаешь, как преподавать. У тебя был курс лекций на эту тему и все. А преподавание, да еще и детям - это целая наука.
5. "На ваш взгляд, почему музыка влияет на человека?Имею в виду не только классическую, а любую другую, например электронную или игру только на гитаре. Одна приятна, другая нет. Одна зарядит энергией, поддержит в трудную минуту или успокоит, а другая нет."
На мой взгляд все зависит от бэкграунда и характера самого человека. Я вот не только классику слушаю, но и рок, и фолк-музыку, и джаз мне нравится. Хотя в детстве слушал только классику, поскольку это было единственным, что слушала семья.
6. "Инструменты свои приносите всегда? Как это вообще устроено, как обновляете инструмент, тоже за свои?"
Итак, контрабас и арфу никто не носит. Максимум могут на халтуру попросить прийти со своим контрабасом, тогда за это доплачивают. Но вообще нет.
Инструменты мы покупаем за свои, это большой минус. Но тут есть нюансы.
Струнники могут играть на своих инструментах всю жизнь и еще внукам достанется, меняем только "запчасти": струны, колки, мелкий косметический ремонт.
С духовиками все веселее значительно. Проблема в том, что из-за слюней и прочего конденсата инструменты начинают цвести внутри. Да, их чистят, но всю жизнь на одном кларнете играть не получится, а стоят инструменты бешенных денег. Поэтому часто бывает так, что театр сам закупает инструменты и их выдает. Вы можете уносить их домой, пользоваться по полной. Но несете полную материальную ответственность.И если перестаете работать, то инструмент возвращается.
Но вообще инструменты - это большая боль. Потому что когда у вас конкурс и все играют примерно одинаковое, то начинается конкурс инструментов, у кого лучше звучит. Потому что не будет звучать немецкая фабрика как мастеровой итальянский инструмент. Так что часто бывает так, что человек за 2-3 недели одалживает инструмент у кого-то, играет на нем конкурс, а потом возвращает.
7. "Как стать дирижёром? Вот, допустим, закончил я консерваторию по классу дирижирования - и что, можно в любой оркестр дирижёром устраиваться? А если нет, то что дальше делать?"
Дальше спрашиваем у всех, где какие места есть. Может, кому-то нужен ассистент. Может, где-то нужен приглашенный. Соглашаемся на халтуры и т.д.
Вообще с дирижерами все трудно, потому что на оркестр их нужно 2-3 человека, а их значительно больше. Так что они вообще вертятся как ужи на сковородке.
8. "Не понятно про вызов 45 минут. А если вас целый месяц будут звать по 44 минут, то не оплатят? "
Да, именно так. Но делать так никто не будет, потому что можно и в трудовую инспекцию позвонить. Раз в месяц устроить такой аттракцион - это да. Но целый день отработать бесплатно - это верх наглости. Никогда такого пока что не было.
9. Все творческие бухают при первой возможности.
Да, есть те, кто любит накатить после спектакля. Но таких реально мало. Во-первых, если кто увидит - это увольнение. Во-вторых, спектакль закончился в 11 вечера, надо добираться домой, если засидишься, то метро тупо закроется. В-третьих, у алкоголиков не звучат голоса, не танцуют ноги и не играют руки. Так что это тоже прямой путь к увольнению.
А с учетом того, что музыканты все про всех знают, то новость, почему именно вас уволили, разнесется на следующий же день. А теперь вспоминаем, что работу итак найти непросто...
Короче, выгоднее не пить или пить умеренно и не на рабочем месте.
10. У вас такие зарплаты, такая конкуренция... И зачем вы туда пошли?
Ну... Это как спросить врача в нашей стране, зачем он пошел в медицину.
Это призвание. Тем более, когда в детстве начинаешь этим заниматься, то о деньгах не думаешь особо.
Из плюсов у нас есть гастроли. Вы не только мир смотрите, но еще и деньги за это платят. Хотя гастроли тоже изматывают, но все-таки. Плюс неполный рабочий день, можно днем с семьей побыть.
11. "...оркестр по своему составу должен быть сбалансирован. Что это значит с точки зрения звукорежиссуры, я приблизительно представляю. А что это значит с точки зрения музыкантов? "
Что такое баланс?
Это грубо говоря когда вы тему слышите лучше, чем аккомпанемент, а если все играют аккорд, то слышно равномерно все инструменты, а не только тромбонов, которые втроем легко могут перекрыть весь оркестр.
Но вообще есть правила даже чисто количественные.
У струнников соотношение такое:
- 10 чел первых скрипок
- 8 чел вторых скрипок
- 6 альтов
- 6 виолончелей
- 4 контрабаса
У духовиков все разделено по голосам, они каждый играет свою партию. Так что сколько будет голосов, столько будет и духовиков.
Но, например, если в произведении будет много меди - валторны, трубы, тромбоны и т.д. - то и струнников будет больше. Иначе медь их просто перекроет и ничего не сможет с этим сделать.
Всем этим сведением баланса занимается дирижер.
12. "Достаточно ли на ваш взгляд музыкантов, чтоб сохранять уровень культуры в стране? А как с финансовыми ресурсами? Справедливо ли они распределяются?"
Музыкантов, имхо, достаточно. А вот финансов не хватает. Культура вообще финансируется по остаточному принципу. Более того, есть федеральные бюджеты, а есть муниципальные. Так вот львиную долю федерального бюджета забирает Большой и Мариинский. Но они и денег приносят как 20 театров, ибо они бренды. А вот в регионах театры и филармонии финансируются за счет города. Деньги тоже идут городу, но все печально. Даже очень.
13. "Бывает ли, что один музыкант подгаживает другому"
Да. Вот несколько реальных историй.
Выписано у концертмейстера первых скрипок небольшое соло - несколько строчек всего. Над нотами подписаны пальцы, чтоб уже не думать, где что нажимать. Пальцы у нас нумеруются не так, как у нормальных людей: большой палец не считается, поскольку в игре не участвует, поэтому нумерация идет от указательного, который подписывается номером 1. Ну и т.д. до мизинца, который будет №4.
Какая-то сволочь стерла 4 и надписала 5. Все, человек сбился. Не потому, что плохо играет или не может играть без своих надписанных пальцев. Он просто не ожидал.
Поэтому концертмейстеры, если им играть соло, носят с собой эти 1-2 странички и перед каждым спектаклем вставляют их в ноты.
Вторая история.
Девочка только поступила в оркестр. Играет на ф-но и челесте. Ф-но тоже иногда нужно в некоторых произведениях, а челеста выглядит как ф-но, а звучит колокольчиками, которые вы слышите в "Фее драже" из "Щелкунчика".
Идут гастроли. Программа везде одна и та же, но кое-где меняется. Девочка спросила, какие номера идут сегодня. Ей ответили, что она может гулять.
Но фишка в том, что она была нужна. Ее почти уволили, оставили без гастролей и т.д. Потому что спрашивать надо было не у дцатого тромбона, а у концертмейстера или дирижера. А человек, который ей такое насоветовал, съехал, что "она не так поняла, да и вообще она меня не спрашивала".
14. Играете ли вы в переходах?
Нет, никогда. Во-первых, это минус престиж. Могут нафиг уволить с основной работы. Да нам и самим в голову не придет.
Во-вторых, нам инструменты сильно жалко. А ремот стоит бешенных денег.
Наверное все пока что :)