Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении

Россия со своими партнерами до введения санкций и падения цен на нефть оптимистично и в долгосрочной перспективе рассматривала разработку арктических месторождений. И одним из таких проектов была разведочная скважина в Карском море. Не даром открытие месторождения "Победа" - считается главным событием мировой нефтегазовой отрасли в 2014 году!


Мне повезло работать в этом проекте, хоть и я был маленькой частью этой огромной работы. Хочу вам показать, как компания оператор и буровой подрядчик, а также владелец лицензии на месторождение ответственно подошли к работе с точки зрения экологии и промышленной безопасности.

Ниже представлена фотография полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) "WEST ALPHA", которая пробурила эту скважину.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Считается, что Арктика это зона крайне чувствительная к внешнему воздействию человека и чуть ли не единственное место, где человек не успел нагадить. Так же многие думают, что при разработке месторождений нефти и газа об экологии думают в последнюю очередь. Трагедия в мексиканском заливе заставила инженеров задуматься о увеличении безопасности при бурении разведочных скважин на больших глубинах и в экологически чувствительных регионах мира. Одной из причин аварии в мексиканском заливе было то, что подводный противовыбросовый превентор (ППВО) не смог удержать огромное давление, выходящего из скважины флюида, хоть ППВО и сработало штатно. ППВО один из элементов безопасности морской буровой установки.


Это ППВО на борту ППБУ "WEST ALPHA". Для сравнения обратите внимание на рост человека на переднем плане.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Подобные аварии как в мексиканском заливе кроме всего прочего ликвидируют при помощи так называемых подводных аварийных заглушек (смотри фото ниже), когда ППВО уже не помогло. Такие заглушки устанавливают на устье или на ППВО уже аварийной скважины.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Но этот вариант уже аварийный. Поэтому решили укрепить защиту дополнительным оборудованием.

Для этого компания «TRENDSETTER ENGINEERING, INC.» разработала усовершенствованное подводное запорное устройство (УПЗУ) модели 18‐3/4”, 15,000PSI ESSD (enhanced subsea shut-in device) , которое включает в себя два плашечных противовыбросовых превентора, подводные пневмогидроаккумуляторы, акустическую систему управления и другое вспомогательное оборудование. 15,000PSI - 1020 атмосфер рабочее давление.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Усовершенствованное подводное запорное устройство модели 18‐3/4”, 15,000PSI ESSD будет устанавливаться непосредственно на устье скважины при помощи гидравлического устьевого соединителя 18‐3/4”, 15,000PSI DX-15. Основная сборка противовыбросового оборудования в свою очередь будет устанавливаться на усовершенствованное подводное запорное устройство.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Усовершенствованное подводное запорное устройство 18‐3/4”, 15,000PSI ESSD будет работать независимо от основной сборки противовыбросового оборудования и системы управления противовыбросовым оборудованием. Усовершенствованное подводное запорное устройство модели 18‐3/4”, 15,000PSI ESSD способно полностью герметизировать устье скважины и приспособлено для срезания обсадной и бурильной колонн.

Также усовершенствованное подводное запорное устройство модели 18‐3/4”, 15,000PSI ESSD сможет выполнять функцию устьевого колпака, способного оставаться на устье скважины и производить мониторинг, регистрацию и передачу показаний давления и температуры в случае ухода буровой установки с точки бурения из-за ледовой угрозы или по другим причинам климатического или технологического характера.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Это фото с ROV при выполнении испытаний под водой.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

ESSD на борту ППБУ "WEST ALPHA" на испытаниях.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Это ППБУ "WEST ALPHA" на пути в порт для модернизации перед бурением, справа внизу желтенькая установлена УПЗУ.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

Спуск ESSD в море для проведения испытаний.

Экологическая и промышленная безопасность Арктического шельфа России при морском бурении Арктический шельф, Бурение, Море, Нефть, Шельф, Длиннопост, Бурение скважин

После успешных испытаний ESSD использовали при бурении в Карском море. Скважина была пробурена в срок и без осложнений.


Таким образом была внедрена новая система усиления безопасности при морском бурении.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Давно идея в голове, нету же сообщества нефтянников пикабу? Может пора организовываться и обьеденяться?
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Познавательный пост. Мне повезло поработать на "Вест Альфе" и при её модернизации в Норвегии, и во время бурения скважины Университетская-1 (по результатам бурения которой было открыто месторождение "Победа"). Установка была дооборудована для арктических условий: смонтированы дополнительные ветрозащитные стены, обогреватели, электрический обогрев пешеходных дорожек, лестниц и поручней, радиолокаторы для слежения за айсбергами. Скважина сама по себе не была какой-то рекордной, но из-за своего отдалённого расположения и чрезвычайно сложной и затратной логистики обошлась очень дорого - более $700 млн, по сообщениям прессы.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Кто-нибудь может сказать примерные хотя б цифры стоимости основной сборки превенторов в целом, стоимости подобной сборки УПЗУ и, если известно, стоимости линии управения с аккумуляторами вместе?

Автор поста оценил этот комментарий
Запили пост про зарплаты на оффшорном бурении/добыче.
раскрыть ветку