ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.


КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА.  (часть первая)


В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации, переживая упадок, уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. до н.э. в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. Известный русский историк античности Р.Ю.Виппер писал в начале нынешнего века: "До открытия археологического материала последних 40 лет быт гомеровских греков считался обыкновенно началом культуры на почве Греции и момент этот относили приблизительно к 1000 году до Н.Э.. Мы должны допустить, что на почве Греции произошло два культурных процесса, что здесь была своя особая древняя история, более продолжительная, чем та собственно греческая история, которую мы до сих пор знали главным образом по литературным данным и которая является новой по отношению к первой... Очень похоже, что она окончилась катастрофой: после нее не осталось ни следов, ни традиции: в конце V в., например, Фукидид не подозревал о ее существовании и считал культуру своего времени первой и единственной на почве Греции". А между тем эгейская культура была гораздо более древней. В ее состав входили следующие культурные общности: критская, или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикладская, островная культура, названная так по имени Кикладских островов, кругообразно расположенных в Эгейском море вокруг острова Делос (по-гречески кюклос - круг); и культура Эллады - Балканской Греции. Во II тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая критской микенская (с центром в Микенах - городе в Пелопоннесе, в южной Греции), или ахейская культура.

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Просуществовала она примерно до 1200 г. до н.э. Это была самобытная, развитая культура, ее присутствие чувствуется в "самом архистаринном Египте" (Р.Виппер). Это так называемая дворцовая культура: вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцовых комплексов критских правителей. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А.Эванса в Кноссе, в центральной части острова был открыт первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. По-видимому, это и был знаменитый Лабиринт (от слова "лабрис"- двусторонний топор, излюбленный символ древних критян, которым они украсили стены этого дворца), описанный в греческом мифе о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка их отличалась беспорядочностью. Но это все же были единые архитектурные ансамбли. В городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. они украшены колоннадами и фресками (в современной Криту кикладской и элладской культурах архитектура носила куда более примитивный характер). Центральной частью дворца был большой прямоугольный световой двор, с которым связывались все остальные помещения. Кносский дворец обладал всеми признаками восточной пышности, с моря он выглядел особенно живописно: ряды колоннад карабкаются вверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства.


Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. Минойские художники в совершенстве владели техникой живописи. Мастерство этой техники, тонкость и живость красок поразительны. В орнаментах преобладают растения - лилии, крокусы, пальмы, обитатели подводного мира - дельфины, рыбы, осьминоги, моллюски и др. На сюжетных фресках изображались сцены из жизни придворных, в частности "игры с быками" (тавромахии) - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Здесь же мы видим элегантных мужчин и сверкающих драгоценностями, декольтированных дам. Женщины вообще имели в этой культуре бесспорное преимущество. Символом всей минойской культуры является богиня со змеями: хорошо известно ее изображение, датирующееся XVII в. до н.э. и хранящееся сейчас в Гераклионе, в критском историческом музее. Это маленькая фаянсовая фигурка, одетая в тюрбан с изображением льва, короткий жилет, обнажающий грудь, длинную юбку, подчеркивающую "осиную талию" и короткий украшенный фартук (типичная одежда для минойской культуры). Замечателен фрагмент росписи, изображающий танцовщицу: элегантность и очарование ее фигуры, откровенный грим, напоминающий макияж

современной городской девушки, заставили археологов назвать ее "парижанкой" (II тыс. до н.э.). Часто встречаются и изображения жриц в корсетах и длинных расклешенных юбках. Женщина же - Великая Богиня (Владычица) - основная фигура минойского пантеона.

ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Античность, Истории из жизни, Древняя Греция, Культура, Культ, Длиннопост

Берег Эгейского моря


На Крите сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец поэтому и выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Кстати, критские дворцы не имели укреплений, что объясняется безусловным преобладанием Крита на море.

Величайшим достижением минойской культуры было создание письменности (XVIII-XVII вв.до н.э.) - так называемого линейного письма А. Оно до сих пор не расшифровано, поэтому мы не знаем языка древних критян.


Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены во время сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (Санторин), а также вторжения из материковой Греции воинственных ахейских племен. В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации переместился на материк, где в это время расцветает микенская (ахейская) культура, сформировавшаяся ок. 1700 г. до н.э.


Первоначально микенская культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, фасоны одежды, фресковая живопись, принципы устройства водопровода и канализации и др. Но, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно оригинальной. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооружения: в отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символами могущества местных царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки сами считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны, - настолько огромными были громоздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримечательностью Микен были знаменитые "львиные ворота", украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари сооружали для себя величественные купольные гробницы - "толосы", которые пришли на смену шахтным погребениям, являющимся более ранними памятниками микенской культуры. К наиболее пышным усыпальницам относится "гробница Агамемнона", поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных колец. В отличие от критских дворцов, построенных вокруг светового открытого дворика, центром микенских дворцов был мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами. Сцены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением батальных сцен.


Микенская письменность (т.н. "линейное письмо Б") была дешифрована в 1953 г. английским ученым М.Вентрисом. Создатели ахейской культуры говорили на греческом языке, правда более архаичном, чем язык позднейшего классического периода.


Преобладанию ахейцев в Греции и высокоразвитой микенской культуре положило конец передвижение на рубеже XII-XI вв. до н.э. новой волны греческих племен - дорийцев, называвших себя потомками Геракла. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. С приходом дорийских племен в Греции начинается железный век. Тесня ахейцев с севера и передвигаясь на юг Балканского полуострова, дорийцы дали начало могущественным государствам в Пелопоннесе, в частности основали Спарту. Особенно важным для последующего развития греческой культуры было то, что дорическая волна, положившая конец крито-микенской цивилизации, миновала Аттику, издавна населенную ионийскими племенами. Их культуре суждено было в будущем возвеличить и прославить всю Элладу.


Что же касается места крито-микенской культуры в истории человечества, и ее типа, то она вполне типична для мифологической культуры, но одновременно и своеобразна. Крито-микенскую культуру можно назвать мифологическим "модерном": натурализм верований, буйство красок в искусстве, обилие деталей и украшений в одежде (микенская мода кем-то остроумно названа модой первых кринолинов), эксцентричность - все это придавало ей "модернистское" своеобразие и очарование. Пожалуй, именно эта культура самим своим существованием подчеркнула великое общее значение мифологических культур человечества, будь то страны Древнего Востока, культура индийского субконтинента или во многом еще загадочные древнеамериканские цивилизации. В них впервые с огромной силой раскрываются возможности искусства. Здесь творческая деятельность человека создает художественную культуру как сложную совокупность видов искусства. В частности, возникает зодчество - основа больших синтетических стилевых систем пространственных искусств, в пределах которых расцветают монументальная скульптура и живопись. В этих же культурах из фольклорной стихии словесного народного творчества выделяются поэтические эпические циклы. Им на смену приходит сложный мир раздумий и чувствований поэзии лирической, затем возникают первые зачаточные формы художественной прозы. Из культовых празднеств, магических колдовских действ создается великий мир зрелищных искусств, зарождаются и достигают своего первого расцвета драма, трагедия и комедия. Художественные ремесла утрачивают то почти монопольное место, которое они занимали в конце первобытного периода в области пластической.


Однако все сказанное не противоречит мифологической нерасчлененности различных областей духовности. Художественная практика в целом, а также жизнь отдельных произведений искусства воспринималась (и была таковой) как некая часть культовой, шире - социальной реальности. С этим явлением и связана особая способность искусства древности к воплощению универсальных свойств отношения человека к миру - к внесению меры, строя, порядка в сознание и жизнь человека. Данные качества, активно проявляющиеся в канонических культурах Древнего Востока, в пластике греческой античности приобретут доминирующее значение.

ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Античность, Истории из жизни, Древняя Греция, Культура, Культ, Длиннопост

Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца

Античность

197 постов1.8K подписчика

Добавить пост
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо,очень познавательно(круг-киклос)!!!
Автор поста оценил этот комментарий
Пеласги имелись ввиду?