Вторая чеченская война. Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава третья

Вторая чеченская война. Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава третья Россия, Война, Чечня, История, Длиннопост, Сип, История (наука)

Читайте ранее:

Первая чеченская война (11.12.1994 — 31.08.1996):

20 лет Первой чеченской. Пролог

Часть первая: Пир стервятников

Часть вторая: Идущие на смерть. Глава первая

Часть вторая: Идущие на смерть. Глава вторая

Часть третья: Град обреченный. Глава первая

Часть третья: Град обреченный. Глава вторая

Часть третья: Град обреченный. Глава третья

Часть четвертая: Эпизод первый. Черная дыра. Глава первая

Часть четвертая: Эпизод первый. Черная дыра. Глава вторая

Часть четвертая: Эпизод второй. Черная дыра. Глава первая

Часть четвертая: Эпизод второй. Черная дыра. Финал


Вторая чеченская война (07.08.1999 — 15.04.2009):

Начало Второй чеченской войны:

Часть первая: Эпизод первый. Территория команчей. Глава первая

Часть первая: Эпизод первый. Территория команчей. Глава вторая

Часть первая: Эпизод второй. Начало войны. Глава первая

Часть первая: Эпизод второй. Начало войны. Глава вторая

Часть вторая: Эпизод первый. Травля волка. Глава первая

Часть вторая: Эпизод первый. Травля волка. Глава вторая

Часть вторая: Эпизод первый. Травля волка. Глава третья

Партизанская война в Чечне:

Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава первая

Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава вторая


ЩУПАЛЬЦА ПОМОЩИ


Чеченские лидеры обеспечили себе прочный тыл и надежное финансирование. У партизанской войны две основы — внутренняя поддержка и внешняя помощь. Боевики еще до Второй кампании располагали поддержкой извне, и теперь использовали давно натоптанные тропы.


Говоря о Чечне как о части мирового движения исламских радикалов, следует понимать две вещи. С одной стороны, непосредственно на месте, при планировании стратегии и основных вооруженных акций, чеченские лидеры всегда «весили» значительно больше любых гастролеров. Басаев оставался самым авторитетным полевым командиром, Масхадов — формальным президентом, и ни Хаттаб, ни его приближенные никогда не могли претендовать на лидерство даже в общекавказском движении. Кроме того, не факт, что пресловутая «Аль-Каида» играла в Чечне действительно серьезную роль — в мире было немало джихадистских структур помимо организации Усамы Бен-Ладена.


Главным источником казны боевиков стали разнообразные «гуманитарные фонды». Подобные организации активно создавались еще до Чеченской войны. Им жертвовали и мусульмане западных стран, и нефтяные деспотии Персидского залива, и частные лица, искренне желавшие облегчить положение страждущих. По крайней мере, часть жертвователей искренне считала, что их деньги пойдут на смягчение участи больных, беженцев и прочих обездоленных братьев по вере.


Главным источником поступлений оставались страны Ближнего Востока. С одной стороны, там до сих пор присутствует неплохо обеспеченная чеченская диаспора. С другой — для шейхов война в Чечне превратилась в часть глобального джихада. Созданные на Аравийском полуострове фонды вроде «Дома двух святынь» открывали свои филиалы в других странах, где могли рассчитывать на поддержку, и прокачивали через них деньги на снабжение отрядов. В руки российских военных иногда попадали бухгалтерские книги боевиков с записями о финансировании из Пакистана, Иордании, Турции.


С чеченской стороны денежные потоки курировал Зелимхан Яндарбиев. Этот лидер боевиков изначально относился к религиозным радикалам, и именно его тень маячила за некоторыми громкими терактами — в частности, за покушением на генерала Романова в Первую войну. В роли дипломата Яндарбиев преуспел — он наладил не только финансовые, но даже дружеские контакты со многими влиятельными людьми арабского востока. В частности, его связи в Катаре вели на самый верх местного истеблишмента. Чеченские боевики нуждались в значительных, но не грандиозных суммах, то есть шейхам не приходилось снимать последнюю рубашку. В огромном мусульманском мире хватало радикалов, в том числе с многомиллионными банковскими счетами, желавших помочь собратьям по вере. МВД РФ насчитало десятки международных организаций, занимавшихся сбором помощи боевикам.


О каких суммах шла речь? По понятным причинам, данные отрывочны, часто их нельзя восстановить из-за гибели нужных документов (если эти документы вообще были). Например, Benevolence International в феврале 2000 года хвасталась, что перевела на нужды чеченцев 685 000 долларов за 4 месяца. В одной из трофейных бухгалтерских книг, попавших в руки русских в 2002 году, значилось поступление 5 млн долларов (правда неясно, за какой период) в адрес Масхадова. Часто помощь шла натурой — обмундированием, провиантом, средствами связи, экипировкой, медикаментами. Например, под видом «гуманитарной» одежды могли везти натовское обмундирование. Одна такая партия камуфляжа добиралась в Чечню через Грузию и здорово поддержала местных силовиков: таможенники, солдаты и полицейские брали взятки прямо как есть, модной экипировкой.

Вторая чеченская война. Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава третья Россия, Война, Чечня, История, Длиннопост, Сип, История (наука)

Боевики не чурались и простой организованной преступности. Так, в Астраханской области местный руководитель общества чеченской культуры собрал на джихад незатейливым способом: взял кредит в банке и передал деньги в Чечню наличными. Другой жертвователь, действуя под видом предпринимателя, расхитил бюджетные средства, выделенные на ремонт. Впрочем, это скорее маргинальные примеры, обычно схемы были или более затейливыми, или, наоборот, сводились к старому как мир рэкету.


Подпольные нефтеперегонные заводы, покрывавшие Чечню, волновали воображение журналистов, но не приносили боевикам существенной выгоды. Учитывая ужасное качество сырья и варварские способы добычи, значение «самоваров» обычно оказывалось локальным. Продажа плохого бензина в трехлитровых банках едва ли покрыла бы нужды самого маленького отряда.

Вторая чеченская война. Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава третья Россия, Война, Чечня, История, Длиннопост, Сип, История (наука)

Ближайшим к Чечне финансовым узлом боевиков стала Турция. Турецкие спецслужбы лояльно относились к чеченскому подполью, рассматривая джихадистов как возможных агентов влияния. В стране функционировали фонды помощи Ичкерии, а представители чеченцев могли использовать турецкую территорию для совершения банковских операций.


Деньги доставлялись в Чечню курьерами, буквально тащившими наличные на себе. Как-то раз оперативная группа ФСБ изловила такого «инкассатора» с тремя миллионами долларов в рюкзаке.


Кроме того, чеченское подполье с удовольствием разворовывало настоящую гуманитарную помощь. При посредничестве коррумпированных чиновников (например, грузинских) появлялись «фонды», присваивавшие гуманитарку из ЕС и Америки. Например, груз тушенки из Австралии на 300 тысяч долларов бравые гелаевцы попросту съели. Менее съедобная помощь расползалась по базарам западной Азии. Речь идет о больших объемах: так, Датский совет по делам беженцев за неполный 2000 год одарил страждущих 700 тысячами долларов, «Польская гуманитарная акция» — 75 тысячами, еще полмиллиона выделил Норвежский совет по вынужденным переселенцам.


Турция стала финансовым центром чеченского джихада, арабские страны — основным источником финансирования, а ключевым узлом логистики сделалась Грузия. Маленькая страна, где государство функционировало с большими перебоями, превратилась для боевиков в ворота во внешний мир. Именно через Грузию в Чечню доставляли снаряжение и людей. Там же покупали оружие и экипировку. Причем, как утверждает перековавшийся боевик, ныне ставший политологом, грузинские силовики за мзду не просто закрывали глаза на происходящее, но и привозили заветное железо в Панкиси собственным транспортом. Со слов чеченцев, к процессу подключился даже грузинский министр по делам беженцев — в обмен на право регулярно припадать к истокам полноводной гуманитарной реки.


Разведка добавляла атмосферы «большой игры». В Грузии прописались представители не только ближневосточных, но и западных спецслужб. Вряд ли можно говорить о поддержке чеченских боевиков со стороны ЦРУ или Ми-6, но сведения о происходящем такие структуры собирали охотно. Тем более что ПЗРК, мины и прочие боеприпасы могли уехать в не слишком удобные для западных стран места — например, в Афганистан.


В таком виде система снабжения боевиков продержалась достаточно долго. По крайней мере, в первые годы войны внешняя помощь удержала инсургентов на плаву.

Вторая чеченская война. Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава третья Россия, Война, Чечня, История, Длиннопост, Сип, История (наука)

ОТЛОВ И ОТСТРЕЛ


Несмотря на активную поддержку боевиков извне, русские постепенно обрубали головы гидры. Если в 1990-е из ключевых командиров удалось настичь только Дудаева, то теперь охота приобрела размах.


23 июня 2001 года русские расправились с одним из самых омерзительных полевых командиров. В Ермоловке (Алхан-Кала) удалось обложить и уничтожить Арби Бараева. В отличие от религиозных фанатиков или обычных свирепых вояк, которых на стороне боевиков хватало, Бараев был попросту садистом и убийцей. Арби пользовался мрачной репутацией даже у сторонников Ичкерии. Ходили смутные слухи, что он представляет в Чечне турецкие спецслужбы, от которых и получает деньги.

Вторая чеченская война. Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава третья Россия, Война, Чечня, История, Длиннопост, Сип, История (наука)

Арби Бараев


Бараев вел себя хитро и осторожно — он постоянно перемещался по Чечне. Он подготовил себе около сорока укрытий в разных районах республики, а внутри своего отряда регулярно устраивал чистки, беспощадно казня мнимых и настоящих информаторов российских спецслужб. Однако до поимки полевого командира довела как раз репутация злобного демона.


Бараева имели основания ненавидеть не только русские, но и слишком многие чеченцы. Пока тот метался по республике, его командиров среднего звена и просто бойцов постепенно выбивали. Некоторые из боевиков попадали в плен и доставались спецслужбам. Вокруг Арби постепенно затягивалась петля. Попытки сбежать из Чечни и отправиться в Турцию через Грузию провалились, и к лету 2001-го головорез почувствовал, что погоня уже совсем близко.


Русским было известно, что чаще всего Бараев останавливается в своей родной Алхан-Кале. В июне жители села сообщили, что он вместе с двумя десятками боевиков опять появился там.


В операции задействовали около пятисот бойцов. По времени ее не ограничивали: лидера сепаратистов собирались искать до победного результата. Алхан-Калу оцепили и начали методичную зачистку. Не найдя ничего в первый день, русские перетасовали подразделения, и на второй день обнаружили и застрелили троих вооруженных людей. Третий день трудов принес еще лучшие плоды: пятеро моджахедов обнаружили себя и погибли, одного удалось схватить живьем. Пленного опознали как приближенного Бараева. Стало ясно, что вожделенная добыча совсем близко. Уйти сквозь оцепление Бараев не мог. Алхан-Калу методично переворачивали вверх дном. В селе изъяли несколько десятков автоматов и миномет, но достать главный приз пока не удавалось.


Поздно вечером боец спецназа внутренних войск услышал в одном из домов какой-то подозрительный скрип. Звук раздавался из старого шкафа, стоявшего в куче ломаной мебели. В предмет обстановки на всякий случай опустошили автоматный магазин. За шкафом оказался вход в схрон. Изнутри поднялась стрельба, один из вэвэшников тут же погиб, еще двоих ранило. Солдаты выбрались из здания и принялись поливать его из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета. К «нехорошему дому» тут же примчался отряд «Вымпела». В окна несколько раз выстрелили из гранатометов и «Шмелей», после чего пальба изнутри окончательно прекратилась. Дом загорелся. Позднее под развалинами обнаружили три тела. Одно из них приняли за Бараева, но опознание сильно затрудняло отсутствие головы.


Спецназовцы ФСБ продолжили поиски, и в конце концов обнаружили следы крови, ведущие к Сунже. Неподалеку в тайнике отыскали и самого Арби. Бараев был мертв — его убило внутреннее кровотечение и множественные разрывы внутренних органов. Труп спрятал местный житель, перед этим безуспешно пытавшийся помочь полевому командиру. Смертельно раненный боевик сумел выползти из расстрелянного спецназовцами дома по темноте и вскоре умер.


Гибель Бараева стала безусловным и серьезным успехом русских — после захвата Радуева боевики такого ранга охотникам еще не попадались.


А 20 марта 2002 года ФСБ удалось добраться до одного из самых влиятельных и опасных лидеров боевиков — достали Хаттаба.


Детали уничтожения араба до сих пор неизвестны. В начале 2002 года он постепенно сошел со сцены. В 2001–2002 годах русские понемногу разбивали подчиненные Хаттабу отряды. Постоянные сообщения в СМИ о гибели очередной «правой руки» полевого командира вызвали многочисленные шутки по поводу «десятой правой руки, отрубленной за последний месяц», но самому Хаттабу было не до смеха: командиры среднего звена гибли один за другим. Отряд уменьшался в числе, схорониться от вертолетов и рыщущих по лесам спецгрупп становилось все сложнее. Хаттаб метался по Чечне. Меры предосторожности он довел до предела: радиомолчание, постоянная смена позиций, тотальное недоверие и почти никаких боев. С товарищами по борьбе он обменивался записками. Именно страсть к эпистолярным упражнениям и свела его в итоге в могилу. ФСБ, потратив массу времени и сил, сумела захватить и завербовать одного из приближенных Хаттаба. Тот, судя по всему, и провел экзотическую операцию.


Письмо, адресованное Хаттабу, пропитали сильнодействующим ядом, действующим при контакте с кожей. Взяв его в руки, араб вскоре почувствовал себя плохо и через некоторое время умер в мучениях. Состав яда, подробности операции и прочие детали до сих пор неизвестны, а сама история обросла множеством слухов, в том числе довольно диких. Например, одна газетная статья утверждала, что роковое послание убивало все новых и новых людей, и в итоге сделало инвалидом самого чекиста-отравителя. Как бы то ни было, земной путь Хаттаба подошел к концу. Он начал воевать против «шурави» еще в Афганистане, участвовал в нападениях на пограничников во время таджикского кризиса, организовал побоище под Ярышмарды в 1996 году и умер, обложенный со всех сторон, от неизвестного яда.

Вторая чеченская война. Часть третья. Эпизод первый: Партизанская война 2000-2002. Глава третья Россия, Война, Чечня, История, Длиннопост, Сип, История (наука)

Мертвый Хаттаб


Боевики потом утверждали, что после долгого внутреннего расследования нашли и казнили шпиона-отравителя, но проверить эту детективную историю нет никакой возможности.


Никакого реального влияния на противника гибель Хаттаба уже не оказала. Саудовец к моменту смерти уже несколько месяцев занимался в основном спасением собственной шкуры. Его место в иерархии боевиков перехватили, арабские моджахеды собирались в отрядах других командиров. Смерть Хаттаба стала финальным аккордом в серии операций по разгрому его маленького личного войска джихада.


Источник

Автор: Евгений Норин

Продолжение следует...

13
Автор поста оценил этот комментарий

Убийство Хаттаба было важно не столько для подрыва боевого духа чеченцев, сколько для мирных русских, следящих за ходом войны со всех уголков страны.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Помню забавный случай. Когда наши пришли в деревню какуето и хотели начать обыск. Выбежали бабы и начали орать, что тут нет ничего, уходите и тп. Русские ушли, а чуть позже зашли с другой стороны и уже не слушая никого начали проводить обыски. Среди всего оружия, во дворе был обнаружен танк.)

3
Автор поста оценил этот комментарий

Занимательно, не будут врать вскользь ознакомился, но обязательно прочту данные материалы.Однозначно плюс! 

Автор поста оценил этот комментарий

Симака опять несправедливо забанили 

#comment_62334648

ещё комментарий