Вся правда о коробках передач. Часть 3. Простые роботы

Вся правда о коробках передач. Часть 3. Простые роботы Коробка передач, Авто, Робот, Длиннопост

В прошлый раз мы обсудили "автоматы" и вариаторы.


Теперь дошла очередь простейших "роботов" - или, по-научному, автоматизированной механической трансмиссии (АМТ). Ее широкое распространение в 90-х годах объяснялось простотой рецепта создания и преимуществами, которые новая коробка передач сулила на бумаге.


За основу берется уже существующая механическая коробка, к которой добавляется электронный блок управления и мехатроник – набор сервоприводов выжима сцепления и переключения передач. И вот уже "механика" превратилась в "автомат"… Кроме того, в такой трансмиссии нет никакой управляющей гидравлики, отбирающей на себя часть энергии двигателя. А значит, КПД должен быть таким же высоким, как у исходной механической трансмиссии. И даже выше, поскольку автоматика выбирает моменты переключений более оптимально, чем водитель.


То есть, АМТ обещала быть дешевой в производстве и эффективной с точки зрения динамики, расхода топлива (а значит, и выбросов вредных веществ), ресурса и стоимости ремонта. Неудивительно, что многие автопроизводители ухватились за эту технологию, и к концу 90-х АМТ появилась на самых разных машинах от городских микролитражек до баснословно дорогих суперкаров.


Но уже в скором времени автомобильные компании начали по-тихому убирать "роботы" из своих модельных рядов. Причем иногда АМТ отправляли в отставку, не дожидаясь завершения производства машины, на которую она устанавливалась. Например, на Toyota Corolla предыдущего поколения (модель Е140) АМТ заменили устаревшим четырехступенчатым "автоматом" в середине конвейерной жизни.


Что же заставило автопроизводителей идти на такие демарши, больно бьющие по репутации марки?

Вся правда о коробках передач. Часть 3. Простые роботы Коробка передач, Авто, Робот, Длиннопост

Беречь себя важнее, чем ехать


Начнем со старта. Не всегда машина начинает движение на сухом и ровном асфальте. Иногда надо бывает выбраться из песка или сугроба, тронуться на льду без пробуксовки или стартовать с прицепом на подъеме. На машинах с ручной коробкой работой педалями газа и сцепления управляют "сенсор движения" в пятой точке, "блок управления" в голове и "исполнительный механизм" в ногах водителя. Который заранее знает, что в данной ситуации ему нужно: сберечь сцепление, плавно тронуться с места или совершить силовой рывок. А значит, ответственность за успех старта и его последствия для сцепления полностью лежит на нем.


Если же сцеплением управляет автоматика, она не может знать, что в данный момент от нее требуется. К тому же, ответственность (в том числе, гарантийная) за срок службы сцепления, работающего в автоматическом режиме, лежит уже на автопроизводителе.


Сухое однодисковое сцепление без ущерба для себя не может долго проскальзывать, особенно под нагрузкой. Поэтому автоматика настраивается таким образом, чтобы сцепление "схватывало" достаточно быстро и на малых оборотах двигателя. В результате попытка плавного старта на льду с АМТ выглядит следующим образом. Водитель м-е-е-дленно добавляет газ, но сначала тяги на колесах не хватает, а затем они резко срываются в пробуксовку. Все, приплыли…


Если же это не лед, а снежный сугроб, в котором колеса провернуть тяжелее, колеса после резкого срыва в букс моментально закапываются, а салон наполняется запахом паленого сцепления…


Когда тронуться совсем тяжело – например, в песке или с прицепом на подъеме, автоматика после неудавшейся попытки тут же размыкает сцепление, чтобы уберечь его от перегрузки и не заглушить двигатель. В результате машина дергается на месте и никуда не едет…


Кланяйтесь, господа, кланяйтесь


Но даже если удалось успешно стартовать налегке, не спешите радоваться. Ведь первая передача скоро закончится и надо будет переключаться выше. Если коробка передач – механическая, моменты и манеру переключений выбирает тот, кто сидит за рулем. Хороший водитель переключается так, что пассажиры этого не ощущают. Если же надо разогнаться максимально динамично, он может передергивать рычаг быстро, почти без сброса газа и с полувыжатым сцеплением – чтобы машина на переключениях не "зависала".


АМТ так не умеет. Даже если в ней предусмотрен спортивный режим, он всего лишь смещает моменты переключений в сторону более высоких оборотов. Но сам процесс переключения все равно длится долго – в приоритете у автоматики остается бережное отношение к сцеплению и коробке передач. То есть, поток передаваемой на колеса тяги на долгое время разрывается.


Из-за этого даже при относительно спокойной езде пассажиры на каждом переключении кивают головами, как китайские болванчики – особенно при переходах с первой на вторую и со второй на третью. А при резком старте этот эффект клевка еще больше усиливается.


Например, пытаешься вклиниться в плотный поток с примыкающей дороги. Один из водителей моргает фарами – мол, выезжай, пропускаю. Втапливаешь педаль, машина выстреливает, и вдруг… разгон осекается. И хотя пауза до следующего пинка длится лишь секунду-полторы, пропустивший тебя водитель успевает перенести ногу на тормоз и вспомнить даму легкого поведения.


На спорткарах АМТ пытались делать более скорострельными, но оборотной стороной становились еще более резкие рывки и повышенные нагрузки на сцепление и коробку передач.

Вся правда о коробках передач. Часть 3. Простые роботы Коробка передач, Авто, Робот, Длиннопост

И все равно – расходный материал


Как ни пытается АМТ беречь сцепление, автоматика в отличие от водителя не может адаптироваться под каждую конкретную ситуацию, поэтому работает по заложенному в нее алгоритму. А значит, сцепление зачастую подвергается перегрузкам там, где хороший водитель мог бы обойтись с ним более деликатно.


Практика показывает, что у машин с АМТ сцепление редко выхаживает хотя бы 60 000-70 000 км. А у тех, кто ездит в горах или таскает прицеп, оно вовсе становится расходным материалом, изнашиваясь порой за 10 000-15 000 км. И на водителя – дурака это уже не спишешь, поскольку автоматика не позволяет ему вмешиваться в свою работу.


При этом по мере износа диска сцепления неизбежные для АМТ рывки все больше прогрессируют, добивая и без того измученный диск. Конечно, можно периодически приезжать в сервис и адаптировать моменты "схватывания" под уменьшившуюся толщину диска. Но не слишком ли сложно получается?


В общем, ни один из производителей так и не смог довести АМТ до приемлемых кондиций, и на закате массового производства даже несведущие автомобилисты боялись ее, как огня. Дошло до того, что люди не могли продать на "вторичке" роботизированную "Короллу" – "Тойоту", которую в России боготворят…


Что делать? Проходить мимо


Однако некоторые автопроизводители дождались, пока машины с АМТ уйдут с рынка и ее репутация забудется, после чего сделали второй выход. Сегодня АМТ предлагают, в частности, Renault, ВАЗ и некоторые "китайцы".


Конечно, хотелось бы выступить в роли их адвоката, объяснив право АМТ на жизнь хотя бы тем, что это – самое бюджетное избавление от "ручки". Например, для "Гранты" доплата за АМТ по сравнению с "механикой" составляет 20 000 руб., а за древний четырехступенчатый "автомат" - аж 63 000 руб.


Но если посмотреть чуть шире, можно обнаружить, что для гораздо более дорогого Соляриса современный шестиступенчатый "автомат" обходится всего лишь в 40 000 руб. Так, что пенять надо не на дороговизну полноценной автоматической трансмиссии, а на собственную жадность. Даже если доплата за АМТ составляет символические 14 000 руб., как для "Логана", по сравнению с полноценным "автоматом" это не та экономия, ради которой можно несколько лет терпеть такие мучения.


Поэтому если "ручка" принципиально не устраивает, надо сразу проходить мимо машин с АМТ и выбирать среди моделей с полноценной автоматической трансмиссией. Если же денег на нее нет или оснащаемая АМТ модель нравится настолько, что другая не нужна, ее надо брать с "механикой".

Вся правда о коробках передач. Часть 3. Простые роботы Коробка передач, Авто, Робот, Длиннопост

Спать на потолке тоже можно


Владельцы машин с АМТ, не желающие признавать свою ошибку, обычно говорят: "Неправда - трансмиссия очень даже хорошая! Просто к ней надо приспособиться: не останавливаться на подъемах, не лезть в сугробы, и переключаться под сброс газа, чтобы клевки были меньше". Простите, но спать на потолке тоже можно приспособиться. Только зачем, если жилье с полноценной кроватью стоит почти столько же…?


Производители машин с АМТ также не любят, когда про эту трансмиссию говорят правду. Но что бы они ни заявляли в ее (и свою) защиту, между строк всегда читается одно и то же: "Разрабатывать что-то более совершенное "жаба душит", а денег заработать хочется. Поэтому "впариваем" то, что есть, а вы - очень умные - мешаете нам это делать".


Анонс:


Из всех "роботов" на сегодняшний день жизнеспособны – и то с оговорками – лишь современные преселективы с двойным сцеплением. Об их преимуществах и недостатках поговорим следующий раз.


Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей

22
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю, автор, не знаю.

Катался на Форде Фьюжне с роботом, накатал 110 тысяч, всё отлично, с коробкой вообще никаких проблем не было в принципе. И в снегу, и даже в режиме буксира вела себя вполне корректно и незаметно.
Сейчас, помня хорошие впечатления от того робота, пересел на Ладу Весту с АМТ. У Весты АМТ похуже - по крайней мере переключения заметнее. Но вот тех проблем, что описываются - невозможность стартовать в снегу или на песке - нет в принципе.
Да, коробка в целом хуже полноценного автомата. Но свою задачу - возить с удобством и комфортом водителя, который не хочет орудовать ручкой МКПП и тренировать левую ногу педалью сцепления - она вполне себе выполняет.

раскрыть ветку
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Мерседес Актрос 3:  тягач с полуприцепом-лесовозом на роботизированной коробке (сцепление, коробка и система автоматического гидропневматического переключения передач) в условиях морозов до минус сорока зимой и летнего трафика с лужами глубиной до воздухофильтра (вывоз леса с делянок на дороги общего пользования и  далее к перерабатывающим предприятиям) легко ходит 350 000 км без ремонтов агрегатов трансмиссии.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Про закапывания это да. Есть в семье две машины - оба китайца один на ручке, второй на роботе. На ручке 65к пробегу и сцепа заводская, на роботе диск на 40 прибыл и то по моей ошибке - в глубоком снегу завяз и решил как на механике сделать "газ в пол", но даже в ручном режиме на отсечке робот дернул на вторую и сорвал фрикцион с диска. Теперь вернемся к закапываниям. На механике в песке я смог закапаться до вывешивания колес и пришлось бежать за лопатами, домкратом и уаз патриотом. Робот же просто не дал этого сделать и все ограничилось тремя людскими силами. Вывод? А вывод такой, что робот старается не дать водителю сильно зафейлиться, но требует от него сноровки и мозгов и тогда будет служить долго и исправно. Кстати, про расход сцепления - есть механизм "обратного выжима" без выжимного подшипника от VAG... Там 50к это рекорд жизни сцепления и это механика.
6
Автор поста оценил этот комментарий
Катаюсь на Фиат Браво 2008 с роботом. Про то что, машина закапывается- это да, есть такое. По поводу ресурса сцепления- накатал уже 87 тыс. всё в поряде, рывков, как при износе сцепления тоже нет.
Когда влиться в поток, робот реагирует на сильное нажатие газа и поднимает обороты тысяч до 4-5 потом втыкает вторую. "Ямы" в таком случае нет. Плюс есть ручной режим, когда надо, тогда и воткнул передачу.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

я со своим роботом научилась передачи выбирать сама (благо подрулевые лепестки) поскольку в вязкой пробке на пол часа и больше только ручной режим, иначе перегреется скачками по коротким передачам и начнет скидывать на нейтраль. Еще один минус робота для меня - отсутствие режима паркинг. Профилактика задних суппортов даже чаще инициализации робота) У любой технологии есть свои плюсы и минусы, да сцепление уязвимо, но многое зависит от манеры вождения, да и стоимость замены не такая уж пугающая, все в сравнении познается. Я бы вряд ли кому-то стала советовать робот, но и "ой, что ты, что ты, не вздумай", наверное, бы тоже не сказала, разве что шипы бы порекоммендовала на зиму брать, а не липучку)

раскрыть ветку