Тёмная Башня в мире фэнтэзи

Будь здрав, друже, случайно наткнувшийся на мой пост. Если ты глубокий фанат Тёмной Башни, я дам совет не читать далее, ибо не хочу задевать твоих чувств. Ежели ты просто любитель Кинга и читал Тёмную Башню, тебе, вне сомнений, будет интересно как прочесть, так и прокомментировать сей пост.
Поехали!
Моё знакомство с Кингом началось, наверно, как и у многих. С прочтения "Кладбище домашних животных". Уж очень рекламировали эту книгу. Стиль письма Стивена Кинга сразу запал мне в душу, несмотря на мой ранний возраст (вряд ли больше 14, скорее 12-13 лет). До сих пор Кинг является одним из любимейших моих писателей, в первую очередь за счёт своей уникальной манеры письма, самоанализа и глубокой психологии. Трилогия "противостояние" 1 из любимейших моих книг (их много), но недавно я решил заполнить пробел и прочесть Тёмную Башню. Да, я очень долго к этому шёл. Никогда не видел в магазинах всю серию целиком, а отдельные книги меня не прельщали. В итоге примерно месяц назад решил начать и сегодня завершил. Начиная с третьей книги почувствовал почти непреодолимое желание нажаловаться хоть кому-то - во время прочтения первых двух такое желание было, но умеренное - но, к сожалению, среди моего окружения не оказалось никого, кто читал серию целиком, нашлось лишь два человека кто начинал и бросал на 50ых страницах. Так что решил прочесть сначала все книги, а потом выложить свой пост на Пикабу, так сказать жалоба в массы. Сразу хочу сказать что 8 книгу серии, написанную в 2012 году я не читал. Но она не имеет отношения к нашему путешествию, её события произошли задолго до первой строки первой книги...

Книга "Стрелок" начинается красиво и "по-кинговски", но без обещания развития событий, это чувствовалось с самых первых глав. Словно Кинг так боялся своего эксперимента в стиле "фэнтэзи" что хотел отбить у большинства читателей желание читать, уверяя их "в этой книге ничего интересно не будет, я говорю вам, извините". Что ж, книга радует нас нелинейностью повествования (Кингу этот приём всегда давался легко - вспомни "Кэрри") и экшеном при воспоминаниях о поселении Талл. Всё остальное, даже встреча с Джейком, даже смерть Джейка... слабо. Мы ещё не познакомились с нашим стрелком, не можем по-настоящему переживать за него. Кинг готовит нас к смерти Джейка так настойчиво, что сама смерть не вызывает никаких эмоций (разве что, "ага, случилось"). Разговор с Уолтером меня удивил - не думал что он состоится. "Вырезанные" 10 лет никак не вяжутся со здравым смыслом, так и не понял ЗАЧЕМ Стивен Кинг состарил Стрелка.... Чтобы подтвердить слова "мир сдвинулся"? А может потому что считал что он слишком молод чтобы вести за собой людей? Бред. Или же это возврат? Возврат на исходную после очередного подъёма по ступеням? Жаль мне не достался первоначальный оригинал, пусть и переведённый.
Первый вопрос к тебе, друже. Как ты думаешь, почему 10 лет? Почему не неделя, не месяц? И если кто читал оригинал, читал книгу выпуска до 2003 года, были ли вообще строки про эти 10 лет? Или Стивен Кинг добавил их уже когда у него созрел план, план как наградить Стрелка в конце пути, как награждать его много раз...

Вторая книга цикла "Извлечение троих" начинается спустя примерно 7 часов по завершении первой. Начинается она не очень приятно для нашего героя и далее следует своего рода "психодел" -  перетасовка. Должен сказать, книга мне очень понравилась. Один неприятный момент был, где Роланд и Эдди вдвоём перестреляли бандитскую группировку. Кинг так увлёкся психоанализом Энрико Балазара, что не заметил одного. Умудрённый, опытный бандит, вооружённый, находящийся в своём "доме", на своей территории не пользуется вагоном времени чтобы расстрелять стрелков. Я говорю вам, простите, это бред. Первая грубая ошибка - слишком лёгкая победа 1 профи и 1 наркомана над группировкой профи, да ещё и на их территории. Впрочем, на первый раз простительно, всегда можно списать на волю случая или ка. (кака. Скажите, привет, Эдди) В остальном книга очень хороша, "психодел" (перетасовка) выдержанна очень хорошо, мы поближе знакомимся со Стрелком, держимся в напряжении во время посещения второй двери и не можем оторваться от чтения когда приходит время Толкача. Конечно, если очень хочется, то можно придраться к Одетта/Детта/Сюзанна. Хорошая команда получилась у последнего из рода Эльда? Однорукий стрелок, наркоман и шизофреничка. Скажу честно, мне нравится. Одно не ясно, почему Роланд посчитал что "Толкач" не подойдёт?...шутка.


Раздвоением личности двух персонажей нас встречает третья книга Тёмной Башни - "Бесплодные земли". Откровенно говоря персонаж по имени Джейк мне был настолько скучен и неприятен в первой книге, что во мне всё воспротивилось идее вернуть его. Позже, само собой, я проникся любовью к нему, но позже. Однако, ещё до возвращения Джейка, нас радуют гигантским роботом-медведем Шардиком. Неожиданная болезнь, поразившая огромный механизм неожиданна, как для нас, так и для ка-тета. Кстати, логического объяснения так и не прозвучало и, как мы узнаём позже, "Северный Центр Позитроники" является брендом Алого Короля, но при этом Шардик создан для защиты луча, который стремится уничтожить Алый Король... Хитро придумано! Далее по списку наши хлопцы находят "портал луча" (чтобы это ни было, мне понравилось слово "портал", хммм, подумал я, этот портал перенесёт их к самой башне?") Кстати, Луч не действует за пределами портала? То есть всё что происходит западнее (вроде они шли с запада, да?) происходит абсолютно рандомно, бесконтрольно и неподвластно Тёмной Башне? (ну хоть ка там работает) Любопытная должно быть штука, это ваше Западное Море.

Вообще, немного отвлекусь от общей темы и уделю некоторое внимание такому понятию как Луч. Интересная для нас и очень важная для повествования вещь. Вот только вносит путаницу в разум. Представь Башню и лучи. А теперь добавь множественную вселенную. Слегка плоская картинка, да? Мы получаем Плоский Мир (Скажите, привет, Терри Пратчетт. Кстати, мир Пратчетта с "башней" посередине), а сверху ещё много Плоских Миров (черт, они сговорились). В противном случае Лучи не могут поддерживать все миры разом. Доказательством этому служит перемещение героев из одного мира в другой - везде виден след от Луча. Луч в одном мире находится в том же месте что и в другом. Центр - Башня. Логично, что башня должна быть в каждом мире, пусть эфемерна в "неключевых", а вход только в нижнем (привет, Дискордия!). Факт остаётся фактом, вселенная созданная Стивеном Кингом - плоская. Не в смысле убогая, конечно, просто плоская, не круглая. Кстати, написание третьей книги, где появляется понятия "Луч", приходится на 1991 год, а создание Плоского Мира Терри Пратчеттом на 1980. Так что не исключено, что "плоскость" миров и их параллельность навеяна романами английского писателя.
Но вернёмся. Выясняется что портал луча не подходит для перемещения наших героев в финишу (для меня это был удар) и они отправляются вдоль тропы луча. По пути откапывают Джейка (да, в прямом смысле этого слова), благодаря открывшемуся таланту Эдди, при этом Детта совершает первую жертву во имя Башни - затрахивает некоего демона до ужаса последнего. Но остановимся на другом. Что ждало бы строительную бригаду, попытавшуюся снести живой дом в Нью-Йорке? Великая штука ка! Заставила Джейка придти в дом раньше строителей! А в других мирах в этом месте тоже портал? А страж двери 1 на все миры? Ладно, оставим это на совести писателя. Далее следует знакомство с самым милым, приятным и умным членом ка-тета - Ышем. Ыш - зверёк, проследует с нами практически до финиша и подарит нам самые приятные эмоции. Впятером они приходят в первое поселение после Талла, должно быть Роланд соскучился по таким штукам, с крышами (вспомним 10 лет). Речной перекрёсток, кажется так называлась деревня. Не буду здесь задерживаться. Проследовав вместе с героями мы наткнёмся на нацистский самолёт времён Второй Мировой. Зададимся вопросом "Луд = Нью-Йорк... Почему перенос из одного мира в другой, к тому же такой случайный, не рассчитан на соответствие местоположения?" ответ - мир сдвинулся, ладно, поморщимся, но проглотим.  Ядовитые осы? Белого цвета? Ок, наверно я не в курсе. Хотя гугл ничего не выдаёт. Остаётся позавидовать обширным знаниям Роланда. К тому же впереди путешествие по мосту! Долго ломал голову, почему не по воде? Потом догадался - Роланд не знает о таком способе передвижения (уф, ну хоть чего-то он не знает). Драматичность от подобного "незнания" оказалась высока, ка-тету пришлось разделиться. Не ясно почему уверенность Сюзанны, Эдди и Роланда что они более никогда не увидятся оказалась ошибочна. Во-первых, это случилось один-единственный раз, во-вторых, книга настаивала (во время описания этих событий) на том что подобные ощущения всегда верны. Но поглядим на город Луд! В нём нас встречает пост-апокалиптический бред, который знаком разве что тем, кто смотрел фильм "судный день"(кто не смотрел - не смотрите). Кучка разлагающихся от лучевой болезни самоубийц сверху, кучка чокнутых и больных молодцев снизу, под городом. Они ведут войну между собой. Смертельную войну. Война длиться я забыл сколько, так интересно было. Но вроде лет 70. Вопрос, который я задаю себе: у них там заморозка что ли была какая? Ядерная война, или химическая война - книги не дают конкретики в этом - случилась тысячу лет назад (так пишет Кинг). Да, мир сдвинулся. Но в таком случае давайте скажем, прощай, стрелок, ты умрёшь от радиации. То, что больные лучевой болезнью люди находятся в городе Луд на описываемый момент - непростительная ошибка! Просто косячище. Как они просуществовали тысячу лет? Их род, я имею в виду. Почему они размножаются? А если не размножаются, значит их война длится не 70 лет, а тысячу? Но что-то говорилось про смену бойцов. Значит радиация там есть до сих пор? Раз новые бойцы заболели. Значит стрелкам хана? Я говорю вам, простите за грубость, но Кинг написал бред! Далее нас потчуют ещё более конченым бредом, который (по временным отрезкам) не вяжется с моей теорией о "заморозке" города или его прыжке во времени. Поезд Блейн, очередной свихнувшийся робот-маньяк. (А также, признайте, Блейн - эдакий не хилый "рояль в кустах", пусть и сюжетный.) Свихнулся он как раз таки по причине длительной скуки и невостребованности, что портит картину "сдвигов". Ведь получается что город Луд "сдвинулся" во времени без ангара. Часть города существовала в режиме реального времени? Финал книги скоро, но поскорей бы! Спасение Тик-Така, странно что Роланд не заметил в нём жизни. Или Уолтер воскресил его, как воскресил того старика в Талле? Ой, всё!
А как вам поездка на свихнувшемся моно-поезде? Почему Блейн не знал ответы на "загадки" Эдди? Ведь Блейн связан с загадками всех миров. Да, обычно они классические, однако связь с другими мирами у него есть? Но даже если допустить что Блейн чисто из принципа не интересовался дурацкими приколами, а потому "чисто принципиально" не знал ответов (мы это допустим, ведь хотим прочитать остальные книги), то почему он сломался? Его мозг сломался от бреда? Его компьютерный мозг. Может это вообще шутка от Стивена Кинга? "пока вы читаете мой бред, вы читаете о том что происходит с вашим мозгом, Блейн - это ты, читатель, а загадки Эдди - моя третья книга про Тёмную башню". Ха-ха. Но сломался и сломался, мой мозг тоже был близок к этому. Вопрос в другом, если он сломался, так какого чёрта не разбился? Хотя бы в попытке мести! Почему он просто сломался, сбросил ход и упал? Я бы отомстил. А Блейн вообще псих, к тому же ехал разбиваться. По истечению трёх книг все живы. За исключением Лудян и двух роботов-психов.
Книга за нумером три ужасна, непростительна, бред поверх бреда и заправлено бредом. Очень необычно для Стивена Кинга. Конечно, книга интересна, пестрит событиями, неожиданностями, появлением Луча и Ыша и написана в "кинговском" стиле. Только поэтому я её дочитал и принялся за следующую. Но возмущению моему не было предела, я ожидал большего от первой книги, от второй книги, но третья книга переплюнула всё.

Я говорю вам, простите меня, всё это не "хейт", моя цель не тупо "хейтить" книги, а разобраться и поделиться впечатлениями, косяками. Безгрешных книг не бывает.

Четвёртая книга обидела лично меня. Сюжет первых двух частей "Противостояния" для меня святыня(утрирую)! А события книги начинаются именно в том мире, где "капитан Шустрик" уничтожил человечество (почти). Смысл в том, что Блейн перевёз их через червоточину (лангольеры хрум-хрум) из серединного мира в какой-то другой. Как - непонятно и ждать от Стивена Кинга объяснений не стоит. Верим на слово что такое возможно. Теперь героям надо найти выход обратно (или хотя бы куда-нибудь). Пока они усиленно ищут, на Роланда накатывает волна воспоминаний. Волна настолько сильно захватывает Стрелка, что он рассказывает ка-тету (и нам) свою историю, историю любви, колоссальной победы и сокрушительного поражения. Косяк отмечу один - 3 стрелка(а точнее стрелок и два подмастерья) уничтожают отряд из 40 бойцов (пусть и не профи), а далее разводят как лошков дивизию из 150 или 200 солдат (пусть и новичков). Если три стрелка способны на такое, то мне вообще не понятно как Гилеад умудрился проиграть Фарсону. Просто ка, а с ним не спорят. (ка такая кака) Всемогущий кристалл, злая ведьма, красавица, жирный хрен в мэрах города... всё затёртые штампы, но всё получилось великолепно! Воспоминания Роланда получились у Кинга куда лучше похода на Башню.
После рассказа, занявшего большую часть книги, ка-тет отправляется далее на поиски выхода и попадает в страну Оз (ок). В Изумрудном Замке встречают Мартена\Уолтера/Рэнделла Флега и Тик-Така. Участие Рэнделла Флега опять меня задело, хотя я никогда не считал его ключевым персонажем "Противостояния". Но воплощение дьявола, Сатаны в "противостоянии" превратить в заурядного мага, которого в 14 лет отодрал в зад какой-то бомж? Ну офигеть. Кинг убил Флега. Убил как персонажа, своим желанием впихнуть всё и всех в "башню". Но это его право, нам остаётся лишь мириться с этим. То, к чему придерёмся тоже касается Флега, но частично: Тик-Так открывает огонь из пулемёта по стрелкам, при этом стреляя как любая косая мартышка в дешёвом и убогом боевике. За счёт эффекта неожиданности все пятеро должны были рухнуть в первую секунду замертво, но Роланду везёт на противников-дебилов. А вот почему выбор Флега пал на дебила - не ясно. Ка-тет успешно вываливается из Изумрудного замка, а заодно и из погибшего мира, продвигаясь вперёд по мановению волшебной палочки (пера Кинга), "роялям в кустах" и косым мартышкам, выбранным на роль антагонистов.

ПС: секс Сюзанны с демоном можно сравнить с сексом Флега и его невесты - холодный половой огран, напоминающий стальной стержень. Может Кинг хочет нам сказать что Флег  на самом деле один из первородных демонов Срединного мира? Который как-то вырвался из своей клетки. Но как тогда объяснить воспоминания Флега о детстве?...

Пятая книга доказывает нам что Кинг запутался окончательно и бесповоротно. "Волки Кальи", в общем и целом, без привязки к Тёмной Башне - великолепная книга. Уберите из неё Луч и Башню - получится классный вестерн! А теперь о ляпах.
"Рояли в кустах" - мешочек для гольфа. Кем оставлен, как, почему? За что нам это? Кинг перепутал фэнтэзи (Властелин Колец, Песнь Льда и Пламени, пусть она и не написана на тот период) с фэнтезийными сказками (Хроники Нарнии, Страна Оз, Гарри Поттер). Суть в том, что первые для широкой публики, а вторые ну только для детей. Из-за повсюду разбросанных "роялей в кустах". Без них сюжет не движется. Так и в Башне. Вот только хладнокровность героев Башни не вяжется с детскими книжками.
Сразу перейдём к временным провалам и неувязкам. Время движется параллельно во всех мирах. После того как "мир сдвинулся" параллельность исчезла. Появились скачки и временные провалы. Однако, после того как мир сдвинулся, наука остановилась (видимо из-за временных провалов вымерли все специалисты, не успев воспитать молодёжь, гипотетически это возможно). Волки используют такое оружие, как снитчи уже 120 лет, а в ключевом мире на момент рассказа 1999 год. Вопрос, в мире Кальи Гарри Поттера придумали раньше? И наука мира Роланда видимо развивалась куда как быстрее нашей! Они успели уничтожить свой мир ядерной(или химической) войной тысячу лет назад, когда мы ещё фрукты с деревьев палками сбивали. Почему при разговоре о параллельности миров аналогичности науки не видно? Одинаковых(почти) Нью-Йорков сотни и все развиты примерно одинаково. Зато в Калье применяются взрывающиеся снитчи из Гарри Поттера и световые мечи джедаев(наверняка красного цвета). При этом ЭТО не могло остаться от "древних", а если осталось именно от них - то несоответствие времён вообще колоссальное. Пропасть. Ключевой мир отсталый, а Роланд восхищался высотками, автомобилями и прочими удобствами Нью-Йорка. (вонью не восхищался). Значит в мире Роланда изобрели атомное оружие, а высотки не придумали? А когда Фарсон воевал с Гилеадом, почему не использовал снитчи, почему искал нефть для некоего загадочного оружия (теоретически массового поражения, возможно атомного)? Неувязки, сплошные неувязки. Северный Центр Позитроники существует явно более тысячи лет. Шардик остался от древних, но на нём клеймо СЦП. Значит Северный Центр Позитроники и есть "древние"? А с каких пор они принадлежат Алому Королю? И сколько лет(веков) вообще живёт это существо - Алый Король? По тексту кажется что оооочень давно, чуть ли не вечно. Так может он и есть "древний"? Один из них? Может он сошёл с ума, потому что остался один? И тем не менее это всё равно не объясняет отстающий уровень развития "Ключевого мира". разве может мир "низший" превосходить мир "верхний"? Разве это не сравнение ада и рая? Или Добра и Зла? Как по мне - именно временная неувязка является "ключевым" ляпом всей Башни.


Продолжение напишу завтра или никогда (хотя последняя книга требует критики). Сейчас, всем кто дочитал, огромное спасибо! Надеюсь вы задались теми же вопросами что и я. Тёмная Башня должна рухнуть, по-крайней мере в наших головах. Весь цикл требует переработки, корректировки. Стивен Кинг мечтал о фэнтези, он писал об этом в начале "Стрелка", он писал о том что считает Башню вершиной своего таланта. К сожалению, это явно не так. Идея - быть может. Реализация - ужасна. Как сериал Лост (куча загадок про которые сценаристы потом сказали "мы запутались, мы говорим вам, простите нас").

Такие книги как "извлечение троих" и "колдун и кристалл" великолепны. Если не начинаешь думать глобально, обо всём цикле. "Волки Кальи" я тоже причисляю к отличным книгам, но уж слишком большие неувязки с остальными книгами и с самой собой.

3
Автор поста оценил этот комментарий

я списал всё на общую наркоманию))) после первых двух книг порадовал поезд, а потом начался откровенный бред. Хотя история про молодого Роланда была логична и интересна, но первый раз, когда читал сагу (я извращенец? читал 2 раза))) я просто пропустил её. Подожду твоего описания остальных книг))

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Многобукв.. не осилил)

Скопипасчу на всяк случай общеизвестное мнение о башне. К мелким ошибкам/ляпам можно не придираться - это все-таки обычное чтиво которое никак не может быть научным трактатом или историческим трудом, хотя на это и претендует.

Весь цикл испортила концовка, в первых книгах подавалась мега-эпичная сага а в конце половину героев поубивали и вообще конец унылый.

Требую не продолжения а переписывания двух последних книг, и будет годно.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

окей, лично я считаю что ты как минимум читал некоторые моменты (скажи привет, Блейн) невнимательно.

1. 10 лет - сказать, честно, нечего, но по сути с этих 10 годков сказался только артрит Роланда.

2. Порталов (если ты таки читал невнимательно) было много, не все работали - да, но их было много. Конкретно тот портал с стражем - неизвестно, может быть в этом мире он был там, в других - где-то еще.

3. Радиация. Я не силен в ядерной физике и всеми прилагающимися науками, но может быть был какой-то источник радиации, вспомни земли за Лудом, там черным по белому написано, что там высокий уровень радиации (именно поэтому им и понадобился Блейн). В городе может быть источник с низким уровнем радиактивного заражения и местные жители, постоянно находящиеся под облучением болеют, а стрелкам с их недолгим визитом ничего не угрожает.

4. Про Блейна я вообще не понимаю какие у тебя вопросы. Найди место в книге и перечитай, там не так много. Загадки он не смог отгадать потому что в них использовалась другая логика. Не разбился он потому что не отгадал загадку. У них же договор был, что если он хотя бы одну загадку не отгадает, то он их довезет, иначе - убьет всех, включая себя. И кстати, на вокзале в Луде (плохо помню) вроде бы у Блейна были приспособления для убийства. Поэтому может Колыбель (вроде так он назывался?) была в более-менее приличном виде. Лудовцы ведь боялись Колыбели как огня.

5. Воспоминания Флега запросто могут быть ложными. Вспомни-ка своё любимое Противостояние. Там он не помнил ровным счетом ничего из случившегося ранее и лишь немногие моменты вспоминал. А в конце он вообще оказался в совершенно другом месте и ничего не помнил (p.s. как ты вообще читаешь книги если такого не помнишь? :) ).

6. Мешочек для гольфа. Запросто мог появится как и рог Эльда (так сказать бонусы за круг, да простят меня те, кто еще не читал), а принадлежать, например, отцу Роланда или тетке в 12-ом колене (утрирую).

7. Снитч. Тут я вообще тебя не понял. Вспомни-ка Срединный мир. Разрушенные нефтяные вышки, туннели через всю гору, сраный поезд-псих с неплохим таким ИИ и прочее. Все еще думаешь что мир стрелков - второе тысячелетие?

8. Восхищение Роланда на тему высоток по-моему вполне понятно. В книгах четко и ясно видно, что мир стрелков это глубокое будущее. Как раз вариант обмена ядерными боеголовками по всему миру. Понятно что в их времени "технологии" постройки небоскребов утрачены (да и на кой они им?).

9. Древние и СЦП. Ты вообще серьезно? Нужно думать (хотя бы чутка) когда читаешь. Вполне очевидно, что "древние" это люди ДО ядерной войны вместо со всеми технологиями, знаниями и умениями. Причем как я понимаю прошло не одно поколение с того времени, раз все, у кого остались хоть какие-то знания - умерли. Правда не совсем понятно почему никому ничего не передали.

Наконец-то твоя портянка кончилась. У меня тоже получилась портянка. В общем, дружище, ты когда читал либо не думал, либо не хотел понимать связей. Перечитай или забей, мне всё равно.

Долгих дней и приятных ночей тебе

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Пока Кинг писал эту эпопею, он успел выучиться в колледже, жениться, вырастить детей, выдать замуж дочь-лесбиянку за пастора-негритянку, пристраститься к наркоте, слезть с наркоты, попасть под машину. Неудивительно что все книги разные и сюжетная линия сшита как попало.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Не стоит упоминать Хроники Нарнии, она нифига не детская на самом деле, как и Темные начала. Вот только Темные начала жизненные, тогда как Хроники Нарнии полны настоящей ненависти ко всему живому. Аслан является типичным олицетворением Бога. Появляется когда уже без него все решили, страдает, а потом берет и всех убивает. А то что со Сьюзен стало вообще страшно. Мало того, что она нелогично начала себя вести и отказалась верить в Нарнию, которая настоящая, считая все сказкой и сном. Так еще и осталась старой девой. А все потому, что не хотела хренью страдать и хотела жить в своем родном мире.

Вот тут каноничный рассказ о Сьюзен


http://www.e-reading.club/chapter.php/71434/92/Geiiman_-_Hru...