Творчество Виктора Цоя - путеводитель осмысленной жизни
С творчеством Виктора Цоя столкнулся в раннем подростковом возрасте. Зацепило сразу. Музыка, стихи, исполнение. Но смысл песен в более полной их мере стал понятен намного позже, когда подкрепился собственным жизненным опытом.
Приведу мысли, вызванные самыми известными произведениями Виктора, поднимающего в них наболевшие вопросы человеческого существования, которые он видел вокруг, которые решал сам и хотел, чтобы и мы о них задумались. Вопросы эти ставят нас на распутье, заставляют поразмыслить, что сделать в жизни, как её прожить - подобно лежачему камню, либо же - подобно горящей звезде.
Этот светлый образ звезды проходит сквозь многие труды Цоя, как спасительный образ надежды, мечты, как высокая цель, своим блеском пробуждающая силы на новые свершения.
В литературных произведениях классиков встречается та же проблематика, что и в песнях Виктора. Поэтому его творчество, на мой взгляд, и не теряет актуальность во времени.
В песне “КРАСНО-ЖЕЛТЫЕ ДНИ” есть такие строки:
А мне приснилось: миром правит любовь,
А мне приснилось: миром правит мечта.
И над этим прекрасно горит звезда,
Я проснулся и понял - беда…
Виктор говорит о том, насколько не идеально человеческое общество и дает повод задуматься, каким оно могло бы быть, если бы им правили те самые Любовь и Мечта.
Похожую идею встретил в произведении Ф.М. Достоевского “Сон смешного человека”, где главный герой во сне попадает на другую Землю, похожую на представляемый нами Рай, и, понимая ту огромную разницу между реальной жизнью на Земле и той, что ему приснилась, решает начать проповедовать о добре и любви здесь, в настоящей жизни.
Следующий отрывок из “ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ”:
Хочешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять, как есть,
Встать и выйти из ряда вон -
Сесть на электрический стул или трон?
Задаем ли мы себе такие вопросы? Поступаем ли в жизни относительно них? Или пытаемся не обращать внимание, если уж они и возникают? Знаю точно, что, например, Высоцкий не принял, как есть. Он как и Цой выбрал другой путь. Известные строки из его “Баллады о Борьбе” подчеркивают душевный накал автора, его реакцию на “удушье” в обществе, в стране:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Также тема борьбы и болезненного переживания музыканта за человечество, вопрос о том, куда катится этот мир и в песне “МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ”:
Зерна упали в землю, зерна просят дождя. Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем.
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.
Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…
Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.
Знаменитая “ГРУППА КРОВИ”:
И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь!
Призыв к тому, чтобы идти к высокой, может быть, даже недосягаемой мечте, отвечать на вызовы жизни, а не отсиживаться в стороне, пренебрегать обывательским домашним уютом, спокойным разнеженным состоянием, ведущими только к духовному застою.
Подобные мысли и в стихах песни “ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ, Я УХОЖУ”:
Они говорят: им нельзя рисковать,
Потому что у них есть дом, в доме горит свет.
И я не знаю точно, кто из нас прав:
Меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед.
Даже смешно представить, к примеру, Македонского или Жукова, привязанных к обычным обывательским радостям, лелеющих себя в тепличных условиях.
Легендарная “ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ”:
И мы знаем, что так было всегда, что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим, и кому умирать молодым.
Он не помнит слово "да" и слово "нет", он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон...
Зачастую век таких героев действительно не долгий, но, подобно нашему светилу, бесконечно яркий. Здесь вспоминается та притча об Орле и Вороне… Чем “питаться” в жизни каждый выбирает сам. Помимо этого, вопрос и в том, чтобы и в себе развить эту способность “дотянуться до звезд”.
“НЕВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ”:
Командиры Армии Лет, мы теряли в бою день за днем,
А когда мы разжигали огонь, наш огонь тушили дождем.
Мы сидим у разбитых корыт и гадаем на розе ветров,
А когда приходит время вставать, мы сидим, мы ждем.
Часто мы жалуемся на жизнь, на ее несправедливость. В наших неудачах виним кто-то еще, но только не самих себя. Так вот, чтобы песня нашей жизни была все таки ВЕСЕЛОЙ, необходимо найти смелость и решительность, чтобы не просидеть, и не прождать в нужное время.
“ПАЧКА СИГАРЕТ”:
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,
Обернулся - и не смог разглядеть следы.
“В НАШИХ ГЛАЗАХ”
Постой, не уходи! Мы ждали лета - пришла зима.
Мы заходили в дома, но в домах шел снег.
Мы ждали завтрашний день, каждый день ждали завтрашний день.
Мы прячем глаза за шторами век.
Жизнь по инерции... в однообразном рутинном порядке, когда человек проживает как бы чужую жизнь, уже полностью придуманную кем-то наперёд, не раскрывая именно свой уникальный творческий потенциал, не изменяя существующую реальность, не оставляя своего следа в истории… А “билет на самолет с серебристым крылом” - лишь попытка временно убежать от самого себя.
Знакома ситуация?
“ПЕЧАЛЬ”
И вроде жив и здоров, и вроде жить - не тужить.
Так откуда взялась печаль?
А вокруг благодать - ни черта не видать,
А вокруг красота - не видать ни черта.
“ЗВЕЗДА”
Ох, заедает меня тоска -
Верная подруга моя.
Пей да гуляй, пой да танцуй,
Я с тобой пока.
Тоска от бессмысленности жизни. Вроде все есть: семья, работа, дом, машина, а чего-то все равно не хватает… Человек, ориентированный на полноценную реализацию своих жизненных способностей, не удовлетворится лишь материальными благами, навязываемыми потребительским обществом. Без привязки к высшей благой цели, без служения ее идеалам тоска, как жук-древоточец, будет грызть душу.
Отсюда тот самый кризис среднего возраста, что застигает врасплох , если не позаботиться об осмысленности бытия заранее.
Изо дня в день современный человек в погоне за деньгами, за навязанными шаблонами красивой жизни набивает весь свой день “важными” делами, что на самом деле говорит лишь о страхе остановиться, чтобы остаться наедине с самим собой, поговорить со своим внутренним собеседником, ответить ему на вопросы “Зачем я пришел на эту землю? Что оставлю после себя?”
Вспоминается один случай, когда уже пожилой человек в общей беседе о “нелегкой нашей жизни” уверенно заявил, что смысл-то ее в том и есть, чтобы родить и воспитать детей… Это прозвучало как оправдание. Я обеими руками за продолжение рода! В обязательном порядке! НО хотелось бы расширить границы смысла жизни. У детей будет своя судьба, и она может в корне отличаться от ожиданий родителей. Поэтому сводить суть своей жизни только к детям было бы слишком эгоистично. Ведь тогда мы ничем не отличаемся от любого зверька, которого к размножению ведет лишь инстинкт. А жизни монахов, ради идеи, ради служения высшему смыслу которые полностью отказываются от мирских радостей, разве не говорят нам о бесконечной силе осмысленного человеческого существования?
Каждому человеку лично необходимо приложить все усилия, чтобы раскрыть свой собственный потенциал, свое собственное предназначение.
“ЛЕГЕНДА”:
А жизнь - только слово, есть лишь любовь, и есть смерть.
Эй! А кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать.
Как нельзя лучше здесь подойдут слова Нила Тайсона, американского астрофизика, который говорит, что именно осознание того, что мы смертны, определяет то, как мы смотрим на жизнь. Совершать что-то нужно сейчас, выражать свою любовь нужно сейчас, а не потом. Страшно не умереть, а прожить жизнь и не совершить того, что мог бы совершить.
Помимо прочего, знаменитый психоаналитик и философ Эрих Фромм считал любовь решением проблемы человеческого существования. Думаю, Цой тоже.
“ВОЙНА”:
Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь,
Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь,
Где-то есть люди, для которых теорема верна,
Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом, под которым дрогнет стена.
У Экзюпери “суть танца, стихотворения, алмаза - в преодолении. Незримое, оно насыщает твои труды смыслом.” Так и Цой-боец доносит до простых людей искорку силы на преодоление, призыв к борьбе за жизнь, наполненную смыслом.
Здесь мы коснулись лишь части творчества Виктора, но уже и этого достаточно, чтобы проследить связь волновавших его вопросов с вопросами, над которыми задумывались и другие люди, люди разного времени, разных профессий, разных судеб. Видимо, человек так устроен, что жаждет найти ответы, разрешить эти задачи. Надеюсь, что с каждым следующим поколением ответов станет хоть чуточку, но больше, ведь мы тоже приложим к этому усилия.
Какой смысл в таком разборе текстов вообще?
Вспоминаю среднюю школу - эффективность метода "прочитай и напиши сочинение" в прививании чувства прекрасного - ничтожна.
Очень уважаю творчество Цоя, но мне всегда были ближе Алиса, ДДТ,Пикник.Простите, если кого-то обидел своими рассуждениями.
Тексты у Виктора, если выйти за рамки "попеть у костра под пивко" - очень крутые. Я порой читаю безо всякого музыкального сопровождения, просто очень сильное творчество.
Ага ага, за "восьмиклассницу" раньше 8 лет не давали?