Такое разное слово PIKABU или наглядная история письменности
Всем привет! К сожалению, прошло много времени с публикации моего последнего поста. Пока у меня плохо получается структурировать знания для написания второй практической части. Дабы скрасить ожидание, я предлагаю Вашему вниманию небольшую статью, посвященную краткой истории развития письменности. Когда я начинала свое знакомство с каллиграфией, я часто пренебрегала большими историческими текстами, мне казалось это немного скучным. С опытом уже становиться все интересней и интересней. Поэтому я решила сделать упор на визуальный ряд.
Пожалуй, пропустим этапы пиктографии и египетских иероглифов и начнем наше знакомство с эпохи Римской Империи. Самыми известными шрифтами Древнего Рима считаются рустика и римский капитальный. Образец последнего весьма неплохо сохранился на табличке в основании колонны Траяна.
КАПИТАЛИС РУСТИКА (II-IV в)
Рустика (от лат. от лат. rusticus — букв. «деревенский», «простой», «грубый», «неотёсанный») являлась по больше части повседневным письмом. Так как в быту требовалось писать быстро, в этом шрифте присутствует некая небрежность. Буквы старались сузить в целях экономии пространства на листе. Рустику использовали для написания книг, документов, личных записок. Интересный момент - слова разделялись не пробелами, как мы привыкли, а точками, проставленными на высоте примерно равной половине буквы. Так же в рустике, как и в остальных древних видах письма не существовали только строчные буквы. Аналоги прописных буквы (заглавных) появляются позже(ломбардские версалы и более богатые - буквицы)
КАПИТАЛИС КВАДРАТА (IV в)
Если рустика бытовое письмо, то капиталис квадрата более торжественное. По пропорциям буквы в этом шрифте близки к квадрату - отсюда квадрата и получила свое название. Как можно заметить этот стиль письма более строгий, монументальный. Его использовали для написания очень дорогих книг, так как процесс написания был довольно таки трудоемким и долгим, требовал нестандартных поворотов пера и хорошо развитого навыка писца. До наших дней сохранились всего 4 книги, написанные этим стилем(для сравнения - унциал - около 500 книг)
УНЦИАЛ (IV—VII вв)
На развитие письма так же влияло развитие архитектуры - в конце 3 века в зодчество приходят округлые формы арок и сводов, что отражается в пластичности линий в шрифте унциала. Унциал считают первым шрифтом, предназначенным под ширококонечный инструмент, на это влияет появление некого прообраза книги - на смену ломкому папирусу приходит гладкий пергамент, который можно было сшивать в тетради и брошюры. Таким образом, писать стали больше и это требовало увеличения скорости, поэтому последовательность написания знаком упрощается. С появлением книги начинается своего рода эпоха расцвета иллюминирования, издания богато украшают орнаментами, декорируют начальные буквы текста(буквицы). Чаще всего письмо использовали в церковных целях, поэтому развитие унциала происходило в скрипториях христианских монастырей. при оных открывались школы красивого письма, которые распространялись по всей Европе. Под влиянием разных культур и традиций в унциальном письме появляются новые ветки развития (полуунциал, четверть-унциал, курсивные формы)
ПОЛУУНЦИАЛ - "разновидность" унциала
КАРОЛИНГСКИЙ МИНУСКУЛ (IX в)
Своему появлению этот вид письма обязан правлению Карла Великого, который направил реформы на исследование, переписывание и распространение античных текстов (каролингский ренессанс в культуре и образовании) Каролингский минускул - совершенная форма всех видов унциального письма. Считается, что это самое гармоничное и быстрое письмо из всех, которые были распространены по Европе того времени.
РАННЯЯ ГОТИКА
Некий переходной шрифт между каролингским минускулом и текстурой. Был распространен с конца XI века. Этот стиль письма появился раньше чем готический стиль в архитектуре, но в последствии на него оказали влияние стрельчатые формы, которые пиками взмывали в небеса.
Вначале буквы постепенно вытягивались в высоту, начертание почти не изменяется. Постепенно межбуквенные пробелы становятся все уже, как и внутребуквенные просветы.
ТЕКСТУРА (конец XII в)
В текстуре мы уже можем заметить явное влияние готической архитектуры, буквы заостренные, вытянутые. Текст написанный этим шрифтом покрывал страницу полностью, как ковер, отсюда и название. Межбуквенные пробелы примерно равны ширине вертикального штриха, что позволяло значительно сэкономить место. Текстуру широко использовали с религиозных и светских книгах. Еще интересный момент, в текстуре начинает появляться точка над буквой i, вначале в виде легкого штриха, который впоследствии эволюционирует в точку. В качестве заглавных букв используются ломбардские версалы - декоративная форма унциальных знаков.
РОТУНДА (XIV в)
Родиной ротунды является Италия, где так и не прижилась тяжелая текстура. Этот шрифт использовался для оформления больших и роскошных книг. Итальянская готика сохранила в себе мягкие овальные формы от каролингского минускула, но так же почерпнула из готики типичные надломы и "плотность" текста.
БАСТАРДА (XIV-XV вв)
Наряду с книжным письмом существовало еще и повседневные курсивные формы. Понятие курсив применялось к более менее беглому письму и в средние века разновидности курсива были прозваны бастардами - что в переводе означает "незаконнорожденный ребенок". Отсюда и название этого вида письма взращенного в канцеляриях.
ФРАКТУРА (XVII-XVIII вв)
Поздняя разновидность готического письма. Широко использовалась в канцелярском письме.
Одной из особенностью фрактуры является наличие декоративных элементов, штрихов и завитков, что говорит о влияние стиля барокко.
Интересный факт - фрактура активно использовалась как элемент фашисткой пропаганды, считалась глубоким и серьезным письмом в отличии от легкой антиквы.
АНТИКВА (XV-XVII вв)
Антиква или новое письмо. Стоит заметить, что антиква очень похожа на каролингский минускул, появился этот стиль благодаря копированию древних документов. Каролингский минускул ошибочно приняли за старый античный шрифт и дали название Antico (древний), немного усовершенствовали его (увеличили межстрочные интервалы, но оставили небольшое расстояние между буквами как в готике)
ИТАЛЬЯНСКИЙ КУРСИВ
Отцом италика можно считать Николо Никколи, он получил свою известность тем, что переписывал множество древних рукописей. Гуманистический минускул показался ему слишком медленным для написания. Легкий наклон букв вправо значительно увеличил скорость письма.
Надеюсь Вам понравилось! Спасибо за внимание.
Единственный пост, который не спиздят другие паблики :D
Очень! Шикарный и действительно интересный пост. Побольше бы таких на Pikabu. Спасибо за годноту, автор!
Жаль только, ночью размещен, сейчас тут людей не много. Лучше размещать такие посты, чуть раньше, больше людей увидит.
Ну, что пикабушники, постараемся поднять пост в горячее, а оттуда в лучшее? Не скупитесь на плюсы автору за хорошую работу!
Сидишь такой, пытаешься не раскидываться, упорядочить свои дела и тут приходит девушка с ником hloke и говорит: а ты ещё начни заниматься каллиграфией!!
А где скачать такие шрифты ?