Швеция vs СССР, 1941-45, подводная война

В каментах к позапрошлой теме начался небольшой спор о том, против кого воевал СССР в 1941-45 годах. Против Германии, или объединенных сил Европы?


По этому поводу неплохо бы напомнить о тайной советско-шведской необъявленной войне, после которой шведы до сих пор панически реагируют на информацию о "русских подлодках" и пугаются каждого дохлого бегемота у своих берегов.


Итак, немного статистики: "Всего в период с 1939 по 1945 год Швеция экспортировала 58 миллионов тонн железной руды, 60 тысяч тонн подшипников, 7 миллионов тонн целлюлозы, 13 миллионов м³ пиломатериалов, 70 тысяч тонн машин и оборудования. Крупнейшим потребителем шведских товаров в 1939–1944 годах, как и в Первую мировую, была Германия." http://svspb.net/istorija-shvecii/vtoraja-mirovaja-vojna.php


"Через шведские «нейтральные» порты для Германии шли значительные поставки из Латинской Америки. Наша военная разведка сообщала, например, что с января по октябрь 1942 года в Германию через шведские порты ввезено более 6 млн. тонн разных грузов, в основном стратегическое сырье." http://goldnike-777.блогспот.ком/2013/05/blog-post_12.html


"Однако шведская железная руда поступала немцам не только в виде сырья.

Знаменитый на весь мира концерн «СКФ», производивший лучшие на планете шарикоподшипники, поставлял эти, не столь уж, на первый взгляд, хитрые технические механизмы, Германии. Целых десять процентов шарикоподшипников, получаемых Германией, приходилось, по данным «Норшенсфламман», на Швецию. Любому, даже вовсе неискушенному в военном деле человеку, понятно, что означают шарикоподшипники для производства военной техники." https://www.politforums.net/historypages/1446821128.html


Но не все было так гладко и позорно. Там же - "И только советские подводные лодки после 22 июня 1941 года временами доставляли шведам большие неудобства, торпедируя шведские транспорты, в трюмах которой эта руда переправлялась"


До недавнего времени эта тема не очень афишировалась - что это за недостойное Советского Человека пиратство - топить мирные суда нейтрального государства, но сейчас мы можем узнать подробности практически из первых уст - https://secrethistory.su/246-geroy-podvodnik-lisin.html


"Советское руководство было хорошо осведомлено о морских поставках железной руды из Швеции в Германию и переброске немецких войск на транспортах в Финляндию шведскими территориальными водами. Наши подводные лодки начали оперировать у шведских берегов ещё в 1941 г.


Но эти редкие стычки между советским и шведским флотами не шли ни в какое сравнение с 1942 годом, когда наши подводные лодки и шведские боевые корабли начали беспощадную охоту друг за другом. Ещё в начале года на заседании Военного совета КБФ начальник штаба флота вице-адмирал Ю.Ф. Ралль доложил, что из Швеции немцы получают важнейшее стратегическое сырьё — руду и металл. Ни для кого не было секретом, что каждый немецкий танк на 70% состоит из шведской стали. Шведам решено было преподать серьёзный урок, который заставил бы их отказаться или сократить поставки этого сырья в Германию.

...

Около трёх суток было затрачено на переход через минные поля в Финском заливе. На заданном рубеже командир радиограммой доложил командованию о выходе в Балтийское море. Ему было приказано следовать к Норчёппингской бухте. Там Лисин попортил шведам немало крови.


Рано утром 9 июля, находясь на позиции у о-ва Аркё, «С-7» во время зарядки аккумуляторных батарей была атакована шведским патрульным самолётом. Он обстрелял лодку из пулемёта и сбросил 2 бомбы, когда она уходила на глубину. Взрывы не причинили серьёзных повреждений, но в зенитный перископ ещё долго было видно, как самолёт кружил над местом погружения.


В тот же день, в 16 час. 17 мин. «С-7» обнаружила и атаковала двумя торпедами одиночный транспорт. Судно сумело уклониться от торпед и, увеличив ход, скрылось из вида. Атакованным в шведских территориальных водах оказался шведский же пароход «Норег».


Через час показался конвой в составе 8 торговых судов под охраной 4-х шведских боевых кораблей — 2 эсминцев типа «Гетеборг» и 2 сторожевых кораблей типа «Ягарен». «С-7» попыталась войти в атаку, однако поднятый перископ был обнаружен эскортом. Шведский эсминец устремился на таран, но лодка в последний момент успела уйти на глубину, так что винты корабля проревели над рубкой. Это был эскадренный миноносец «Норденшельд», который затем сообщил о проведенной против него атаке, от которой он, якобы, уклонился. Как бы то ни было, атака «С-7» была сорвана.


И всё же 9 июля подводной лодке «С-7» удалось открыть свой боевой счёт. Вечером в том же районе было обнаружено одиночное судно. Лисин попытался атаковать его из подводного положения, но у торпеды зажало хвостовой стопор, и она не вышла из аппарата. Транспорт удалялся. Раздосадованный командир приказал всплыть и начать преследование. Через 15 минут «С-7» догнала судно и, развернувшись, в 19 час. 58 мин. выпустила торпеду с дистанции 4 каб. Транспорт пытался уклониться, но торпеда попала в район ходового мостика и он, разломившись пополам, затонул. Жертвой стал шведский пароход «Маргарета» (1272 брт [1]), шедший из Норденхама в Тёрнгрен с грузом кокса. 14 членов команды, в том числе капитан Кнут-Магнус Тёрнгрен погибли. 4 моряка были спасены проходившим пароходом «Хемсе». В 20 час. 11 мин. командир эсминца «Стокгольм» радировал Командующему ВМС Швеции о гибели «Маргареты».


В ночь на 11 июля капитан-лейтенант Лисин по радио получил приказ сменить позицию, переместившись южнее, к северному входу в пролив Кальмарзунд. После полудня был обнаружен конвой, состоящий, по мнению командира, из 16 транспортов, миноносца и двух сторожевых кораблей. Над конвоем кружил самолёт.


С.П. Лисин так рассказал об этой атаке: ««Смотрю вправо, миноносец, охраняющий конвой, идёт в нашем направлении. На этот раз мы крепко вцепились. Не уклоняясь от боевого курса, я шёл к намеченной для залпа позиции, следя за целью и приближающимся миноносцем. Он всё ближе. Его изображение растёт в окуляре перископа. До угла упреждения осталось два градуса. Под форштевнем белые буруны пены. Миноносец идёт на таран впереди колонны судов, среди них — огромный транспорт. Рулевой Оленин прекрасно держит курс. Боцман Пятибратов управляет горизонтальными рулями. Глубину не меняем. По расчётам до момента залпа осталось меньше минуты. «Аппараты — Товсь! Нос транспорта на перекрестье нитей перископа. Пли! Наконец-то!


Две торпеды вышли из аппаратов. Я едва успел опустить перископ. Слышу через корпус прямо над головой шум винтов миноносца. Только его пронесло, как одновременно раздались два взрыва. Докладывают: «Товарищ командир, наши торпеды взорвались!» Отходим. А взрывы продолжаются: четвёртый, пятый, шестой!.. Миноносец забрасывает нас теперь глубинными бомбами. Инженер-механик Корж в центральном посту стоял рядом со мной с блокнотом в руках. Лодка содрогалась от страшных ударов. Но у этого человека столько самообладания! Он невозмутимо вёл подсчёт сброшенным бомбам. В лодке погас свет,зазвенело разбитое стекло. Потекли сальники, стала поступать вода.смотрю в перископ на транспорт и мчащийся на нас миноносец. По моим подсчетам, в непосредственной близости от нашей «семёрки» было сброшено 23 бомбы. Мы отошли. Постепенно взрывы смолкли. Захотелось взглянуть на результаты атаки. Лодка подвсплыла, я взглянул в перископ.Глядим — на месте атаки стоит миноносец и транспорт без хода, развернувшийся на обратный курс. На воде плавают обломки затонувшего судна, стелется дым. Ходят шлюпки, подбирая с воды матросов».


По шведским данным атаке подвергся конвой из 28 торговых судов в охранении эсминца «Норденшельд» (капитан П. Гамильтон), сторожевых кораблей «Снаппханен» (капитан Х. Викстрем) и «Ягорен» (лейтенант Х.Хеллке). К югу от Херадшер был встречен другой, идущий на север конвой, к которому присоединился и «Норденшельд». Торпеды «С-7» были выпущены по судну «Лулео» (5659 брт), шедшему с грузом железной руды из Лулео в Гамбург. Судно уже обошло отмели Хенделёпет», как в его носовую часть, в район первого трюма попала торпеда. «Лулео» затонул в течение 2-х минут, на мелководье, так, что над водой остались видны одна мачта и часть мостика. Вместе с судном погибли 8 человек, в том числе капитан Р. Вестин.


После залпа одна из торпед выскочила на поверхность в 200 метрах от СКР. Шведский корабль повернул к ней и сбросил 4 глубинных бомбы, надеясь сбить торпеду с курса. Одновременно подавались предупредительные сигналы для судов конвоя, но было уже поздно. После гибели «Лулео» преследование «С-7» продолжалось. Всего «Снаппханен» сбросил на неё 20 бомб, «Ягарен» — 6. Затем «Ягарен», шведский пароход «А.Т. Ионанссон» и финский «Навигатор» приступили к спасению экипажа «Лулео». Всего было подобрано 18 человек вместе с лоцманом.


На месте взрыва глубинных бомб наблюдалось большое пятно соляра, что дало основание шведам считать подводную лодку потопленной.


«С-7» тем временем продолжала свои боевые действия.. Утром 14 июля в перископ был обнаружен транспорт, но из-за большого расстояния атаковать его не удалось. В 11 час. 53 мин. было обнаружено ещё одно судно и в 12 час. 23 мин. атаковано одиночной торпедой, но безрезультатно. В 14 час. 03 мин. был замечен конвой, в 14. час. 20 мин. по головному транспорту была выпущена торпеда, прошедшая мимо. В 15 час. 40 мин. попытка атаковать конвой из кормовых аппаратов была сорвана из-за приближения кораблей эскорта. К тому же на «С-7» вышел из строя шумопеленгатор."


А в следующий раз мы расскажем о шведских добровольцах во время Зимней войны 1939-40 года (с 1941 добровольцев в финскую армию еще добавилось), и о шведских добровольцах в дивизиях СС Нордланд, Тотенкопф и даже Шарлемань - шведы были везде.

1
Автор поста оценил этот комментарий

По моему есть книжка, художественная, интересная про подводников. Там главный герой нашел на подбитом, но не затонувшем корабле подшипники SKF вроде. Которые фашистам продавали. Ток название забыл((

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

   Герои наши!

1
Автор поста оценил этот комментарий

А так же Советский Союз во время войны топил и турецкие суда, которые следовали в Румынию с грузом хромовой руды, масляничных семян, чугуном, рыбой и медью.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
У Лисина, да и у всего экипажа были стальные яйца .
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Подводники наши, герои, конечно. Но шведы, автор, по твоему, до сих пор боятся русских подводных лодок из-за одной С-7, которую они, судя по посту, шугали и в хвост и в гриву?
Я уж молчу про перлы типа "рассматривали с глубины самолёт через зенитный перископ".
раскрыть ветку