С вещами на экспорт

С вещами на экспорт

Российские производители надеются на заграничных потребителей

Подробнее: http://kommersant.ru/Doc/3132218

Большая цитата из середины статьи.


Особенности национального экспорта


Если рассматривать вопрос несырьевого экспорта чисто теоретически, окажется, что наибольший прирост экспорта (или импортозамещения) России могут обеспечить такие отрасли, как производство транспортных средств, машин и оборудования, электроника и оптика, химическая промышленность, производство пищевых продуктов, а также металлургия и производство металлоизделий. Эти оценки, пояснил руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников, основаны на анализе "парных специализаций" (концепция Хаусманна--Клингера): какова вероятность для страны специализироваться на экспорте одного товара, если она уже экспортирует другой, случайные корреляции (вида "бананы--бокситы") при этом были отброшены — товары должны быть связаны технологически.

На практике же экспорт продукции трех из шести этих отраслей в последние два года даже на фоне девальвации не растет, а вовсе наоборот (см. таблицу). "Будь географическая структура нашего экспорта другой, картинка была бы лучше. Но у нас значительная часть торговли приходится на страны ближнего зарубежья, которые вошли в кризис вместе с нами. Не говоря уже о факторе Украины — здесь падение в разы,— говорит Сальников.— И второй момент: это обострение конкуренции на некоторых рынках — в первую очередь на рынках металлов, поскольку Китай превратился в чистого экспортера черных металлов".


Государство в числе приоритетных видит те же самые направления. Управляющий директор по нефинансовой поддержке Российского экспортного центра Константин Евстюхин в беседе с "Деньгами" в кулуарах форума "Сделано в России" отметил, что РЭЦ, конечно, стремится помогать всем, но акцент делает на тех отраслях, которые "подтягивают многие другие". Это, по его словам, автопром, сельхозмашиностроение, транспортное и энергетическое машиностроение, производство нефтегазового оборудования (в проекте — авиа- и вертолетостроение).

Механизмы поддержки (кроме выставочной деятельности) пришлось создавать с нуля. Например, искать способ согласовать идею "компенсации фактических затрат при транспортировке на внешние рынки" для автопрома с ограничениями ВТО на прямую поддержку экспорта: "Впервые мы включаем такой механизм. Этот год у нас ушел на создание нормативной базы".


Однако основная масса экспортеров — не автопром и не вертолетостроительные заводы, которые можно посчитать по пальцам, а региональный малый и средний бизнес. "Их в разы больше, чем отраслевых игроков,— говорит Евстюхин.— Но их вклад в прирост экспорта меньше. Поэтому программы для них — это образовательные проекты, центры консалтинга. Чтобы наставить их, как правильно действовать". И, по наблюдениям Матовникова, уже сейчас "на экспорт растут довольно фантастические вещи, о которых мы чаще всего абсолютно не думаем как о товарах российского экспорта": санфаянс, стекло, пластмассовые трубы, текстиль, изделия из кожи, хирургическое оборудование и т. д. По его подсчетам, во втором квартале 2016-го, год к году, "двузначные (12% и выше) темпы роста показала не такая уж маленькая часть экспорта, примерно 20%. Этого роста никто не замечает, потому что факт падения долларовых цен маскирует рост физических объемов". Топливно-энергетические товары в эти 20% не входят (эта группа росла на 8%). По данным платежного баланса, в долларовом выражении экспорт за девять месяцев 2016 года сократился на 24%, а без учета нефти, газа и нефтепродуктов — на 13%.

Подробнее: http://kommersant.ru/Doc/3132218


PS Две интересные статьи из Коммерсанта про экспорт из России. Не реклама.