Про оправдательные приговоры

Сегодняшний пост не будет содержать в себе историю из воспоминаний бывшего следователя прокуратуры, хотя и будет на этих воспоминаниях основываться. Пост будет носить исключительно дискуссионный, полемический характер. Речь пойдет про оправдательные приговоры как явление в российском правосудии.


Дело в том, что уже неоднократно в комментариях к моим предыдущим историям возникали споры на тему: В сегодняшней России суды выносят обвинительные приговоры по 99,9% рассматриваемых уголовный дел, и только 0,1% - оправдательные. И споры в основном разворачивались о том, хорошо это, или плохо. Попробую высказать свою точку зрения на эту проблему. Поскольку я ни разу не теоретик, а сугубый практик, то и точка зрения будет исключительно практическая, и изложенная доступным языком (ну, насколько это возможно). В связи с этим прошу прощения у тех теоретиков, кто этот пост прочтет. И еще: я не претендую на истину в последней инстанции, это просто моё мнение, с которым каждый волен соглашаться, либо не соглашаться. Итак, приступим:


Нередко можно услышать такой тезис: Раз у нас очень мал процент оправдательных приговоров, то у нас «полицейское государство». Хотя это даже не тезис, это, скорее, лозунг. Потому что если бы у нас на самом деле было полицейское государство, то процент раскрываемости преступлений был бы просто зашкаливающий и стремился к ста. В реальности процент раскрываемости преступлений в России чуть превышает половину. То есть только половина из всех зарегистрированных преступлений идет в суд. Как-то не вполне вяжется с тотальным полицейским произволом, не так ли? Но это лирика, теперь к фактам.


Вот что мне попалось в сети из официальной статистики по оправдательным приговорам в России: «Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев развеял общепринятое мнение о том, что число оправдательных приговоров в России составляет всего 1%. Подводя итоги работы судов в 2013 году, он отметил, что около 17 тысяч обвиняемых в уголовных преступлениях были оправданы или их дела прекращены по реабилитирующим основаниям. Таким образом, доля оправданных составила 4,5% от общего числа обвиняемых, дела которых поступили в суд» (отсюда - http://www.gazeta.ru/social/2014/02/11/5901105.shtml).


Генерал журналистских войск из Следственного комитета России приводит немного другие цифры: «Сегодня мы имеем 0,4% оправдательных приговоров по [уголовным делам]. И это говорит лишь о том, что следствие очень квалифицированно и все дела, которые оно передавало в суд, расследовались тщательно, объективно и беспристрастно", - заявил представитель СКР» (здесь - http://www.bbc.com/russian/russia/2015/01/150120_markin_acqu...).


Как видно, цифры немного разнятся. Возможно, представитель СК России привел только количество оправдательных приговоров по делам, которые направляли в суды следователи только одного ведомства – Следственного комитета. Не буду придираться, тем более, что по моим субъективным ощущениям, где-то так в первом приближении всё оно и обстоит в реальной жизни – 3-4% оправдательных приговоров от общего количества.


Так что процент оправдательных приговоров действительно невелик, и вопрос о том, хорошо это, или плохо, имеет право быть поставлен. Прежде чем перейти непосредственно к ответу, надо разъяснить некоторые нюансы реальной правоприменительной практики в России.


Дело в том, что в данной сфере каждое ведомство изначально «заточено» на достижение определенных целей, своих для каждой структуры. То есть каждому ведомству ставятся задачи в виде конкретных показателей, которых необходимо достичь. В немного упрощенном для понимания неподготовленного читателя виде, применительно к обсуждаемой проблеме это выглядит следующим образом: органам внутренних дел (проще говоря – полиции) поставлена задача раскрывать преступления. Их деятельность оценивается по проценту раскрытых преступлений от общего числа зарегистрированных. Чем больше процент раскрытых преступлений, тем лучше. Раскрытыми же считаются преступления, по которым виновное лицо установлено, ему предъявлено обвинение и дело направлено для рассмотрения в суд (для знатоков: я намерено не стал приводить все нюансы, например, при прекращении уголовных дел).


Для органов предварительного следствия (и дознания, поскольку дознание – это всего лишь чуть-чуть упрощенная форма следствия) задача поставлена в виде принятия только законных и обоснованных процессуальных решений по уголовным делам. То есть если в суде вынесен оправдательный приговор, то решения по этому делу, принятые следователем, считаются незаконными, и это дело будет браком в следственной работе. Таким образом, для следователя чем меньше процент оправдательных приговоров, тем лучше.


Прокуратура, по идее, должна за всей этой следственно-полицейской богадельней надзирать, и прокурор должен утверждать обвинительные заключения для направления уголовных дел в суд. Задача прокуратуры – соблюдение законности, и если судом постановлен оправдательный приговор, то шкурить будут того прокурора, который утвердил по этому делу обвинительное заключение. Тем самым задачей прокуратуры также является снижение количества оправдательных приговоров.


Теперь, когда вам немного понятны задачи каждого ведомства, можно порассуждать на тему, почему же в России процент оправдательных приговоров настолько невелик.


Как я уже упомянул, задачей полиции является раскрытие преступлений, то есть установление виновного. Если оперативные службы виновника устанавливают, они заинтересованы в том, чтобы этому лицу было предъявлено обвинение, и дело было направлено в суд. И это нормально, потому что, как мы уже знаем, полиции нужен процент раскрываемости, и чем больше уголовных дел пойдет в суд, тем лучше.


В свою очередь следователь, в чьем производстве находится уголовное дело (да и руководитель этого следователя), прежде всего внимательно смотрит на то, какие имеются перспективы доказывания в суде вины каждого конкретного лица. Перспективы эти оцениваются как с точки зрения уголовного закона, так и сложившейся судебной практики. И следователь совсем не заинтересован в том, чтобы запихать в суд как можно больше уголовных дел. Ему нужно, чтобы в суд пошли только те уголовные дела, по которым доказательств будет достаточно для осуждения, причем желательна гарантия процентов в 99. Таким образом, если у следователя появляются достаточные сомнения в том, что по делу состоится обвинительный приговор, то ему проще вообще по этому делу никому обвинений не предъявлять, и в суд дело не направлять. Потому как если в суде состоится «оправдос», то это будет брак в работе прежде всего следователя, и за это ему будет «ай-яй-яй».


Предположим, что следователь всё-таки решил рискнуть, посчитал, что вероятность того, что по делу будет обвинительный приговор, достаточно велика. Он предъявил предполагаемому преступнику обвинение, составил обвинительное заключение и пришел с таким делом к прокурору.


Перед утверждением обвинительного заключения прокурор внимательно изучает дело. И если он видит, что обвинительный приговор по этому делу носит вероятностный характер, то такое дело ему проще завернуть для производства дополнительного расследования, но в суд не направлять. Потому как прокурор за адреналином не гонится, риск ему не нужен, ему нужно как можно дольше просидеть в своем кресле.


Вот так и получается, что абсолютное большинство уголовных дел, по которым имеются сомнения в осуждении обвиняемых, до суда просто не доходит. Опять же, возникает другой вопрос: а это хорошо ли плохо?


Не знаю, как там в теории, а на практике это, наверное, не так уж и плохо. Дело в том, что правосудие – это достаточно затратная для бюджета игрушка. И затраты не далеко не ограничиваются просто денежным содержанием оперативника, следователя, прокурора, прокурора и судьи. В затраты входит и оплата зданий, транспорта, обеспечивающего аппарата, канцелярщины, содержание арестованных и задержанных в ИВС и СИЗО, конвой, и многое, многое другое.


Поэтому вполне возможно, что кто-то умный давным-давно целенаправленно выстраивал правоохранительную систему таким образом, чтобы она выдавала поменьше брака, не работала в холостую, и стремилась не к повальному направлению массы дел в суд, а только таких дел, по которым имеется реальная перспектива осуждения. Иначе затраты на правосудие возрастут, и существенно, я вам скажу.


Конечно же, у читателя возникает резонный вопрос: вот ты тут расписал про такую многоуровневую защиту от возможных оправдательных приговоров, но даже из официальной статистики следует, что их всё равно 4,5%? Почему же так происходит?


Действительно, несмотря на все принимаемые меры оправдательный приговор – не такая уж и редкость. Имеется ряд причин, по которым они выносятся. Прежде всего, это косоголовость исполнителей на местах. Да, далеко не редкость, когда следователь в ходе расследования упорол косяк, прокурор его просмотрел, а адвокат (или судья) увидел, и всё – ловите «оправдос».


Также бывают такие случаи, когда у следователя и прокурора имеется убежденность в том, что обвиняемый будет осужден на основе имеющихся доказательств, а судья такой уверенности не разделяет, и оправдывает.


Имеется и третья категория дел, по которым выносятся оправдательные приговоры. Это такие дела, которые просто нужно направить в суд, чтобы поставить в нём окончательную жирную точку. К примеру, потерпевшая сторона подняла вокруг дела большой резонанс, написала везде жалобы, и так далее. В таких случаях бывает, что следователю и прокурору, несмотря на понимание того, что доказательств толком нет, проще пойти на направление дела в суд. Хотя эта категория оправдательных приговоров самая малочисленная.


Внимательный читатель заметит, что я пока ничего не упомянул про судью и его показатели. А у судей всё проще: браком в работе судьи считается только то решение, которое отменено вышестоящим судом в апелляции либо кассации. То есть показатели работы судьи с количеством оправдательных приговоров вообще никак не связаны. Более того, если судья видит, что в деле имеется косяк, который в апелляции может быть замечен вышестоящим судом, то ему проще и надежнее оправдать самому, чем получить потом отмену и «снижение качества».


Хотя есть одна лазейка, как судья может помочь прокурору избежать оправдательного приговора, когда в суде дело начинает рассыпаться. Это волшебная статья 237 УПК РФ, в соответствии с которой судья может не выносить оправдательный приговор, а вернуть уголовное дело прокурору. В свою очередь, прокурор возвращает такое дело для производства дополнительного расследования, где оно тихо умирает. В подобных случаях уголовное преследование в отношении обвиняемых прекращается следователем. В результате такие дела в статистику оправдательных приговоров не входят.


Таким образом, статистику оправдательных приговоров в России поднять очень легко: нужно просто направлять в суд всё, что под руку попалось. И пусть при этом значительно вырастут затраты на правосудие, пусть будут переполнены СИЗО и шконари там, как в 90-х, поставят в четыре яруса, пусть куча людей сильно напряжется и отстегнет нехилое бабло адвокатам (потому что неизвестно еще чем в суде сердце успокоится), пусть половина следователей и прокуроров останется без премий, а половина пойдет окучивать народное хозяйство, зато мы покажем всему миру, чтобы тоже можем в оправдательные приговоры (сарказм-сарказм).


Повторю еще раз: всё изложенное представляет собой только мою субъективную точку зрения на эту проблему, и не более того.

55
Автор поста оценил этот комментарий

Все верно описано.

Есть еще один не упомянутый нюанс, это профессиональная деформация судей.


Т.е. в случае, когда дело даже с довольно сомнительными доказательствами приходит в суд, при прочих равных по нему вероятнее всего будет вынесен обвинительный приговор, нежели оправдательный.


Во-первых, многие судьи уголовной специализации пришли в систему именно из прокуратуры, со всеми из этого вытекающими.


Во-вторых, судьи с прокурорами обычно на короткой ноге и, соответственно, подсирать друг другу желания не имеют.


Ну и в-третьих, когда через тебя ежедневно проходят десятки наркоманов, хулиганов, воров и прочих криминальных элементов, каждый из которых, бия себя пяткой в грудь, доказывает что уася неуиноватый, то волей-неволей начинаешь воспринимать любого подсудимого, скажем так, слегка предвзято.


Справедливости ради, после того как насмотришься на все это реальное отребье, проходящее через скамью подсудимых, то перестаешь понимать, откуда там даже эти 2-5% оправдательных приговоров вообще берутся.


Работаю в данной системе, если что.

раскрыть ветку
84
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, пользуясь случаем, хочу спросить у возможно присутствующих тут знающих людей: с чего лучше начать заниматься каким-нибудь фрилансом, типа копирайтинга, что ли? А то я вчера, глядя на этот набор, спел "Ты видишь это всё в последний раз" :)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий

Есть один здоровенный минус в сложившейся системе. Очевидные дела имеют огромный приоритет над делами в которых сложнее собрать доказательную базу. Зачем аппарату париться и проводить какие либо сложные мероприятия, когда можно пойти поймать 10 цыган и оформить 10 раскрытых дел с теми же трудозатратами, что будет потрачено на 1 сложное дело, а выхлоп больше. В итоге не очевидные преступления до суда не доходят. Давно уже все высокопоставленные заявляют о борьбе с "палочной" системой, а воз и ныне там. Видимо победят это когда полностью отчистят органы под 0 особенно верхи.

раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий

Уважаемый @yulianovsemen, что вы можете сказать по поводу пыток, сфабрикованных дел и выбивания показаний из людей? Недавно наткнулся вот на эту статью и ужаснулся. Неужели всё действительно так плохо? Были ли подобные случаи в вашей практике и насколько это вообще распространено? Также вспоминается недавний случай с убийством задержанного в Санкт-Петербурге, когда полицейский выстрелил ему в рот, и тому подобное.


https://zona.media/article/2016/26/06/torturevictimsday

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

О, никак пятница наступила! Спасибо за интересную информацию.