Почему не стоит отдавать своих детей в Суворовское Военное Училище
Доброго времени суток, уважаемые Пикабушники.
Сегодня вашему вниманию я представляю свой первый пост, на тему, которая почти не затрагивается в наше время - тему Детей Армии. Всех тех ребят, которые с ранних лет учатся в НВМУ, КК, СВУ, ПКУ (далее для краткости буду писать просто Училище, подразумевая всё это многообразие). Я сам закончил одно из таких учебных заведений Министерства обороны (аналогичные есть и у МВД, МЧС и даже ФСБ, не говоря уже о частных и тех, которые открыты под крылом Министерства образования и науки) и могу рассказать вам, что творится "по ту сторону баррикад". Уточню, что рассказывать буду именно про Училища Минобороны, поскольку за заведения остальных ведомств ручаться не могу, ибо там царят свои порядки. Но всё же некоторые из пунктов подойдут и для них.
(картинка для привлечения внимания)
Считается, что обучение ребёнка в стенах Училища - это очень престижно, а родитель, своё чадо устроивший туда - большой молодец и вообще является образцом для окружающих: "Вон, Михаил Степаныч своего сына отдал в Суворовское, теперь у парня будущее обеспечено". Но всё это - видимость. Красивая картинка для незнакомых и не желающих знакомиться с миром "детей армии" людей, подобная сериалу "Кадетство"
Причина № 1: Поступление ребёнка в Училище равносильно сдаче его в детский дом.
Да, да, именно так. Посудите сами: ваш ребёнок учится в закрытой школе-интернате, зачастую за сотни километров от дома, видите вы его на каникулах (при желании - только на зимних и летних, быстренько отправив его к бабушке в деревню), а в остальное время задача по его воспитанию возлагается на офицеров и снимается с плеч родителей. И последних не лишают родительских прав, что очень удобно, ведь общественность не будет с укором показывать пальцем на вас. Вот только приготовьтесь к тому, что к вам вернётся не ваш ребёнок - его внутренний мир может очень сильно поменяется и вы рискуете не узнать своё чадо.
По моему опыту, можно выделить три основные причины (из которых возникают разнообразные комбинации), по которым дети попадают в Училище:
- У родителей нет средств на воспитание ребёнка (как произошло у меня)
- У родителей нет времени, чтобы воспитывать ребёнка
- У родителей нет желания воспитывать ребёнка
Именно из-за родителей, которые по последней причине отправляют своё дитятко в дальнюю дорогу, я и сравниваю Училища с детскими домами (т.к. в последнее время количество таких вот воспитанников лишь увеличивается). Да, они [Училища] были созданы для воспитания детей из отдалённых гарнизонов, детей погибших при исполнении офицеров и т.д., но чёрт подери, во времена СССР в стенах Училищ воспитанники проводили 7 лет лишь в один исторический период - сразу после Великой Отечественной войны! А в остальное время срок обучения был куда меньше, ибо перед Училищами ставилось задание не просто воспитывать сирот, а готовить юношей к будущей военной службе и в перспективе пополнять офицерский корпус за счёт подготовленных кадров.
История показала, что самым оптимальным сроком обучения является период в 3 года. Первые два года у ребёнка, вне зависимости от возраста его набора в Училище, сохраняется эмоциональный подъем, энергичность, бодрость, креативность. На 3-м году уже замечается некая леность, спад активности и появление усталости от обучения. И с каждым годом усталость и злость растёт по экспоненте. Нет, конечно же есть ребята, которые целенаправленно идут в Корпус, хотят стать офицерами, мечтают о военной карьере, но их процент сводится к нулю следующей причиной.
Причина №2: Вы лишаете своего ребёнка детства.
На данный момент в подавляющем большинстве довузовских образовательных учреждений Минобороны установлен 7-ми летний срок обучения. Мне было больно смотреть на ребят-пятиклашек, которые пришли в Училище. Некоторые из них не умели элементарно пользоваться ножницами и иглой с ниткой, хотя приходили не из бедных и весьма благополучных семей. Эти дети ещё ничего не увидели в своей жизни, ничего не попробовали, а их уже поставили в строй и одели в кителя. Конечно, везде и всюду декларируется, что в каждом Училище созданы условия для всестороннего обучения воспитанников, но посмотрим правде в глаза - всего ты не организуешь. До поступления в Училище я занимался олимпиадной математикой и играл в "Что?Где?Когда?" Сколько раз я занимался этим во время своего обучения? Ноль. К слову, сам я очутился в Училище после донабора в 7 класс, так что имею за плечами хороший и незабываемый опыт. Да, детство в Училище имеет свой специфический вкус. Он подобен вкусу лакрицы - уж очень на любителя. Только вот как понять, что твоему ребёнку это будет по нраву? Ведь одно дело, когда в Училище поступает 16-ти летний юноша, который уже имеет собственное мнение и желание обучаться столь специфическим образом, и совсем другое дело - 12-ти летний ребёнок, которого за ручку водят в школу и по кружкам.
Проблема №3: Наша слабость - слабый пол.
Наступает тот чудный миг, когда в крови начинают закипать гормоны и душа просит найти себе даму сердца, с которой ты будешь гулять по городу, обниматься в парках и дальше по нарастающей. Скорость нарастания зависит только от уровня благоразумия и нехватки времени. Но ведь любой девушке хочется гулять с молодым человеком как можно чаще, желательно каждый вечер, а не ждать его неделями, пока он выберется из Училища в городское увольнение. А даже если он выберется, то скорее будет похож на зверька, который хочет в первую очередь трёх вещей: сна, вкусной еды, разительно отличающейся от столовской, и секса (а вы думали, что спермотоксикоз мучает только солдат-срочников?) И представьте, какой мудростью и стойкостью надо обладать девушке в 16-18 лет, чтобы вот такому вот зверьку вновь вернуть человеческий облик. Представили? Вот и я не могу представить.
А ещё не лучшей идеей было в конце нулевых осуществить экспериментальный набор девушек в некоторые Училища (точно такие наборы были в Екатеринбургском СВУ и НВМУ). Почему не лучшей? Потому что девушек набрали не поровну с парнями, а человек по 20-30 (может чуть больше) на 500-600 душ списочного состава Училища. Не хочу ни на кого наговаривать, но сомневаюсь, что у парней с ними были крайне целомудренные отношения.
Причина №4: Концентрированная подворотня.
Мои родители, да и я думали, что в Училище я буду огорожен от пагубного воздействия улицы... Так жестоко мы не ошибались никогда. Молчу уж про обилие мата в речи воспитанников, с которым офицеры боролись всеми правдами и неправдами, но пиво пить я так и не научился, а вот с сигаретами познакомился классе в 9. Так что можете быть спокойны - ваш ребёнок попробует и научится всему чему можно. И даже научится виртуозно отмазываться и прятать следы своих похождений.
Причина 5: Кадры решают всё.
Проблема грамотного подбора кадров касается всего нашего общества, а не одних лишь Училищ. Я останавливаю своё внимание тут по той причине, что общая эффективность работы Училища зависит не только от грамотного подбора и расстановки преподавательского и офицерского состава, но и, вы не поверите, от того как и кого набирают в Училища. Увы, сейчас в основной своей массе набирают не очень сильных ребят и вся работа с воспитанниками сводится не к тому, чтобы давать им максимум знаний и проверять максимум их возможностей, а вытягивать троечников на более-менее пристойный уровень, чтобы те хоть как-то могли перейти порог ЕГЭ. А что касается офицеров, то стоит отметить, что сейчас все офицеры-воспитатели имеют педагогическое образование. Но каким бы хорошим не было оно, для работы с детьми, особенно с детьми армии, нужен дар и чуйка, а ещё огромный поток бурлящей внутри энергии. Но сами понимаете, что подобрать таких людей в достаточном количестве очень трудно, а намеренно этим вряд ли кто-то будет заниматься. В идеале, т.н. постоянный состав Училища (а это как раз все взрослые, работающие там) должен быть сплочённее, чем экипаж ядерного ракетоносца, уходящего в свой последний рейд. Но на деле... Везде по разному, но у меня до сих пор остаётся ощущение того, что мы, воспитанники, были в эпицентре пожара, масштабы которого нам намеренно не открывали, лишь изредка обжигая угольками.
Причина №6: Привыкание и выработка зависимости.
Армия - это страшный наркотик. Как говорил один мой знакомый прапорщик, где ж ещё, кроме Армии, тебя оденут, накормят, спать уложат, дадут денег, да ещё и запросто так работой обеспечат. Да, кому-то она противопоказана и вызывает отторжение в гомеопатических дозах, тут ничего не попишешь. Именно поэтому нельзя отдавать своих невоспитанных и буйных детей в Училище в надежде, что их там воспитает Армия. Нет! Армия или лечит, или калечит, но не оставляет прежним. Она может пойти как на пользу личности, так и разрушив её к чертям даже в своём самом слабом проявлении - в облике Училища. Но для кого-то Армия - то, для чего они были рождены. Офицеры с пелёнок. Таким Училище идёт лишь на пользу, если, конечно, юноши не озлобляются и не теряют человечность. Статистика показывает, что подавляющее большинство ребят, даже тех, которые до зубного скрежета ненавидели Училище, всё равно пошли в дальнейшем в высшие военные учебные заведения. Потому что помотавшись год на гражданке они понимают, что уже не могут жить без Армии. Или потому что они уже элементарно разучились жить вне Училища. Ну разве это не похоже на привыкание?
Заключение:
Я пишу это не с целью максимально отвратить людей от самой идеи Училищ, но чтобы предостеречь и показать, насколько необдуманный шаг взрослого может поменять и искалечить жизнь ребёнка. Отдавая своего сыночка или дочурку (про Пансион воспитанниц забывать не будем) на воспитание Армии сто раз задумайтесь в правильности сделанного выбора.
P.S. Я мечтал стать командиром дивизиона РСЗО и своими руками осуществлять подготовку и пуск мощнейших ракет, по своей разрушительной силе уступающих лишь ядерному оружию. Но тяжёлая болезнь поставила крест на карьере офицера. Теперь я простой программист, листающий Пикабу в поисках котиков и сис...админских баек. Но когда не небе всходит полная луна, на моём компьютере открываются ТТХ новейших артиллерийских систем, а в руках появляется альбом с фотографиями моей дорогой, ненавистной и любимой роты. Ведь родню не выбирают, и сколь бы всего поганого и тяжёлого мы не пережили, мы всё равно остаёмся одной семьёй, одной ротой.
Всем добра.
Все детство мечтал стать военным, как и батя. Обиделся на него сильно, когда он не подписал мне в суворовское согласие. Так и сказал, не хочу лишать тебя детства.
После 11 класса поступил уже в военное. После 1 го курса, бате сказал спасибо.
Но у суворовцев были и плюсы: льготы при поступлении в военные училища, да и легче им потом было привыкать к курсантским будням. Сержантами их часто ставили.
Согласен с автором поста. Сам сейчас доучиваюсь 7-й год в Суворовском в Ульяновске. Из всех практических плюсов я заметил лишь личную собранность, прекрасное образование и если будут друзья, то надёжные. Но всё же Училище сильно изменило моё мировоззрение и отношение к службе в нашей доблестной. Если есть офицеры у нас, которые могут наплевать на личное пространство и полезть тебе в карманы, а это я про офицеров «старой закалки», то что уж говорить и о новых, которые ими и воспитываются? Это поколенческая проблема.
А как вам такое: ходить не мывшись целую неделю в одном и том же нижнем белье? Когда начинают е... иметь мозги за свои ЧИСТЫЕ трусы, мол не по форме они. Мне как-то стыдно перед преподавателями, которые в большинстве своём женщины, за амбре тухлых яиц 20 пацанов. Чуть не забыл! 80 пацанов в одном помещении!!! О каком отдыхе по ночам может идети речь?
Своего ребёнка я бы вряд ли отдал в суворовское(только если бы он сам об этом не просил бы) и обязательно бы объяснил бы все «прелести» жизни.
P.S. Люди, которые говорят, мол, мне рассказывали то-то то-то, сё-то сё-то, идите-ка лесом прямёхонько в эту систему. Хотя бы на месяц. Посмотрел бы на вас. А из выпускников, мало, кто будет вам всю правду рассказывать. И как верно кто-то сверху подметил: «Не поступил—радуйся. Поступил—гордись!»
Погоны и военнослужащих уважаю, но чтоб служить... нет, уж, спасибо. Хватило.
Всем добра и не пол часа свободного времени в сутках!
Кто учился в суворовском военном училище должен всю жизнь этим гордиться, а кто не учился - всю жизнь радоваться))
Может быть я не прав. Мое мнение.
Сейчас громадное количество сирот. Их держат в детдомах, всемерно обворовывают и куют армию будущих отморозков.
Где-то читал интервью с женщиной - директором детдома. Корреспондент спросил, какой процент ее учеников продолжит обучение в ВУЗе. Она с горечью ответила, что 100% ее выпускников сядут в тюрьму, потому что нынешние детдома готовят только к этому.
В начале 20 века шефство над детдома и взяли чекисты. Надо думать, у них что-то получилось, потому как из тех детдомов и колоний вышло множество замечательных людей.
Но тогда государство думало о своем будущем, а будущее это дети.
Сейчас, когда господа руководители первой величины позволяют себе высказывания типа "вас никто не просил рожать", понятно, что дети никому не нужны. Тем более, детдомовские. Можно было бы детдома отдать под крыло армии. Чтобы с самых малых лет готовить армию, которую я не побоюсь сравнить с янычарами. Дети, которые просто не знают другой жизни кроме армейской. Скажете, жестоко? Не более жестоко чем уничтожать этих детей в полутюрьмах е в нынешних детских домов.
Конечно, не все подойдут для такой жизни, но такие отсеются в процессе.
Ещё раз повторю, что не претендую на а истину в конечной инстанции, но если государство будет думать о будущем, если временщиков смеяться люди, которые будут думать о стране, то это будет один из способов инвестиций в будущее.
Во многом можно согласиться.
Я учился 2 года. На мой взгляд этого вполне достаточно.
3 года - уже напряжно, не уверен, что это оптимальный срок.
7 лет - мне трудно представить.
Там психика полностью меняется, даже несмотря на то, что уже не казармы, а комнаты на 4-х человек (кубрики) и отпускают в увал полегче и почаще.
Хотя в СВУ время спрессовано и сконцентрировано - всё по расписанию, все оптимизировано, нет потери времени на транспорт, НО нет полноценной возможности участвовать в математических, химических и физических олимпиадах. Это не значит, что суворовцы в них не участвуют. Не просто участвуют, а преподаватели СВУ их стараются стимулировать к этому, выделают часы своего личного времени и т.д.
Но объективно, суворовцы по времени подготовки уступят другим конкурентам на подобных олимпиадах.
Заниматься каким-то видом спорта можно только если в училище есть профильный физрук.
Т.е. занимался ты дзю-до, скорее всего в секции самбо и рукопашного боя можно продолжить, но уже не дзю-до.
Как ни крути, те, кто на гражданке, у них больше времени на подготовку.
Но качество образование на голову выше любой простой школы. Двоечники и троечники в СВУ, уходили из нашего училища в школы (залёт, драка, двойки) и становились ударниками и даже отличниками.
Почему?
Потому что вечером - сампо. И уроки ты сделаешь, офицер-воспитатель проследит.
А днем никого не волнует: был ты в наряде или болел. Контрольные постоянно. Почти на каждом уроке тебя вызовут к доске.
Первые 2 месяца у меня был тихий ужас. Я тупо не успевал за 3 часа сампо сделать уроки.
Потом мы перешли на вероятностную систему - не успеваешь, раставляешь приоритеты с учетом вероятности, что проверят домашку или спросят, делаешь только письменное и самое срочное. Остальное доучиваешь на переменах или на другом уроке.
С другой стороны:
1. СВУ - это своего рода адаптированная калька элитной закрытой школы. Например, британской школы. Британская элита формирует своих детей "правильным воспитанием". Формируется элита в закрытых школах, где ребенку привьют истинно британские ценности.
Прививать их вместе с уличной гопотой элита не будет.
Править страной будут именно те люди, которые закончили эти правильные школы.
Я общался с их выпускниками.
СВУ заруливает эти школы в минуса.
Во многом СВУ - это такой "Хогвардс", только вместо палочек - иногда дают пострелять из винтовки и автомата, вместо квидича - строевая подготовка и спорт, вместо доброго и мудрого Дамблдора - генерал-майор К-й [ирония].
2. СВУ создавались в своё время, чтобы показать военнослужащим, что их дети будут под защитой государства и получат путевку в жизнь. Эта задача была блестяще выполнена.
3. В современных условиях СВУ - даёт ту же гарантию современным солдатам и офицерам, плюс возможность решить проблему с ребенком из неполной семьи, или если ребенок подвержен пагубным влияниям и выхватить его из этой среды не получается - это возможность обеспечить ребенку полноценное и качественное среднее образование.
Весь пост можно в итоге свести к высказыванию:
Не поступил в СВУ - радуйся! Поступил - гордись!