Пара слов о прекрасном

Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост
Пара слов о прекрасном Кю-до, Лук, Стрела, Япония, Стрельба, Красота, Искусство, Длиннопост

弓道

Кю-до

(стрельба из лука)


Несколько иным по сущности, но всё же близким к кэндо в плане психической подготовки предстаёт перед нами искусство стрельбы из лука — кюдо, или кюдзюцу (путь лука).


Кюдо было широко распространено в среде японского дворянства, так как луки и стрелы в средневековье являлись наряду с мечом одним из ведущих видов вооружения буси, предназначаясь для ведения дальнего боя. Лук и стрелы, как и меч, считались у самураев священным оружием, а фраза «юмия-но мити» — «путь лука и стрел» была синонимичной выражению «путь самурая» (бусидо). Истоки искусства стрельбы из лука уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в анналах «Кодзики» (712г.) и «Нихонги» (720г.) имеются упоминания о мастерах стрельбы из лука.


Важное место занимали лук и стрелы в синтоистском культе. При закладке синтоистских храмов, а позднее во время храмовых праздников синто, когда производились традиционные соревнования по борьбе сумо, приуроченные к этим событиям, на борцовскую арену выносились лук и стрела. Борцы исполняли с луком ритуальные танцы, после чего боковые судьи прикрепляли это оружие к столбам, на которых держалась крыша арены.


О связи с синто также свидетельствуют стрельбы из лука на территориях синтоистских храмов в присутствии синтоистского духовенства и наличие таких атрибутов, как хамия и хамаюми — священных лука и стрелы, имеющих своим назначением изгонять злых духов. Обычно эти предметы культа освящались жрецами синто.


Однако не только синтоистские священники пользовались луком и стрелами. Буддийские жрецы также практиковали стрельбу из лука при своих храмах для привлечения к ним народных масс. Одним из наиболее известных храмов, в котором обычно проходили тренировки в искусстве стрельбы из лука, был буддийский храм Сандзю-сангэндо («33 отсека») в Киото, который имел длинную крытую галерею, прекрасно подходящую для стрельб. По традиции стрельбы из лука в этом храме проводились в начале нового года.


Стрельбе из лука самураи придавали большое значение и посвящали тренировкам кюдо много времени, так как роль лука в феодальных войнах была очень велика.


Так же как и кэндо, искусство стрельбы из лука было пропитано мистицизмом, что делает кюдо своеобразным и не похожим на стрельбу из лука в Европе видом военного мастерства. Кюдо, по высказываниям его толкователей, даётся человеку только после длительной учёбы и подготовки, в то время как индивидууму, не понявшему его сути, оно вообще будет недоступно.


Многое в кюдо, по японским понятиям, выходило за рамки человеческого разума и не было доступно пониманию. Считалось, что стрелку в этом полумистическом искусстве принадлежала лишь второстепенная роль, роль посредника и исполнителя «идеи», при которой выстрел осуществлялся в некоторой степени без его участия. Действия стрелка здесь имеют двуединый характер: он стреляет и попадает в цель как бы сам, но, с другой стороны, это обусловлено не его волей и желанием, а влиянием сверхъестественных сил. Стреляет «оно», т. е. «дух» или сам «Будда». Самурай не должен был думать в процессе стрельбы ни о цели, ни о попадании в неё — только «оно» хочет стрелять, «оно» стреляет, и «оно» попадает, говорили идеологи кюдо. В луке и стрелах стреляющий мог видеть лишь «путь и средства» для того, чтобы стать причастным к «великому учению» стрельбы из лука. В соответствии с этим кюдо рассматривалось не как «техническое», а как абсолютно «духовное» действо. В этом тезисе и заложено глубокое религиозное содержание стрельбы, являющейся одновременно искусством метода дзен-буддизма. Цель стрельбы из лука — «соединение с божеством», при котором человек становился «действенным Буддой».


Во время выстрела воин должен был обладать совершенным спокойствием, достигавшимся посредством медитации. «Всё приходит после достижения полного спокойствия», — говорили японские мастера стрельбы из лука. В дзеновском смысле это значило, что стреляющий погружал себя в беспредметный, несуществующий мир, стремясь к сатори. Просветление, по японским представлениям, означало здесь одновременно «бытие в небытии», или «положительное небытие». Только уйдя в состояние «вне себя», при котором самурай отказывался от всех мыслей и желаний, производилась «связь с небытием», из которого стрелок «возвращался обратно в бытие» лишь после отлёта стрелы к цели. Таким образом, единственным средством, ведущим к просветлению, являлись в данном случае лук и стрела, что делало бесполезным, по толкованиям идеологов кюдо, в данном случае всякие усилия человека в работе над самим собой без этих двух элементов.



В начальной стадии сосредоточения стрелок концентрировал внимание на дыхании, имевшем в кюдо большее значение, чем в других видах военных искусств, затем оно регулировалось уже скорее бессознательно. Принцип постановки дыхания в кюдо был таким же, как и в кэндо, сумо и других видах борьбы с оружием или без него. Для того чтобы уравновесить дыхание, воин, сидя со скрещенными ногами, принимал положение, при котором верхняя часть туловища держалась прямо и расслабленно, как во время медитации дзен.


После предварительной подготовки начиналась собственно стрельба. Если она производилась по классическому церемониалу (дзярай или сярэй), который сохранился почти в неизменном состоянии со времён средневековья и до наших дней, то самурай был одет в древнеяпонскую одежду так же, как и его оруженосцы, находившиеся по обе стороны от него.



Стрельба имела четыре стадии:

· приветствие;

· подготовка к прицеливанию;

· прицеливание;

· пуск стрелы.


Стрельба могла производиться из положения стоя, с колена и верхом на коне.


Получив от оруженосца стрелу и лук, буси вставал со своего места и, преисполненный собственного достоинства, принимал положение для стрельбы на исходном рубеже. Благодаря спокойному дыханию самурай достигал состояния додзукури — спокойствия духа и тела, после чего приготавливался к выстрелу (югумаэ).


Стрелок поворачивался левым плечом к цели, держа лук в левой руке. Ноги он расставлял на расстояние, равное длине стрелы (асибуми), стрелу клал на тетиву и удерживал её пальцами, а сам тем временем, полностью расслабив мускулы рук и груди, поднимал лук над головой (ути-окоси), для того чтобы натянуть его в этом положении (хикитори). Дыхание в этот момент производилось не полной грудью, а животом, что позволяло пребывать грудной мускулатуре и рукам в расслабленном состоянии. После момента, предшествующего непосредственному пуску стрелы (кай), производился выстрел (ханарэ). В это время физические и психические силы самурая были сконцентрированы, по японским понятиям на «великой цели» (дзансин), т. е. на стремлении соединиться с божеством, но ни в коем случае не на мишени и желании попасть в цель. Произведя выстрел, стрелок опускал лук и возвращался на своё место.

29
Автор поста оценил этот комментарий

пфффф, нубы, не умеют лук правильно держать! Вот, как надо!

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Из статьи о кю-до

В отличие от западных лучников, мастеров японского кюдо волнует не столько точность попадания в цель, сколько соблюдение традиционных форм и правил стрельбы.

Японцы... ни чаю нормально попить, ни из лука стрельнуть... >_<

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, японцы что угодно могут превратить в искусство.

раскрыть ветку
52
Автор поста оценил этот комментарий

Я человек простой, вижу японцев ставлю лайк.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию