Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Об издержках культурного обрезания. К 50-летию фильма «Четыре танкиста и собака»

Автор: Андрей Сорокин
Об издержках культурного обрезания. К 50-летию фильма «Четыре танкиста и собака» Рецензия, 4 танкиста и собака, Фильмы, Политика, Видео, Длиннопост
Пятьдесят лет назад, в 1966 году, на экраны Польской Народной Республики вышел телефильм «Четыре танкиста и собака». Десять лет назад, в 2006 году, его демонстрация на польском телевидении была запрещена.

О том, почему данный польский опыт культурно-исторической политики представляется крайне полезным и поучительным для нас – ниже.

...Собственно фильм, если коротко, представляет собой польский развёрнутый в сериал аналог отечественного «В бой идут одни старики». Вместо эскадрильи танковое соединение, вместо «Смуглянки» и «Нiч яка мiсячна» – «Deszcze niespokojne», но суть та же. На войне люди, хорошие и нормальные человеческие люди, остаются людьми. То есть шутят, поют, мечтают, влюбляются. При этом – и погибая, и скорбя, и сражаясь.


Экипаж танка Т-34-85 «Рыжий» – трое поляков, один грузин по фамилии Саакашвили (что сегодня выглядит особенно горько в свете перемен в дружбе народов) и немецкая овчарка Шарик – в течение трёх серий и 21 эпизода переживают то, что можно назвать «военным бытом» вперемежку с военными приключениями, освобождая свою страну и доходя до Германии.


В Польше в течение двадцати с лишним лет фильм имел такой же безусловный статус, как «старики» или Штирлиц у нас: обычно его показывали в начале учебного года или во время осенних каникул по центральному телевидению.


У нас этот сериал тоже полюбили. Больше того – его полюбили даже в ГДР, где он шёл с большим успехом, потому что все нацисты там были изображены схематичнее и абстрактнее, чем положительный пацифист обер-ефрейтор Кугель.

Об издержках культурного обрезания. К 50-летию фильма «Четыре танкиста и собака» Рецензия, 4 танкиста и собака, Фильмы, Политика, Видео, Длиннопост

Однако между «Танкистами» и «Стариками» есть и ещё одна, может быть главная разница. В отличие от «Стариков», записать «Танкистов» в золотой фонд мировой масс-культуры на сегодня невозможно. Причина проста: «Танкистов» оттуда выбросили на мороз сами держатели польской ячейки в данном фонде. После десятилетий любви Польша решила, что это плохой, негодный фильм.

Как это было: после наступления «новых времён» поначалу было не до любимого фильма. Новые, резко антисоветские и по факту антироссийские культурные власти Польши занимались более важными вещами – отлавливали и люстрировали агентов социалистических спецслужб в своей среде, создавали Институт Национальной Памяти и вообще были заняты оргвопросами.


До танкистов с собакой их руки дотянулись только спустя полтора десятка лет. Опираясь на два письма от возмущённой антисоветской общественности, руководство польского телевидения объявило, что сериал «Четыре танкиста и собака» перевирает и очерняет историю Польши. И выбросило его из осенней сетки вещания.


Кстати, менее известен факт, что вместе с танкистами тогда вылетел и польский аналог «Семнадцати мгновений весны» – тоже отлично известный нашему зрителю «Ставка больше чем жизнь».


Картина вернулась на экраны два года спустя – причём в потрясающем виде, примерно как «Майн Кампф» в Германии, новое издание которого на три четверти состоит из разоблачающих примечаний. К каждому из двух десятков эпизодов опасных лживых «Танкистов» Институт Национальной Памяти пририсовал по разъяснительному и разоблачительному ролику. Так теперь и крутят время от времени.


...А теперь – собственно о том, почему нам это интересно, уважаемые читатели.


Вспомним, что нечто похожее десятки, сотни, тысячи раз призывали произвести над советским героическим военным кинематографом и у нас. Но, несмотря ни на что, даже когда на дворе была самая густая тьма 90-х, а призывающих были сотни и тысячи, и многие даже при должностях – ни у кого из них в итоге руки до запрета Штирлица и музыкальной эскадрильи капитана Титаренко.


Произошло это, надо думать, по очень простой причине.


Вырезание из народного сознания Победы в Великой Отечественной войне было не под силу не только тысячам «колониальных медиа-чиновников», которые друг на друга лезли, добиваясь права чабанить быдло и промывать ему мозги через ТВ. Вырезать Победу было не под силу вообще кому-либо – разве что вместе с самим народом.

Об издержках культурного обрезания. К 50-летию фильма «Четыре танкиста и собака» Рецензия, 4 танкиста и собака, Фильмы, Политика, Видео, Длиннопост

Штука вся в том, что именно Победа была и остаётся «точкой сборки» нынешней версии нашего народа (причём существующей сегодня сразу в нескольких вариантах – от белорусской до казахстанской). И вырезать её значило бы подрубить народу «причины существования».

Правоту данной мысли доказывает, кстати, с безжалостной ясностью пример Украины, где Победу себе отрезали.


Ну вот. А у поляков выбор был. Польский народ мог существовать и как народ-победитель, и как народ-жертва (в этой роли у него тоже многовековой опыт). И Польша, выбирая, быть ей победителем Второй Мировой или проигравшей, свой выбор сделала в пользу последнего варианта. Рассудив – возможно, тактически очень даже неглупо – что быть проигравшими в нынешнюю эпоху выигрышнее.


Собственно, флаг в руки.


Мы, в общем, не можем ругать польское общество за этот выбор – потому что у нас, слава Богу, другая история и другая судьба. И наша судьба не ставит нас перед необходимостью валить памятники тем, кто освобождал когда-то нашу землю от фашистов, чтобы как-то «свести внутренний баланс».


Это полякам, а не нам теперь иметь дело с тенями солдат Войска Польского, а также с тенями шестисот тысяч советских солдат, погибших при освобождении их страны.


И это им, а не нам, кстати, иметь дело с теми последствиями своего выбора, которые ещё не просматриваются сегодня, но без сомнения ждут их впереди.

Кто нам вообще сказал, что нацизм и фашизм – это плохо?

Негодность их не была определена исторической эволюцией и лабораторными исследованиями. Нацистская идеология и фашистские режимы возникли не по чьей-то случайной глупой прихоти, а в результате вполне естественного развития прогрессивной европейской мысли и как вполне естественное решение злободневных проблем первой трети ХХ века. Нацистская идеология и фашистские режимы не обанкротились в политической практике: подданные Евросоюза... то есть Третьего Рейха были вполне счастливы, сжигая в печах Освенцима евреев и истребляя "недочеловеков", и демонстрировали при этом рост благосостояния и конкурентоспособности с улучшением делового климата пополам. Что не так-то?

Внимание, ответ: у утверждения, что нацизм и фашизм это плохо, есть только одно доказательство. Вот оно:
Об издержках культурного обрезания. К 50-летию фильма «Четыре танкиста и собака» Рецензия, 4 танкиста и собака, Фильмы, Политика, Видео, Длиннопост

Негодность нацизма и фашизма была категорически доказана по итогам продолжительной научной дискуссии мирового масштаба, где одна из сторон (наша) выкатила в подтверждение своей правоты такие тяжеловесные и неопровержимые аргументы, как Т-34, Ил-2, «Катюша», эффективность своего государства и мощь своего народа.


То, что мы сегодня называем «уютным европейским домом», передовой цивилизацией с изящными искусствами и справным хозяйством, – это то, к чему принудил Европу в середине ХХ века советский солдат.

14
Автор поста оценил этот комментарий
Два старых поляка рассуждают:
- А ты помнишь фильм "Четыре танкиста и собака"?
- Конечно помню, правдивый фильм, раньше не так много правды о
поляках показывали.
- А как ты думаешь, если бы у нас два таких танка было, что тогда?
- Да тогда бы мы войну и без русских выиграли, и не то что немцев,
а и японцев победили бы, представляешь, польские танки в центре
побежденного Токио, оба....
- Нет, я думаю, русские с самого начала все это знали, и именно
поэтому дали нам только один танк.
13
Автор поста оценил этот комментарий

В детстве называли Три поляка, Грузин и собака!!!!

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий

за Гуслика ответите, суки

раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий

Увидел мысль, которой давно сам придерживаюсь. Мы говорим, что освободили Европу от коричневой чумы. А вот европейцы особо-то и не жаждали освобождения. Французы ремонтировали и собирали подлодки для Рейха даже быстрее, чем их коллеги в Германии. Столь славное французское "копросопротивление" по сути лишь кидалось агитками и успеха особо не имело, так как народу во Франции/Виши жилось нормально (кроме евреев,цыган, коммунистов и прочих неугодных Фюреру). Жители Германии мечтали о хатынке и рабах на Востоке, поэтому активно зиговали и помогали режиму. Европу Гитлер лишь оккупировал и хоть французов, итальянцев и прочих он считал  вторым сортом по отношению к немцам, а вот славянам не светило "ездить на мерсах и потягивать баварское пивко".  Сорри за оффтоп. А то, что Великая Победа это то, что объединяет все народы бывшего СССР - давно многие поняли. Но, увы, массовая "культура" и современное образование активно убивают память о ней.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

это не обрезание. это кастрация...