Об издержках культурного обрезания. К 50-летию фильма «Четыре танкиста и собака»
О том, почему данный польский опыт культурно-исторической политики представляется крайне полезным и поучительным для нас – ниже.
...Собственно фильм, если коротко, представляет собой польский развёрнутый в сериал аналог отечественного «В бой идут одни старики». Вместо эскадрильи танковое соединение, вместо «Смуглянки» и «Нiч яка мiсячна» – «Deszcze niespokojne», но суть та же. На войне люди, хорошие и нормальные человеческие люди, остаются людьми. То есть шутят, поют, мечтают, влюбляются. При этом – и погибая, и скорбя, и сражаясь.
Экипаж танка Т-34-85 «Рыжий» – трое поляков, один грузин по фамилии Саакашвили (что сегодня выглядит особенно горько в свете перемен в дружбе народов) и немецкая овчарка Шарик – в течение трёх серий и 21 эпизода переживают то, что можно назвать «военным бытом» вперемежку с военными приключениями, освобождая свою страну и доходя до Германии.
В Польше в течение двадцати с лишним лет фильм имел такой же безусловный статус, как «старики» или Штирлиц у нас: обычно его показывали в начале учебного года или во время осенних каникул по центральному телевидению.
У нас этот сериал тоже полюбили. Больше того – его полюбили даже в ГДР, где он шёл с большим успехом, потому что все нацисты там были изображены схематичнее и абстрактнее, чем положительный пацифист обер-ефрейтор Кугель.
Однако между «Танкистами» и «Стариками» есть и ещё одна, может быть главная разница. В отличие от «Стариков», записать «Танкистов» в золотой фонд мировой масс-культуры на сегодня невозможно. Причина проста: «Танкистов» оттуда выбросили на мороз сами держатели польской ячейки в данном фонде. После десятилетий любви Польша решила, что это плохой, негодный фильм.
Как это было: после наступления «новых времён» поначалу было не до любимого фильма. Новые, резко антисоветские и по факту антироссийские культурные власти Польши занимались более важными вещами – отлавливали и люстрировали агентов социалистических спецслужб в своей среде, создавали Институт Национальной Памяти и вообще были заняты оргвопросами.
До танкистов с собакой их руки дотянулись только спустя полтора десятка лет. Опираясь на два письма от возмущённой антисоветской общественности, руководство польского телевидения объявило, что сериал «Четыре танкиста и собака» перевирает и очерняет историю Польши. И выбросило его из осенней сетки вещания.
Кстати, менее известен факт, что вместе с танкистами тогда вылетел и польский аналог «Семнадцати мгновений весны» – тоже отлично известный нашему зрителю «Ставка больше чем жизнь».
Картина вернулась на экраны два года спустя – причём в потрясающем виде, примерно как «Майн Кампф» в Германии, новое издание которого на три четверти состоит из разоблачающих примечаний. К каждому из двух десятков эпизодов опасных лживых «Танкистов» Институт Национальной Памяти пририсовал по разъяснительному и разоблачительному ролику. Так теперь и крутят время от времени.
...А теперь – собственно о том, почему нам это интересно, уважаемые читатели.
Вспомним, что нечто похожее десятки, сотни, тысячи раз призывали произвести над советским героическим военным кинематографом и у нас. Но, несмотря ни на что, даже когда на дворе была самая густая тьма 90-х, а призывающих были сотни и тысячи, и многие даже при должностях – ни у кого из них в итоге руки до запрета Штирлица и музыкальной эскадрильи капитана Титаренко.
Произошло это, надо думать, по очень простой причине.
Вырезание из народного сознания Победы в Великой Отечественной войне было не под силу не только тысячам «колониальных медиа-чиновников», которые друг на друга лезли, добиваясь права чабанить быдло и промывать ему мозги через ТВ. Вырезать Победу было не под силу вообще кому-либо – разве что вместе с самим народом.
Штука вся в том, что именно Победа была и остаётся «точкой сборки» нынешней версии нашего народа (причём существующей сегодня сразу в нескольких вариантах – от белорусской до казахстанской). И вырезать её значило бы подрубить народу «причины существования».
Правоту данной мысли доказывает, кстати, с безжалостной ясностью пример Украины, где Победу себе отрезали.
Ну вот. А у поляков выбор был. Польский народ мог существовать и как народ-победитель, и как народ-жертва (в этой роли у него тоже многовековой опыт). И Польша, выбирая, быть ей победителем Второй Мировой или проигравшей, свой выбор сделала в пользу последнего варианта. Рассудив – возможно, тактически очень даже неглупо – что быть проигравшими в нынешнюю эпоху выигрышнее.
Собственно, флаг в руки.
Мы, в общем, не можем ругать польское общество за этот выбор – потому что у нас, слава Богу, другая история и другая судьба. И наша судьба не ставит нас перед необходимостью валить памятники тем, кто освобождал когда-то нашу землю от фашистов, чтобы как-то «свести внутренний баланс».
Это полякам, а не нам теперь иметь дело с тенями солдат Войска Польского, а также с тенями шестисот тысяч советских солдат, погибших при освобождении их страны.
И это им, а не нам, кстати, иметь дело с теми последствиями своего выбора, которые ещё не просматриваются сегодня, но без сомнения ждут их впереди.
Кто нам вообще сказал, что нацизм и фашизм – это плохо?
Негодность их не была определена исторической эволюцией и лабораторными исследованиями. Нацистская идеология и фашистские режимы возникли не по чьей-то случайной глупой прихоти, а в результате вполне естественного развития прогрессивной европейской мысли и как вполне естественное решение злободневных проблем первой трети ХХ века. Нацистская идеология и фашистские режимы не обанкротились в политической практике: подданные Евросоюза... то есть Третьего Рейха были вполне счастливы, сжигая в печах Освенцима евреев и истребляя "недочеловеков", и демонстрировали при этом рост благосостояния и конкурентоспособности с улучшением делового климата пополам. Что не так-то?
Негодность нацизма и фашизма была категорически доказана по итогам продолжительной научной дискуссии мирового масштаба, где одна из сторон (наша) выкатила в подтверждение своей правоты такие тяжеловесные и неопровержимые аргументы, как Т-34, Ил-2, «Катюша», эффективность своего государства и мощь своего народа.
То, что мы сегодня называем «уютным европейским домом», передовой цивилизацией с изящными искусствами и справным хозяйством, – это то, к чему принудил Европу в середине ХХ века советский солдат.
- А ты помнишь фильм "Четыре танкиста и собака"?
- Конечно помню, правдивый фильм, раньше не так много правды о
поляках показывали.
- А как ты думаешь, если бы у нас два таких танка было, что тогда?
- Да тогда бы мы войну и без русских выиграли, и не то что немцев,
а и японцев победили бы, представляешь, польские танки в центре
побежденного Токио, оба....
- Нет, я думаю, русские с самого начала все это знали, и именно
поэтому дали нам только один танк.
В детстве называли Три поляка, Грузин и собака!!!!
за Гуслика ответите, суки
Увидел мысль, которой давно сам придерживаюсь. Мы говорим, что освободили Европу от коричневой чумы. А вот европейцы особо-то и не жаждали освобождения. Французы ремонтировали и собирали подлодки для Рейха даже быстрее, чем их коллеги в Германии. Столь славное французское "
копросопротивление" по сути лишь кидалось агитками и успеха особо не имело, так как народу во Франции/Виши жилось нормально (кроме евреев,цыган, коммунистов и прочих неугодных Фюреру). Жители Германии мечтали о хатынке и рабах на Востоке, поэтому активно зиговали и помогали режиму. Европу Гитлер лишь оккупировал и хоть французов, итальянцев и прочих он считал вторым сортом по отношению к немцам, а вот славянам не светило "ездить на мерсах и потягивать баварское пивко". Сорри за оффтоп. А то, что Великая Победа это то, что объединяет все народы бывшего СССР - давно многие поняли. Но, увы, массовая "культура" и современное образование активно убивают память о ней.это не обрезание. это кастрация...