О романе Дэвида Митчелла Bone Clocks

Хочется поделиться своими впечатлениями от книги. И, да, жаль, что на русский не переводят. А автор стал одним из любимых, поэтому приходится читать в оригинале.

По мне, так Дэвид Митчелл продолжил свои эксперименты со временем и пространством. Не совсем со временем, не совсем с пространством. Со временем вне времени, и с пространством не только географическом, а скорее пространством отношений. Наверное, многие скажут, что книга похожа на "Облачный атлас", но пожалуй только структурой, на мой взгляд. Для меня "Облачный атлас" - невероятно жестокая вещь, не оставляющая надежды на спасение. В Bone Clocks эта надежда есть.

Мне хватило связки между историями, поскольку связка эта - главная героиня, идентифицироваться с которой было легко, сама в 80-х была подростком. И, как мне кажется, Митчеллу удивительным образом удалось передать внутренний мир и поступки девочки-подростка, что для мужчины, согласитесь, не так уж и просто. В том возрасте реально все навсегда, а любой неуспех - вселенская трагедия.


Оставив героиню в итоге в легком шоке и дезориентации, Митчелл делает гораздо меньший скачок по времени, нежели в Атласе, и вот уже на сцене молодость с ее нелегкими выборами. Эта часть для меня была наверное самая эмоциогенная, никак не могла я принять выбор Хьюго. Но вот вопрос остается открытым, что же ценнее любовь или бессмертие. Особенно, если учесть, что в любви и кроется истинное бессмертие (ИМХО).


Третья часть - ранняя зрелость - взрослые люди со взрослыми, семейными проблемами. И опять для меня ювелирное попадание в переживания 30-ти летних. Эд Брубек, с его посттравматическим синдромом, - наркоман войны, хотя и любит свою семью, наверное, больше всего на свете. В фокусе его проблем передается вся палитра семейных отношений Холли. И ее семья такая теплая, такая настоящая, семья, к которой хочется принадлежать.


Далее переходим к кризису среднего возраста как творческому кризису. В этой части, наверное, больше всего созвучия с Атласом. Опять, человек, связанный с литературным творчеством, снедаемый желчью, завистью и саморазрушением. К чему он пришел, как это сопоставить с тем, что он хотел, зачем ему все это. Митчелл препарирует эти переживания с особой страстью не первый раз. Возможно, в этом кроется его глубинная потребность. Тем не менее, читать интересно, да и разворачивающиеся действия помогают кризис разрешить, хоть и в таком виде.


А вот следующие две части интересны тем, что Митчеллу, в силу своего возраста и времени, в котором он живет, в то время еще не перейти. Поэтому здесь начинается самое интересное, и в некоторой степени, провальное по отношению к предыдущему повествованию.


Не могу сказать, что пятая часть мне не понравилась. Просто по духу она проигрывает в психологичности. Более того, даже очень смешная история русской девочки Клары, ходящей по улице Дзержинского в Санкт-Петербурге 18-го века меня скорее позабавила, нежели вызвала раздражение. Много экшена в этой части, некоторые сюжетные линии сходятся для достижения развязки истории, и написано это скорее как сценарий. Осталось чувство, что какой-то провал есть у Митчелла в понимании 60-ти летних. Хотя вот это неминуемое ожидание смерти присутствует. Не зря он награждает главную героиню неизлечимой болезнью.


А вот последняя часть меланхолически утопична, хотя и выполнена в жанре антиутопии. Стар и млад вместе справляются с тяготами жизни в мире, где тлеет еще некоторое подобие порядка, но в мире, стремительно скатывающемся к хаосу. Наверно так Митчелл представляет себе старость, да, собственно, может и я ее так представляю. Поэтому и завершение этой истории показалось мне позитивным.


Вот так вот удивительно легко и увлекательно прокатилась жизнь Холли Сайкс. Вроде только вчера решал подростковые проблемы, а глядишь - вот она и пришла неопрятная старость. Но остается чувство глубокого удовлетворения, что все было не зря, что где-то там на севере все наладится и продолжится.


Не помню где, прочитала, что Митчелл в этом романе решил поиграть со стилизацией под Стивена Кинга. По мне больше получилось со стилизацией под Дэвида Митчелла. Тем не менее, книга очень понравилась и далее на очереди моего чтения стилизация под Толкиена Slade House:))

О романе Дэвида Митчелла Bone Clocks Bone clocks, Дэвид митчелл, Длиннопост
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, поищу. Облачный атлас понравился, и фильм, и книга.

Автор поста оценил этот комментарий

Знаю Митчелла по "Атласу".

Я не ярый гомофом - но от этой пидорской графомании хотелось только блевануть.

Что вы там смогли усмотреть хорошего?

раскрыть ветку