О религии

"Религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных", - писал товарищ Энгельс. Говоря проще, когда человека кто-то или что-то регулярно "нагибает" и преодолеть нагибалово нет никакой возможности - человек, дабы избежать когнитивного диссонанса, начинает воображать, будто нагибающая сила является всемогущей и сверхъестественной. Это расслабляет, успокаивает и даёт некоторую надежду на прекращение или смягчение нагибалова. Понятное дело, что когда человек, развивая производительные силы, преодолевал нагибалово - он сталкивался с новыми проблемами, которые на тот момент решить не мог. И тут же выдумывал другую сверхъестественную силу, которая, мол, эти проблемы создаёт и может помочь их разрешить.

Например. Сперва человеки сами были наполовину животными и нагибали их, соответственно, другие животные. Но животные же и доставляли человекам первые орудия труда - зубы, кости, раковины, панцири. То есть звери не только нагибали, но и давали жить. Поэтому первой религией был тотемизм - поклонение всякой-разной животине. А первые "боги" выглядели примерно так:

О религии Религия, История, Длиннопост

Потом человек понял, что ничего такого особо выдающегося в животных нет, что сам человек, вооружившись свежеизобретённым копьём или пращой, может "вынести" какого-нибудь волка позорного даже в одиночку. А уж толпой можно и льва замесить, и слона затоптать. Соответственно, изменились и религиозные представления.

На место тотемизма приходит анимизм. Поклонение духам. Сперва эти духи - те же животные, только волшебные. А потом уважухи к зверям как-то поубавилось. Потому, что звери перестали быть значимой проблемой и стали либо дичью, либо домашним скотом. 

Человек уже не поклоняется живности, а противопоставляет себя ей. А потом - и возносит себя. И вот бог - уже не орёл, не бык, не крокодил и не черепаха какая-нибудь, а человек. Совсем как мы, только очень мощный и живёт на небе (на Солнце, на горе Олимп - короче, высоко сидит и далеко глядит). И этот вот бог, стало быть, создал и Землю, и Солнце, и зверушек, и травку с деревьями, и самого человека создал - "по образу и подобию своему". (А на самом деле - это сам человек перестал придумывать богов в виде зверей и разных природных явлений и придумал бога-человека - чуете "обратную связь" между бытием и сознанием? Это, опять же, "фантастическое отражение" объективной реальности. Человек перестал заниматься собирательством и начал осмысленно преобразовывать природу. Вот и фантазировал - "Как мир появился? Ну, небось, как я свои шесть соток возделываю - огораживаю-пашу-сею-пропалываю-собираю - так и весь мир кто-то обустроил. Кто-то большой, сильный и, наверное, очень, сцуко, мудрый. Вона, как всё по уму сделано-то!".

О религии Религия, История, Длиннопост
Между тем, изменяются и условия человеческого общежития. Разлагается общинно-родовой строй, появляется рабовладение, появляется институт собственности, появляется государство. И все эти новые человеческие отношения тут же отражаются в религии. Бог - уже не просто небожитель, он - "небесный царь", "небесный судья", иногда даже "небесный палач". Понятно, да? Появляется царь в объективной реальности - появляется и "царь", иже еси на небеси. И этот "небесный царь" обрастает гонцами-ангелами, гвардейцами-архангелами и прочей челядью, которая полагается реальному земному царю. И, как и земной царь, начинает вершить суд.

Усложнялось не только общественное устройство, но и межчеловеческие взаимоотношения. И эти усложнения тоже проецировались на "небесную жизнь". Если при тотемизме боги-зверушки главным образом следили, чтобы человек не обижал животное-тотем, то теперь боги уже следят за человеческой "нравственностью". А нравственность - это правила, которые люди себе напридумывали, чтобы общество лучше функционировало, чтобы члены общества не мёрли повально, не вырождались и друг на дружку не слишком часто с ножами кидались. 

Вот, все эти правила "освящались" и становились "волей богов", так легче было беспредельщиков на место ставить. "А кто сказал, что мне у Васи нельзя овцу подрезать?" "Как - кто?! Это наш любимый Боженька сказал! Восьмая заповедь, епт. Ты чё, против Боженьки попёр, сцуко?! Хочешь, чтоб нас из-за тебя всех затопило, как во времена Ноя, блеать?! На, нах!" И - дубиналом по загривку. Ну, или камнями побить можно.

О религии Религия, История, Длиннопост
Изменились и представления о смерти. При тотемизме человек полагал, что после смерти для него ничего не изменится - отправится охотник в Страну Вечной Охоты и будет в призрачных лесах выслеживать призрачных оленей, так же, как в реальных лесах реальных оленей выслеживал. А теперь уже загробное существование напрямую зависело от поведения человека при жизни. Тот, кто при жизни был примерным общественником, не нарушал заположняков и не делал западло - после смерти получит "конфетку", в награду за хорошее поведение. Либо в рай попадёт, либо в Вальгаллу, либо переродится удачно - из дворника в прораба и далее по тексту. А кто плохо себя вёл при жизни, тому и после смерти будет погано. Черти его на том свете припекут железными рогатками. Или крокодилоподобный Амамет ему голову откусит. Или синие демоны засунут его в гигантскую хлеборезку.
О религии Религия, История, Длиннопост
Между тем, производительные силы общества всё росли и росли, рабовладельческий строй всё развивался и развивался, общественные отношения всё запутывались и запутывались. И вот, дошло дело до того, что человек научился справляться со стихиями, зверушками, голодом, холодом и с не очень серьёзными болезнями. Человек подчинил себе природу, и теперь главной "нагибающей силой" стали другие люди.

Рабовладельческая Римская Империя подмяла под себя всё Средиземноморье и всю Западную Европу, включая даже Британию. Но сама Империя при этом прогнила до основания. Рабов в ней было намного больше, нежели свободных граждан. Сенека пишет: «Когда-то сенат постановил, чтобы рабы отличались по внешности от свободных, потом поняли, как было бы опасно, если бы наши рабы начали нас считать». Жилось рабам, ясное дело, хуже некуда. Римские историки описывают крупные восстания рабов, типа Сицилийского восстания или грандиозного бунта Спартака, надо думать, что были и другие эпизоды, когда рабы в той или иной провинции вставали на уши и ставили хозяев на ножи. 

Но и среди класса свободных граждан не всё было ровненько. Крупные рабовладельцы разоряли мелких, крестьяне нищали, города заполонили толпы безработных , которые выпрашивали "хлеба и зрелищ" и постоянно кипишили. Застопорилось развитие ремёсел и техники - зачем изобретать новую, улучшенную лебёдку, если можно тупо прикупить на рынке штук сто дешёвых рабов, которые что хошь тебе куда хошь затащат без всякой лебёдки, чисто пердячим паром? А что половина рабов надорвётся и помрёт в процессе - не страшно, Империя постоянно воюет, рабы идут потоком - то из Галлии, то из Германии, то ещё из каких мухосрансков. Но счастья римлянам порабощение окружающих народов не принесло. Несколько аристократических семей окружили себя немыслимой роскошью, жрали с золотых блюд и гадили в бриллиантовые унитазы, неплохо жила обслуга этих аристократов, а все остальные граждане Империи либо балансировали на грани унизительной нищеты, либо прозябали в оной. И вся эта система покоилась на фундаменте из миллионов рабов, которые спали и видели как бы своих хозяев порезать на ленточки. 

О религии Религия, История, Длиннопост

И это в Метрополии так печально дела обстояли. А в завоёванных Империей колониях всё было ещё печальнее. Рим пил кровь из местных мужиков, а противопоставить кровопийцам было нечего. Легионы есть легионы, с ними бодаться - это как головой в мясорубку залезть. Тем не менее, восстания регулярно вспыхивали, а римляне их регулярно топили в крови. В оконцовке, покорённые народы понимали, что им навеки отвели участь римских рабов, что кипишить равносильно самоубийству и надеяться можно только на чудо. Выбитые из колеи и разочаровавшиеся в борьбе люди нуждались хотя бы в моральном утешении. Люди не знали, как изменить окружающую действительность. В этом случае, напомню, дипломированные психологи советуют с действительностью "смириться". Иначе - когнитивный диссонанс, неврозы, шизофрения, галоперидол и палата №6.


Господа! Если к правде святой

Мир дороги найти не умеет —

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

(с) Пьер Жан Беранже


Очень верно сказано. Хотя тут Беранже, конечно, впадает в субъективный идеализм, абсолютизирует роль личности, "безумца". Народ сам придумывает себе "золотой сон", а "безумец" только должен народные идеи как следует сформулировать и успешно внедрить в жизнь. Беспросветное бытие людей в 1-м веке нашей эры порождало соответствующее сознание, нужна была только формула, которая объединила бы отдельные чаяния и образы в стройную систему. И вот - появляется в Иудее такой "безумец", Иисус Иосифович Давыдов по прозвищу Христос. Со своим замечательным учением. 

О религии Религия, История, Длиннопост

Ну, мы не будем особо углубляться в происхождение догматов этого учения. Это такая эклектика была - отовсюду понемножку. Там пара фраз из Сенеки, пара фраз из Филона Александрийского, пара положений из культа Сераписа, пара положений из культа Осириса, пара положений из культа Митры, и всё это круто замешано на иудейском монотеизме... 

На самом деле, неважно, насколько Иисус был оригинален. Важно, что его проповеди были предельно доходчивы и реально взрывали современникам мозг. Они, казалось, отвечали на все насущные, наболевшие вопросы современности. Они подходили как для эксплуататорских классов, так и для эксплуатируемых.

Рабы и люмпен-пролетарии чувствовали своё бессилие перед несправедливым устройством общества. Христианство объяснило где искать корни несправедливости - во всеобщей греховности людей. Мол, с обществом-то всё в порядке, просто люди стали злые, погрязли в грехах, отсюда и происходит тот горький катаклизм, который мы все вокруг наблюдаем. Вы не можете побороть окружающую несправедливость? А и не нужно её забарывать, нужно думать о своей душе и готовиться к загробной жизни. Она, загробная жизнь, и есть самая настоящая жизнь, а то, что происходит на бренной земле - только подготовка, репетиция. Причём если, допустим, египетская мифология говорила, что и в загробном мире фараон продолжит царствовать, а крестьянин - рыть канавы, то христианская загробная жизнь - совсем другое дело. Притчу о богаче и Лазаре помните? 

"Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь".

Короче, чем ты несчастнее в земной жизни, тем больше получишь после смерти. Глупость? Ну да, глупость. Но эта глупость убирала из жизни людей беспросветность, давала им надежду на то, что хоть когда-нибудь доведётся-таки пожить по-человечески, эта глупость позволяла примириться с гнусностями окружающего бытия. Как опиум, да. Треснулся - и жить хорошо. Даже не замечаешь, что лежишь на помойке, одетый в вонючие лохмотья, а на руке - гнойный абсцесс. С другой стороны, если у тебя по жизни нет никакой возмухи выбраться из помойки, разжиться нормальной одеждой и подлечиться - то опиум, по крайней мере, скрасит тебе последние деньки перед смертью. Поди хреново. Христианство - фантастическое отражение бессилия людей перед произволом эксплуататоров и оккупантов, своеобразный духовный опиум. (Так же, как тотемизм был духовным опиумом, фантастическим отражением бессилия людей перед стихиями и хищными зверями).

О религии Религия, История, Длиннопост

Для тогдашних эксплуататоров учение Христа тоже было весьма полезным. Во-первых, понятно, что если быдло будет молиться и поститься вместо того, чтобы мутить заговоры - это резко убавит эксплуататорам расходы на охрану общественного порядка. Во-вторых, раннее христианство отрицало обрядность, свойственную тогдашним национальным религиям, следовательно - годилось для практически любой народности, что было очень актуально для многонациональной Римской Империи. Христианство утверждало, что еврей, грек, негр преклонных годов, германец, галл и благородный римский гражданин - все равны перед Богом. И это было крайне удобно для завоевателей-эксплуататоров. Покорённые Империей народы требовали равенства - так вот оно, держите! Правда это виртуальное равенство, подарить ТАКОЕ равенство - нисколько не обременительно. Пускай какой-нибудь фракиец считает себя ровней римлянину - лишь бы исправно платил подати Кесарю и не пытался бороться с римской властью (то есть не пытался бы завоевать равенство в реальности, по факту).

Так что умные и дальновидные римские орлы-эксплуататоры сходу выкупили, какую хорошую религию выдумал этот самый Христос. Очень скоро христианами становятся многие римские всадники, сенаторы, чиновники. Они стараются и всю свою челядь на христианство подсадить. 

Уже в конце 2-го века нашей эры христиане, по словам церковного писателя Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, "заполняли уже трибы, декурии, дворцы, сенат и площади", а в 4-м веке христианство стало государственной религией Римской Империи.

Конечно, христианское учение со временем менялось, раннее христианство - совсем не то же самое, что христианство времён феодализма и уж совсем-совсем не то же самое, что христианство времён капитализма.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошая, короткая и емкая фраза, которой можно взрывать фанатиков: не бог создал человека, а человек - бога.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Аштар Шеран не одобряет!

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Доходчиво расписано.

Автор поста оценил этот комментарий

Удобный и полезный инструмент в руках общества. Жаль, что христианство уже не работает, теперь самый ценный и жизнеспособный генофонд человека на грани вымирания.

Лет через 100 муслимы расплодятся по планете и будет полная деградация людей. Привет средневековье.

раскрыть ветку