Несколько советов тем, кто пишет диплом.

Очень часто (каждый год) появляются истории о том, как человек целый год работал над дипломом, а потом навернулся жесткий диск/потерялась флешка/документ не открывается/ и в результате все летит в тартарары. Поэтому хочу поделиться своим опытом как сделать все так, чтобы не поседеть от неожиданности в день сдачи диплома.

1. Храните все файлы имеющие отношение к вашей дипломной работе в облаке. Лично я пользуюсь дропбоксом, очень удобно, файлы доступны на любом вашем компьютере. Облако наверняка защищает вас от утраты файлов: копии ваших документов хранятся на сервере и вы всегда можете их оттуда достать с любого компьютера где есть доступ к интернету.

2. По возможности пишите диплом в LaTeX. Для тех кто не в курсе -- это язык разметки текста. Данный язык использует для верстки большинство серьезных организаций. Да, редактирование в LaTeX сложнее чем в Word или OpenOffice, но зато с вашим исходником не случится так, что вы не сможете его открыть.
Word очень часто сходит с ума от больших текстов с обилием форматирования, кучей картинок, ссылок, и тому подобного. В результате в день диплома может оказаться что Word отказался открывать ваш документ.
Этот пункт выполнить сложновато, поэтому далее ориентируюсь на то, что большинство пишет в word.

3. Если все же пишете диплом в Word, структурируйте его. Не нужно писать все в один файл. Титульный лист -- отдельно. Список литературы -- отдельно. Каждую главу (а их как минимум пять: Введение, Глава 1, Глава 2, Глава 3, Заключение) -- в отдельный файл. Это затруднит вам вывод на принтер всего диплома целиком, но зато снизит вероятность того, что файл не откроется. Да и даже если word даст сбой, проще переписать одну главу, чем весь диплом.

4. Используйте автособираемое оглавление. Как это сделать можно узнать в интернете. Потратьте час на понимание того как работает автоматическое оглавление и вы сэкономите кучу времени на перепечатывании оглавления, перенумерации и прочих прелестях. У вас будет шикарное и всегда актуальное оглавление нажатием одной лишь кнопки "обновить"

5. По возможности, выносите все графики, картинки, рисунки, таблицы и схемы в приложение. Во первых так будет проще редактировать текст, у вас не будет все ехать к чертям при добавлении лишнего слова или пробела (это касается и word и LaTeX). Во вторых, как уже говорилось выше, вы можете оформить приложение отдельным файлом и увеличить надежность ваших файлов. (Это касается только Word)

6. Используйте правильное форматирование текста. Не используйте пробелы для выставления табуляции и табуляцию для ориентирования текста на странице. В Word есть линейка, на которой есть два ползунка. Пользуйтесь ими если необходимо написать текст в правой части листа с выравниванием по левому краю (Это касается не только дипломов, но и вообще всех документов где справа пишется шапка). Используйте разрывы страницы (Ctrl+Enter) между главами. Так у вас новая глава всегда будет начинаться в начале новой страницы и не придется удалять пустые строки.

7. Используйте режим непечатаемых символов (в Word Ctrl+Shift+8 по умолчанию). Сразу будет видно все двойные пробелы, лишние переносы строк и тому подобное непотребство, которое позже может сказаться на удобстве форматирования текста.

8. В конечном итоге, как бы вы не разбивали диплом, его придется собрать в один файл. Сделайте резервные копии всех файлов и смело окунайтесь в копирование и вставку. Word очень хорошо сохраняет форматирование текста, сборка всего диплома в один файл не отнимет много сил. Идеальная (по моему мнению) схема такая: Создаёте автоматическое оглавление в файле и пишите в этот же файл все заголовки, каждый с новой страницы, а мясо пишите в других файлах. Когда все написано и вылизано, форматирование выполнено, копируете в файл с оглавлением титульный лист и вставляете под заголовки уже отформатированный текст. Проверяете чтобы не поехали таблички и картинки (при правильном форматировании они едут крайне редко), обновляете оглавление и сохраняете готовый файл. Если в последствии этот файл не откроется, вы просто пересоберёте диплом еще раз за пять минут.

9. Сохраняйте файл в формате .pdf. Этот формат откроется всегда на любом компьютере в любой операционной системе. Так же этот формат гарантирует вам, что на бумаге документ будет выглядеть так же как на экране. Так что лучше выводите на печать .pdf файл. Это же касается и презентации к диплому. Практически любой редактор презентаций позволяет сохранить презентацию в формате .pdf, а значит ваша презентация наверняка откроется на защите и будет выглядеть так, как надо.

10. Не нужно много цветов. Помните, что ваш диплом, скорее всего, будет распечатан на черно-белом принтере. А значит рисовать цветные схемы и писать что "красным кружочком обозначено..." смысла не имеет. Красный кружочек станет серым и не будет отличаться от синего.
Это же касается и презентации. Ни в коем случае не делайте черный фон на презентации, только белый или светлые тона. Черный фон хорошо смотрится на мониторе или на проекторе в полной темноте. Вряд-ли вы будете защищать диплом в подвале, а значит презентацию на черном фоне будет видно очень плохо.
Это же касается цветов на презентации: Если нужно что-то обозначить цветом на слайде, используйте базовые темные цвета: синий, красный, зеленый, оранжевый. Такие цвета как желтый, розовый, голубой, салатовый хорошо смотрятся на мониторе, но скорее всего будут плохо видны на проекторе.

Ну и наконец, помните, что это всего-лишь защита диплома. Никто не хочет вас убить, и никто не желает вам провала, а значит нет поводов для паники.

Буду рад критике и с радостью отвечу на вопросы в комментариях.
Автор поста оценил этот комментарий
Как я рад что этот этап для меня пройден. Но до сих пор снится что мне надо писать диплом а не знаю с чего начать.
Автор поста оценил этот комментарий
О да, Word может преподнести сюрпризы))) У меня так диплом отказывался открываться, когда я еще в техникуме учился, благо я его уже дописал, печатал его прямо из проводника, через клик правой кнопкой, но кирпичей я тогда наделал, мама не горюй)))
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
в нашем институте в Latex Ни у одного препода не откроетс ))) тока Word. а каждый раз печатать для проверки это гемор.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
В 2003 году не было облаков, у товарища не открылась ни одна дискета, не смог распечатать и соответственно не сдал. да распечатать тоже не везде можно было.
Автор поста оценил этот комментарий
советы, актуальные 10 лет назад, сейчас никаких подобных проблем нет, + разделяя на главы, список источников задолбишься писать в ручную