На пачке "Беломора" раньше рисовали Суэцкий канал: зачем?
На лицевой стороне упаковки изображена карта европейской части СССР, немного Европы, Урал и Сибирь. И этот дизайн на пачке еще с 1937 года и используется уже 84 года.
Оформление было придумано художником А. Таракановым, который, исходя из названия, отметил на пачке все ключевые каналы СССР: Беломорско-Балтийский канал; Канал имени Москвы; Волго-Донской канал. Они все являются частью одной водой транспортной системы, связывающей Белое море с Азовским и Каспийским.
Именно благодаря этой системе Москва и стала называться "портом пяти морей", потому что из нее можно было попасть в Волгу, а уже из Волги, благодаря названным каналам, попасть в: Балтийское море; Белое море; Каспийское море; Азовское море; Черное море. Но стоит отметить, что Черное море - это немного спорно. Потому что в Черное можно попасть только через Азовское. Но раз так, тогда можно было бы в качестве московского порта назвать и Баренцево море (в него можно попасть через Белое), Северное (через Балтийское), ну и вообще в любое мировое море.
В годы ВОВ дизайн "Беломорканала" был немного изменен. С пачки убрали красный шрифт и карта была взята несколько более общим планом, чтобы туда поместить еще и: Суэцкий канал (Египет); Кильский канал (Германия). Каналы были отмечены схематично, без двойных синих полос и без изгибов. Есть мнение, правда ничем не подтвержденное, что такая карта была использована в пропагандистских целях.
Для чего это сделали?
Кильский канал
Соединяет Белтийское и Северное море. То есть позволяет обойти аппендикс, с расположенной на нем Данией. Канал открыли еще в конце 19 века и это было достаточно мощным прорывом для того времени. Его протяженность составляет 98 км.
Суэцкий канал
Он связывает не только Средиземное и Красное моря, но и Индийский океан связывает с Атлантическим, то есть Восток с Западом. Канал удивителен не только своим расположением а еще и протяженностью в целых 160 км.
Беломорско-Балтийский канал
Он соединяет Балтийское и Белое моря, через Ладожское и Онежское. В 40-е годы 20 века это был самый длинный канал в мире - 227 км. То есть длиннее Суэцкого в полтора раза, а уж Кильского так вообще больше чем в два.
Ну и то, как их строили, тоже показательно: Кильский канал строили 8 лет (то есть примерно 1 км в месяц), Суэцкий канал построили за 10 лет (1 км за 22 дня), а вот Беломорканал построили за... 1 год и 9 месяцев! Он возводился с примерной скоростью 1 км за 2,5 дня! Ничего удивительного, что Беломорканал был настоящей гордостью СССР и его разместили на пачке папирос в сравнении с другими, иностранными "братьями".
Но есть еще версия, которая не подразумевает пропаганду. И она, скорее всего, более соответствует действительности. Ну потому что вряд ли обыватель, достающий себе беломорину, чтобы закурить, знает какие длины каналов в других странах и чем же они уступают советскому. Если бы нужно было рассказать, как крут Беломорканал, то написали бы и расстояния в километрах, чтобы было понятно, чей канал лучше. Скорее всего это было просто географический экскурс для народа.
Как это зачем!? Чтобы если забыли карту, можно было по пачке Беломора лететь.