Мода на переименование городов и весей + небольшое личное расследование

Привет, Пикабу! В последнее время появилась странная мода на переименование устоявшихся топонимов наверно, кому-то заняться нечем. Но наткнулась на интересный случай с религиозным уклоном. Пусть это личный выбор человека, но умышленная дезинформация и навязывание чего-либо - это не то, с чем хочется мириться. В начале поста я сразу оговорюсь, что не имею ничего против людей верующих каждый делает что хочет, да и пост вообще-то не о них в массе, хотя, некоторые действующие лица безусловно воцерковлены.


Итак, на несколько дней назад, щелкая каналы на телевизоре в поисках приемлемого аккомпанемента для вкусного ужина, я наткнулась на передачу о необходимости переименования поселка им. Свердлова в Ленобласти, где по воле судьбы приходилось бывать. Для тех, кто захочет посмотреть – это «Нужное подчеркнуть» от 27.10 (смотреть стоит с примерно 7 минуты, до этого не по теме). Сюжет меня сначала заинтересовал, а потом и вовсе сподвиг на целое мини-расследование.


Для тех кому лень смотреть, перескажу вкратце. Сначала ведущий закидывает удочку, что название может аукаться людям в негативном смысле, кадр сменяется и глава администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» авторитетно поясняет, что в кадровом бардаке в администрации упомянутого МО виновато НАЗВАНИЕ поселка, но никак не сами члены администрации! Потом жители говорят, что спорткомплекса у них нет, как и секции тайского бокса, администрация обещает ништяки и не исполняет обещанного. И кто же виноват? Конечно нехорошее название! Ну ведь точно не энергичная глава администрации И как преодолеть многолетний административный кризис? Оказывается, все просто – нужно просто поменять название поселка на «Борисоглебское на Неве» и все сразу изменится! Именно так - и деньги на спорт появятся, и междоусобные войны в администрации прекратятся, и все обещания, как по волшебству, исполнятся. Местный батюшка так же говорит, что причины всех бед поселка метафизические, а простым мирянам далеким от лона церкви этого понять не дано. И тут нам заявляют, что еще отец этого батюшки завещал свердловчанам изменить название поселка, ведь иначе ничего хорошего там не будет.


Потом небольшой рассказ о том, что Яков Свердлов – чудовище, ведущий ссылаясь на знакомых близких к оккультизму, называет Свердлова бесом, питающимся кровью и рассказывает нам новый термин – родосгоние, нарекает Луначарского его родоначальником, а далее мусолит то, что Луначарский - бастард. В противовес сказанному нам рассказывают красивую легенду, что на месте поселка 15 июля 1240 года накануне Невской битвы дозорный Александра Невского на рассвете увидел двух святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба в ладье (их зверски убил их собственный брат еще за 200 лет до рождения Александра Невского, а они не сопротивлялись). Канонизованные князья сказали: «Поможем нашему сроднику!» - и потому, благодаря их незримой помощи была выиграна Невская Битва. Полную версию продвигаемой легенды можно посмотреть здесь(https://vk.com/club83770797?w=wall-83770797_117). Дальше говорится о том, что молодое и недалекое поколение собственников жилья не чтит и не знает своих героев – Бориса и Глеба, а красная звезда – символ сатаны… немного лирики, рассказ о том, что поселок расположен на исконно-русских святых землях, славяне здесь жили всегда… иии сюжет окончен!


Тема меня заинтриговала – мне стало интересно узнать побольше об истории этого поселка, а также легенде, которая представлена как обоснование для нового названия. В итоге все оказалось далеко не так чисто и просто, как представлено в передаче и группе активистов в вк, так что о потраченных выходных не жалею вообще! Всех родных и близких я уже достала своими откровениями на этот счет, а желание делиться открытиями так и не пропало. А где же еще этим заниматься, как не здесь!) бумага все стерпит


Итак, предлагаю для начала узнать немного больше об истории этого исконно русского православного места. Во времена Александра Невского по берегам Невы проживали Ижоры (племя финно-угорской группы, выделившееся из карелов, обладающее собственным языком). Как отдельный сильный народ впервые упоминаются в булле папы Александра 3, а с 13 века присоединяются к Новгородским владениям. В 17 веке место будущего поселка на шведских картах Ингерманландии было отмечено деревенькой «Rajatorp», позже именовавшаяся «Borotki» и «Reijo». То есть, эти земли никак нельзя назвать исконно славянскими. В дальнейшем, на этом месте был организован сезонный поселок для рабочих, который в 20 веке стал тем самым поселком имени Свердлова. Про религию – только в 1860 был открыт молельный дом, который был перестроен в конце 19 века в кирху (да и то все это примерно в 4-х км. от территории поселка). Так же существовал католический приют. И только в 1997 году там появилась первая церковь и, соответственно, у некоторых граждан, желание дать поселку православное имя. (Все можно проверить в Вики)


Вот только имеет ли место быть это имя? Нам преподносится факт божественного видения, при чем даже обозначается точная его дата и место. Но ведь не могло пройти незамеченным такое событие, это место было бы как минимум как-то отмечено! А вот и первая несостыковочка! Мне стало интересно, и я решила провести небольшое расследование - вот так при помощи инструментов истории доказать или опровергнуть правомерность притязаний православных активистов. Обещаю особо не грузить читателей выдержками из летописей)


Итак, суть истории такова! Эта Невская битва новгородского князя Александра против шведов упомянута в Новгородской летописи (старославянский текст полностью приведен в книге «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов» – М.-Л.1950 – с 72-85.). Книга есть в открытом доступе, каждый может ознакомиться. Так вот, в этом современном Александру тексте указывается, что действительно, летом 6674 года по старорусскому стилю (1240г.), была битва в устье реки Ижоры, во славу и под покровительством Кирика и Улиты (раннехристианские святые), а не Бориса и Глеба. Более того, главу шведов почему-то звали славянским именем Спиридон. Хотя и с нашей стороны была любопытная личность – так так некто Дрочило Нездыловъ смог прославить свое славное гордое имя в веках!) Но не в этом суть – никакого чудесного явления князей Бориса и Глеба не упоминается, согласитесь, что это выглядит очень странно, поскольку событие не рядовое. Тогда откуда взялась не просто легенда, а легенда даже с упоминанием места и дня? И вообще, откуда взялась запись о Борисе и Глебе в различных более поздних источниках, на которые ссылаются активисты движения?


А здесь все просто! Все эти документы копируют с небольшими дополнениями и вариациями один документ –«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» (так же в свободном доступе, даже переведено с древнерусского), написанный между 1263 и 1280 годами, после смерти Александра. По мнению исследователя Д.С. Лихачева, создана по велению митрополита Кирилла. Оттуда же взято заимствование текста о битве в Лаврентьевскую летопись, которое почему-то размещено за 1263 год. Согласно предисловию к повести, которая была написана уже после смерти главного героя, она основана на рассказах самого Александра. В повести история обрастает множеством новых подробностей, некоторые из которых граничат с безумием!


Здесь уже не просто отряд с кораблями, а сам шведский король приехал на Неву и послал гонцов Александру, чтоб тот поторопился на встречу его силе великой, да кораблям многочисленным. Здесь и всплывает первая историческая несостыковочка – в шведских записях нет ни одного упоминания о королевском походе в эти земли за тот период, которые должны были бы существовать. А в нашей повести указывается, что Александр копьем поразил короля в голову!


Но вернемся к легенде. Для начала вспомним указанный историками путь следования Александра: он вышел из Великого Новгорода, вдоль Волхова дошел до Ладоги, а оттуда мимо Ладожского озера последовал к устью Ижоры (всем любопытным рекомендую погуглить карту его походов, там это есть). Так вот, согласно повести, среди ижор был некий Пелугий, который увидел сколь велики силы шведов и поспешил навстречу дружине Александра. Стоит отметить, что в повести нет никаких указаний на время, проведенное Александром в пути (а прошли они 300 км. пешкодралом в одну сторону по бездорожью: два конных отряда, один пехоты + обозы с провизией), то есть рассказ просто перескакивает с выхода из Великого Новгорода ко встрече с Пелугием, а потом так же перескакивает на вступление в битву. Учитывая манеру повествования, нет никаких оснований для предполагать, что видение было за день до битвы, так как из текста это не следует. Более того, указано, что Пелугий, хоть и жил среди соплеменников-язычников (что верно), тем не менее сам был истовым православным, носил крещеное имя Филипп и соблюдал все положенные праведнику посты. Собственно, потому-то, когда он стоял в дозоре на рассвете и прислушался к шуму на море (в тексте говорится именно МОРЕ, т.е. где угодно, но не на реке), он увидел плывущий по его водам насад с Борисом и Глебом (т.е. вопреки убеждениям активистов, вообще ни разу не величественную ладью! Это простая грузовая плоскодонка с одной мачтой). Эта описание встречи само по себе важно. Источником путаницы с присвоением места видения участку Невы возле поселка Свердлово может служить то, что финно-угоры и славяне тех времен именовали Ладогу древним финским словом «Нево», что дословно означало «морской залив, море». Но, как явно и прямо следует из текста повести, на месте знаменитого явления действительно были шумные морские воды, а не величественное течение реки. Таким образом, можно сделать очевидный вывод, что легендарное явление усопших страстотерпцев если и состоялось, то только на берегу Ладожского озера. Но почему до написания повести нет никаких упоминаний о чуде? Текст говорит нам, что Александр решил сохранить явление ото всех в тайне и никому - даже своим воинам, которым лишняя мотивация перед битвой только во благо, ничего не сказал. Очень странно.


Более того, из этой легенды проистекает и другая – мол после битвы князь обнаружил, что на противоположной стороне реки, куда он не смог попасть, множество шведов перебито ангелом Господним, все это благодаря благословению Бориса и Глеба. Да вы только вдумайтесь! Христианский король со своими воинами пришли на земли языческого племени, вступили в схватку с другим христианским правителем и их за это перебили ангелы! Ангелы убивают христиан землях язычников, Карл! Это выше всякого понимания, за гранью добра и зла… И нет – они не издеваются, так и написано, и эта история без изменений приводится на многих православных сайтах! Потому, считаю некорректным использовать этот источник, как вызывающий сомнения, а значит и название не может быть уместно - за недоказанностью наличия божественного явления и неверным определением места предполагаемого события.


И на месте этой придуманной метафизической бойни стоит поселок имени Свердлова, который во имя праведной веры Христовой и особой иконы в местном храме хотят назвать Борисоглебским на Неве.


Но вернемся к дням насущным. Вообще, сваливать проблемы с коммуналкой и бардаком в администрации на что угодно – это уже народная забава. Но в данном случае… Да я просто снимаю шляпу! Не каждому дано такую ересь продвинуть в массы! Да и как здорово от проблем насущных отвлекает наиболее пассионарную часть населения. Но только господа активисты не задумываются, во что встанет хотя бы смена всех адресных табличек на зданиях в муниципальном образовании с дефицитным бюджетом. Быть может, стоит потратить эти деньги на улучшение условий жизни для свердловчан, а не искать метафизические отмазки для бездействия власти?


Чтож, в заключение поста скажу одну вещь, которую считаю важной. Я сама верю в Бога, но также считаю, что история неоднократно доказывала сколь часто религиозные чувства становятся мощным орудием махинаций в руках предприимчивых и не лишенных таланта людей. Никто не вправе навязывать другим свои религиозные убеждения, а уж тем более сваливать свою вину на надуманные обстоятельства, дезинформировать и выдумывать чудеса там, где они не происходили.


И если уж прямо вот настооолько хочется переименовать поселок, то и делать это надо таким образом, чтобы избежать какого-либо сомнительного навязывания: пусть у всех будет и выбор, и полная информация. А если говорить о названиях, то пусть будет хоть «Александроневское» – по крайней мере он однозначно существовал и точно бывал в этих краях. А что думаете вы о переименовании всевозможных городов и весей? И стоит ли вообще менять в срочном порядке название этого поселка?

1
Автор поста оценил этот комментарий

знаком с ситуацией, проживаю в этом поселке, сюжет тоже смотрел, также провел личное расследование и в итоге придерживаюсь позиции за переименование в Борисоглебское. У автора немного плоский и скептический подход к проблеме, отчасти возможно от не полного понимания мотивов жителей. по некоторым "нестыковкам" есть ответы надо еще погуглить и гадать не придется. Уважаю за пристрастность к деталям, и наличие собственного обосновонного мнения, чего на мой взгляд и не хватает многим свердловчанам.  

1
Автор поста оценил этот комментарий

Автор прав на все 100. Не на то силы тратятся. В поселке не хватает дет садов, школы, культурных объектов,.... Территория поселка засыпается мусором из города(с подачи той же, местной власти), а тут, видите ли все беды в названии поселка. Ну БРЕД ПОЛНЫЙ(((

Собрали бы так же активно подписи за перенос фабрики, или убрали бы мусор на территории поселка, или гоняли бы камазы с мусором, засыпающие наши пруды,.... Эти проблемы не известны чужакам, которым так сильно ненавидят название нашего поселка!!!

ещё комментарии